Узбекский UzAuto и китайский BYD – «электрические» братья навек?
21 февраля 2022
Узбекистан выбрал стратегического союзника для развития производства электромобилей
Александр Климнов, фото autohome.com.cn и UzAuto
Президент Узбекистана дал поручение в течение трех месяцев разработать стратегию развития электромобильной отрасли в республике. Такая стратегия должна включать в себя программу локализации комплектующих и материалов для электромобилей, а также разработать для них технические требования и современные стандарты.
Глава Узбекистана также поставил задачу до конца года завершить переговоры с зарубежными компаниями и начать проект со стратегическим партнером и таковой партнер нашелся (об этом ниже).
В марте 2021 года АО «УЗАВТОСАНОАТ» (UzAuto) сообщило, что производство электромобилей в Узбекистане может быть налажено к 2025 году. Причем уже в 2022 году компания Central Asia Motors может приступить к серийному выпуску электромобилей на территории Ферганского механического завода. Проект производства 10 тыс. электромобилей в год оценивался в $50 млн.
В свою очередь, Минэнерго Узбекистана готовит программу расширения сети электрозаправок. Ранее такой инфраструктурой для электромобилей занимались только частные компании. В сентябре 2021 года президент Узбекистана подписал закон о внесении поправок в Налоговый кодекс, согласно которым приобретение и временный ввоз электромобилей освобождаются от транспортных сборов. Импорт электромобилей также не облагается акцизами и таможенными пошлинами. Осенью прошлого года в Узбекистане началась выдача специальных государственных номерных знаков для электромобилей. Таковые выдаются автомототранспортным средствам, оснащенным электромоторами мощностью от 4 кВт или развивающим скорость от 40 км/ч. Часть знака, на которой указывается код территории, окрашена в зеленый цвет. В будущем электромобилям, учитывая их «полную экологическую безопасность», могут дать преимущество при въезде в центральные части городов. Кроме того, могут быть введены льготы и удобства при государственной регистрации и прохождении технического осмотра электромобилей.
На прошлой неделе компании BYD Auto Industry Co., Ltd. и АО «УЗАВТОСАНОАТ» провели онлайн-церемонию подписания меморандума о взаимопонимании о стратегическом сотрудничестве
Обе стороны будут сотрудничать в продвижении автомобилей на новых источниках энергии (NEV) и способствовать включению местной индустрии производства электромобилей и гибридов к мировому уровню.
Справка: государственная автомобильная группа в Узбекистане АО «УЗАВТОСАНОАТ» – крупнейший производитель автомобилей в Центральной Азии и единственный производитель автомобилей с полной структурой производственного цикла, располагает полноформатной внутренней и региональной сетью продаж и системой послепродажного обслуживания.
Согласно меморандуму, обе стороны начнут совместно разрабатывать и производить более конкурентоспособные электромобили и гибриды, а также совместно способствовать устойчивому развитию мировой индустрии ТС на новых источниках энергии.
Генеральный менеджер европейского филиала и отдела международного сотрудничества компании BYD Шу Юсин сказал: «Как ведущий мировой бренд по производству автомобилей на новых источниках энергии, мы предоставим UzAuto самые передовые технологии и комплексные новые энергетические решения, а также будем участвовать в строительстве и развитии местной индустрии по выпуску NEV. Я считаю, что мощный альянс между BYD и UzAuto создаст модель взаимовыгодного сотрудничества в отрасли и будет совместно способствовать переходу на экологически чистые и низкоуглеродные технологии».
Прототип электромобиля BYD EA1 образца 2021 года
Справка: китайская компания BYD Auto Industry Co. произвела в 2021 году (данные производителя) 607 119 ед. NEV, что в 3,2 раза больше, чем в 2020-м. Выпуск легковых BEV составил 322 983 ед. (рост в 2,5 раза), а PHEV – 274 098 ед. (рост в 5,7 раза).
Прототип электромобиля BYD EA1 образца 2021 года (вид сзади)
Продажи легковых NEV марки BYD составили 603 783 ед. (рост также в 3,2 раза), включая 320 810 ед. (рост почти в 2,5 раза) BEV и 272 935 ед. (рост почти в 5,7 раза) PHEV. Выпуск и продажи коммерческих электромобилей составили 10 038 ед. (–5,6%), включая 5772 электробуса, что на 36,8% меньше, чем в 2020-м. Эти результаты закрепили за брендом ведущее положение в сегменте NEV (сюда же относятся и водородные FCEV, представленные преимущественно электробусами на топливных элементах).
Ну и для сведения: выпуск автомобилей BYD с ДВС (ICE) составил в прошлом году 140,4 тыс. (–41%), включая 93,7 тыс. (–46,4%) SUV, а их продажи составили 136,4 тыс. (–42,5%), включая 93 тыс. (–46,6%) кроссоверов. Таким образом, BYD активно «переобувается» на электропривод, получая большую часть своих доходов именно в сегменте NEV.
P.S. Итак, Узбекистан в построении своей «устойчивой электрической мобильности» определился. Впрочем, дистанция между меморандумом о намерении и реальном воплощении проекта совместно производства может быть достаточно продолжительной, тем более, что обнуление ввозных пошлин на BEV и PHEV может подорвать усилия по выходу локализованного производства на уровень окупаемости, к тому же для реального внедрения в Центральной Азии электромобилей еще надо будет создать под них соответствующую инфраструктуру зарядки и сервиса, а также провести мощную рекламную и разъяснительную кампании.
Российский вариант создания собственной отрасли производства электромобилей, начинающийся, наоборот, с возвращения 15-процентной ввозной пошлины на BEV и введения для них повышенного утильсбора, также «по идее» должен привести к развитию данного сегмента автопрома. Впрочем, в связи с новым «черным лебедем» антироссийских санкций говорить что-либо определенное о развитии нашей автомобильной отрасли пока не приходится. Например, ОАО «АСМ-холдинг» считает, что введение санкций может привести к спаду производства всех легковых автомобилей в 2022 году на 5% к уровню 2021 года.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка