На столичном заводе СВАРЗ вышли на темп производства двух электробусов в сутки
Александр Климнов, фото автора
На площадке ПАО «КАМАЗ» – СВАРЗ 27 июля состоялась экскурсия для СМИ по цехам по производству электробусов и остановочных пунктов.
Цех, который занимается сборкой электробусов КАМАЗ-6282, вошел в строй весной 2021 года. На его площадях действуют две параллельные сборочные линии с четырьмя постами на которых две бригады по 15 человек выпускают по 2 электробуса в день.
На СВАРЗе происходит порядка 40% от всех операций производства электробуса, при этом, данные операции наиболее дорогие и высокотехнологичные и составляют около 60% всей стоимости производства электробуса.
Из Нижнекамска в Москву приходят т.н. «планеры», т.е. пустые кузова на колесах, которые на СВАРЗе (естественно после мойки) оснащают батарейными модулями, электрическими преобразователями, коммутационными блоками и токоприемником, прокладывают силовые провода и монтируют поручни в салоне, а также боковые зеркала заднего вида и передний капот.
На следующем посту в салоне устанавливают сидения и стеклянные ограждения, устанавливают систему видеонаблюдения и наружную светотехнику.
На третьем посту на электробус устанавливают автоматизированную систему контроля оплаты проезда и систему Wi-Fi, элементы акустики и освещение салона, панелями воздуховодов, огентушителями и аптечкой. На последнем посту производится брендирование кузова (нанесение соответствующей графики) и регулировка камер кругового обзора.
На отдельном посту происходит такая важная операция как регулировка схода-развала колес и света фар, кроме того, на специальных барабанах проверятся исправность тормозной системы.
После этого электробус отправляется в дождевальную камеру, где в течение 20 минут под интенсивными потоками воды кузов проверяется на герметичность.
Весь процесс, начиная с прибытия планера (на автопоездах-тралах) до выхода готовой машины занимает двое суток.
Кстати, принимает собранные на СВАРЗе электробусы специальный отдел в структуре ГУП «Мосгортранс».
Максим Ликсутов рассказал, что с начала этого года СВАРЗ согласно крупнейшему в Европе контракту на поставку инновационного городского транспорта передал в эксплуатацию на московских маршрутах более 120 электробусов.
За первую половину 2023 года на СВАРЗе собрали 123 электробуса из нового контракта; 1500 раз провели техобслуживание автобусов; 3200 раз ремонтировали узлы и элементы автобусов; собрали 800 остановочных павильонов нового типа.
Максим Ликсутов отметил: «СВАРЗ – один из лидеров в России по производству и ремонту подвижного состава городского транспорта. С 2021 года там работает производственная площадка ПАО «КАМАЗ», на которой собирают электробусы. Локализация цеха производителя сократила сроки изготовления и поставки техники, мы стали экономить на логистике. Всего за это время передано в эксплуатацию почти 530 электробусов, которые вышли на маршруты столицы. Это отвечает задаче Мэра Москвы Сергея Собянина по развитию экологически чистого городского транспорта».
Во время экскурсии гендиректор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул отметил, что в ближайшие пять лет количество электробусов в Москве достигнет ~2/3 от общей численности подвижного состава городского пассажирского транспорта. И СВАРЗ должен сыграть в этом одну из ведущих ролей, став одним из крупнейших центров по производству и сервисному обслуживанию электротранспорта в России, который будет выпускать до 700 электробусов ежегодно.
Согласно контракту до конца 2024 года КАМАЗ поставит «Мосгортрансу» 1000 ед. модернизированных электробусов КАМАЗ-6282 с увеличенным до 80–90 км запасом хода и уже полностью электрическим отоплением, причем раздельным для водительской кабины и салона, а также рядом других усовершенствований, а главное с комплектующими импортозамещенными из недружественных стран, включая задний ведущий портальный мост производства ZF (замененный на китайский) и еще 200 ед. электробусов ГАЗ(ЛиАЗ)-6274 поставит «Группа ГАЗ».
Справка: Сокольнический завод «СВАРЗ» основан в 1905 году как Сокольниче¬ские ремонтно-трамвайные мастерские для капитального ремонта трамвайных вагонов и их агрегатов. С января 1934 года на заводе «СВАРЗ» было развернуто производство троллейбусов модели ЛК-1. В 1956 году СВАРЗ изготовил для выставочной линии ВСХВ (ВДНХ) троллейбус ТБЭС, а с 1958 года модели этого троллейбуса МТБЭС вышли на городские магистрали (одна такая машина участвовала в культовой кинокомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» – авт.). Весной 1959 года СВАРЗ изготовил первый сочлененный троллейбус СВАРЗ-ТС1. В ноябре 1988 года был произведен первый троллейбус СВАРЗ-Икарус.
С 2007 года на заводе действует многофункциональный сервисный центр по ремонту, гарантийному и сервисному обслуживанию автобусов ПАЗ, ЛиАЗ, Волжанин, МАЗ, FIAT Ducato и их агрегатов. Выступая в качестве авторизированного дилера автобусных заводов ПАЗ, ЛиАЗ, Волжанин и МАЗ, завод предоставляет полный спектр услуг по ремонту и техническому обслуживанию автобусов и их агрегатов
В наши дни СВАРЗ – основная ремонтная база Московского пассажирского транспорта в системе ГУП «Мосгортранс» и ведущее российское предприятие по производству и ремонту подвижного состава городского транспорта и его узлов и агрегатов.
На заводе введена в строй современная линия для диагностики узлов и агрегатов ведущих мировых производителей. Современное диагностическое оборудование и специалисты, прошедшие соответствующее обучение, в короткие сроки выявляют и устраняют возникшие неполадки.
Завод сертифицирован по стандарту качества ISO-9000.
Кузовной цех с камерой антикоррозийной обработки выполняет кузовной ремонт любой сложности. Уникальные подъемники дают возможность отремонтировать ходовую часть любых марок автобусов, в том числе двухэтажных.
Завод готов представлять предприятиям-перевозчикам услуги по сервисному обслуживанию транспортных средств. СВАРЗ дает гарантию завода-изготовителя, использует только оригинальные запасные части и рекомендованные ГСМ (вся используемая продукция имеет сертификаты качества).
Уникальной особенностью производства электробусов на СВАРЗе стало полное отсутствие вредных выбросов – производство полностью экологичное. Также новое производство обеспечило москвичам более 200 рабочих мест и порядка 100 млн. рублей налоговых поступлений в год.
P.S. СВАРЗ – пример того как и в старые мехи вполне можно влить молодое вино и получить на выходе вполне передовой и качественный продукт.