Завод «КАМАЗ-мастер» готовит новый гоночный грузовик

Завод «КАМАЗ-мастер» готовит новый гоночный грузовик

18 июня 2021


Журналистам федеральных СМИ было продемонстрировано современное производство гоночных грузовиков «КАМАЗ-мастер»


автор

Александр Климнов, фото автора


Завод «КАМАЗ-мастер», расположенный в Нижнекамске, представляет собой одно из самых современных и оснащенных производств в России. 
SAM_2916.jpg
На предприятии создают как новые гоночные грузовики, так и поддерживают в боевом состоянии ранее выпущенные машины, включая и исторические.
Zastavka.jpg
Сборка ведется стапельным методом, а всего на заводе трудится 180 человек, причем из-за интенсивной гоночной программы команды загрузка у них едва ли не запредельная. 
SAM_3044.jpg
Блок цилиндров получается из Китая с совместного производства DongFeng и Cummins, но на «КАМАЗ-мастер» от него мало что остается – только мощность и момент форсируются против серийных в три раза.
SAM_3110.jpg
Так выглядит устройство гоночного КАМАЗа – двигатель расположен в базе, причем на каждую машину ведется собственный паспорт и через определенное время заменяются не только все агрегаты, но даже сама «уставшая» рама машины.
SAM_3108.jpg
Тормозные механизмы собственного производства при установке оберегают особенно тщательно.
SAM_2989.jpg
Готовят на «КАМАЗ-мастер» и гоночные грузовики для участия в зачете серийных машин.
SAM_2934.jpg
При заводе, конечно, есть свой музей славы, где собраны многочисленные трофеи команды «КАМАЗ-мастер», завоеванные ею за десятилетия выступлений на международных и российских ралли.
Беляев_Альдар_Раисович.jpg
Экскурсию по предприятию и музею славы «КАМАЗ-мастер» провел легендарный штурман (в 1996–2018 гг.) Айдар Раисович Беляев.
SAM_2938.jpg
Такой впечатляющей коллекции «статуэток Бедуина» (золотых, серебряных и бронзовых призов «Дакара») нет ни у одного другого автопроизводителя мира.  
SAM_2924.jpg 
Справка: в сентябре 1988 года на ралли «Ельч» в Польше состоялся дебют команды из Набережных Челнов. В том первом в своей истории ралли-рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ 4310.
SAM_3067.jpg

Реплика первого гоночного КАМАЗ-4310, воссозданная на заводе «КАМАЗ-мастер» на основе армейского грузовика с хранения

Уже в начале 90-х годов, в тесном содружестве с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики: КАМАЗ 49250 и КАМАЗ 49251. Основой для этих машин служила самая совершенная на тот период времени техника Камского автозавода.
SAM_3064.jpg
В 1994 году команда выступила на автомобиле КАМАЗ-49252 с ярко выраженными спортивными характеристиками, принципиально отличающимися от обычных серийных грузовиков. На нем устанлвили 750-сильный двигатель, причем в базе (среднемоторная компоновка) и большие 25-дюймовые колеса. Скошенная сзади платформа внедорожника, призванная снизить аэродинамическое сопротивление, стала оригинальным этапом дизайна спортивного грузовика, оставшимся в истории. Уже через год три спортивных грузовика нового поколения позволят камазовским экипажам встать на победный подиум автомарафона «Париж-Москва-Пекин». Спустя несколько месяцев, в январе 1996-го, команда впервые станет победительницей легендарного ралли-марафона «Дакар».

Эксперименты над техникой иногда были даже чересчур смелыми. Например, спортивный КАМАЗ-49255 имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1050 лошадиных сил. Его гипермощное сердце ломало трансмиссию, что и произошло на «Дакаре» 1998 года. Очень часто автомобили рождались в предельно сжатые сроки. Так, в 2002 году FIA наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компановкой, обеспечивающей хорошую развесовку и устойчивость. Камазовский грузовик был как раз таким. Но самая большая сложность состояла в том, что об этих нововведениях стало известно всего за полгода до старта.
SAM_3066_1.jpg
В краткие сроки был создан боевой спортивный грузовик КАМАЗ 49256 с двигателем мощностью в 830 лошадиных сил. Рождался он в муках, после каждого испытания с полигона машину увозили на трале. И только за несколько часов до отправки команды на «Дакар» погрешность была найдена и устранена. В итоге, автомобиль прошел проверку на прочность, принеся камазовцам очередное дакаровское золото.
SAM_3062.jpg

В заводской коллекции гоночных машин, те из них, что с табличками года выпуска выполняют роль уже исключительно экспонатов

Еще через год команда «КАМАЗ-мастер» совершила новый качественный скачок, создав (кстати, при непосредственном участии Айдара Беляева – авт.) новую модель спортивной машины. КАМАЗ 4911 EXTREME стал боевым автомобилем, не имеющим аналогов по проходимости, маневренности и динамике. За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». И действительно, в руках таких мастеров, как пилот Владимир Чагин эта машина на скорости с легкостью отрывалась от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. С двигателем мощностью в 830 лошадиных сил автомобиль за десять секунд разгонялся до 100 км/ч.

С 1999 года традиционным испытательным полигоном для технических новшеств стало ралли «Desert Challenge» в Арабских Эмиратах, условия которого максимально приближены к дакаровским. Коллектив начал вести постоянную работу по уменьшению массы автомобиля, увеличению плавности хода и решению множества других важных задач по совершенствованию техники.

В 2007 году организаторы «Дакара» вновь изменили технические требования, предъявляемые к участвующим в гонке грузовикам, несколько смягчив их. В частности, стало возможным немного сместить назад двигатель, чем команда «КАМАЗ-мастер» и воспользовалась, улучшив развесовку и маневренность автомобиля, а также увеличив плавность хода. Однако, облегчение в одном повлекло за собой ужесточение в другом: были предъявлены новые требования к серийности. Если раньше, чтобы спортивный грузовик прошел омологацию, достаточно было выпустить с конвейера пятнадцать подобных машин, теперь требовалось – пятьдесят в течение двух лет. Поэтому вновь за основу новой модели был взят автомобиль, выпускаемый камским автогигантом для нужд армии.
SAM_3068.jpg
На исходе 2007 года появился на свет КАМАЗ-4326 VK. О добросовестности подхода к созданию машины свидетельствует один лишь факт: новый камазовский боевой грузовик первым прошел омологацию в своем классе. Предъюбилейный КАМАЗ-4326 VK, воплотивший все самые лучшие наработки команды доказал свой потенциал сначала на этапах чемпионата России, а затем и на «Дакаре 2009».
SAM_3075.jpg
В 2016 команда «КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято исходя из растущей тенденции по использованию автомобилей капотной компоновки во внедорожной спортивной дисциплине.
SAM_3072.jpg
В мае 2018-го был создан автомобиль с индексом КАМАЗ-43509. За 2019 год машина претерпела серьезную модернизацию: оптимизированы рабочие процессы двигателя, что позволило снизить дымность отработавших газов без ухудшения динамических свойств, усовершенствованы магистрали и элементы впускной и выпускной систем, уменьшено усилие на рулевое колесо, произошла перекомпоновка внутреннего оснащения кузова и оптимизирован центр тяжести автомобиля.
K5.jpg
К гонке «Шелковый путь 2021» команда готовит совершенно новый спортивный грузовик семейства К5, который команда намерена представить перед самым стартом гонки . В настоящее время работы по его сборке в стадии завершения (к сожалению на прошедшем мероприятии для СМИ представить новинку команда не успела и журналисты смогли увидеть только закамуфлированный автомобиль в сборочном цехе). Планируется, что пилотировать новую машину под номером #501, которая вобрала в себя весь опыт предыдущих лет выступлений, должен будет действующий чемпион ралли «Дакар» Дмитрий Сотников.

По словам заместителя директора команды по производству и развитию Сергея Савостина, конструкторы «КАМАЗ-мастера» при разработке и конструировании новой машины держали в голове вероятные изменения в техническом регламенте FIA, который принимается для планируемого с 2022 года грузового зачета Чемпионата мира по внедорожным ралли. Технические регламенты обновляются с периодичностью раз в 5-7 лет и, как правило, исполнение изменений влечет для команд переделки в машинах и существенные финансовые затраты. 2020 год прошел в режиме плотного обсуждения специалистами команд и технических комиссаров его пунктов. Большое участие в этой работе принимает технический директор команды Владимир Губа. 
 
P.S. Само предприятие «КАМАЗ-мастер» произвело впечатление именно своей культурой без оговорок по самому высоким мировым стандартам, не только по большому (производству гоночных траков), но и в таких малостях как, например, заводская столовая – именно из таких мелочей и складывается победная история команды.
    
Следите за новостями на портале www.rim3.ru  

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Honda будет вытягивать Nissan из «болота»?

Honda будет вытягивать Nissan из «болота»?

Компании Honda Motor и Nissan Motor начинают переговоры о слиянии для конкуренции с Tesla и китайскими производителями электромобилей

18.12.2024

Volkswagen на грани войны с профсоюзами в Германии и США

Volkswagen на грани войны с профсоюзами в Германии и США

Владельцы концерна Volkswagen Group упорствуют в решении о закрытии заводов и массовых увольнениях в Германии – профсоюз угрожает бессрочной забастовкой

16.12.2024

Петербургский Xcite заявил об отсутствии новинок и планов на 2025 год

Петербургский Xcite заявил об отсутствии новинок и планов на 2025 год

«Автозавод Санкт-Петербург» в 2025 году новинок выпускать не собирается

06.12.2024

Главу суперконцерна Stellantis Карлоса Тавареса «ушли» за год до окончания контракта

Главу суперконцерна Stellantis Карлоса Тавареса «ушли» за год до окончания контракта

Глава транснационального автоконцерна Stellantis ушел в досрочную отставку на фоне рухнувших акций и дохода

02.12.2024

«Фольксваген» на пороге бессрочной забастовки

«Фольксваген» на пороге бессрочной забастовки

Volkswagen отверг предложения профсоюза IG Metall и с 1 декабря на всех его предприятиях в Германии начнется забастовка

29.11.2024

Российский автопром за 10 месяцев 2024 года нарастил производство всех типов ТС, но особенно – троллейбусов и электробусов

Российский автопром за 10 месяцев 2024 года нарастил производство всех типов ТС, но особенно – троллейбусов и электробусов

Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек

28.11.2024

Honda может присоединить Nissan и Mitsubishi

Honda может присоединить Nissan и Mitsubishi

Тяжелое финансовое положение Nissan может привести его и Mitsubishi под контроль Honda

27.11.2024

Возврат к списку