Завод «КАМАЗ-мастер» готовит новый гоночный грузовик
18 июня 2021
Журналистам федеральных СМИ было продемонстрировано современное производство гоночных грузовиков «КАМАЗ-мастер»
Александр Климнов, фото автора
Завод «КАМАЗ-мастер», расположенный в Нижнекамске, представляет собой одно из самых современных и оснащенных производств в России.
На предприятии создают как новые гоночные грузовики, так и поддерживают в боевом состоянии ранее выпущенные машины, включая и исторические.
Сборка ведется стапельным методом, а всего на заводе трудится 180 человек, причем из-за интенсивной гоночной программы команды загрузка у них едва ли не запредельная.
Блок цилиндров получается из Китая с совместного производства DongFeng и Cummins, но на «КАМАЗ-мастер» от него мало что остается – только мощность и момент форсируются против серийных в три раза.
Так выглядит устройство гоночного КАМАЗа – двигатель расположен в базе, причем на каждую машину ведется собственный паспорт и через определенное время заменяются не только все агрегаты, но даже сама «уставшая» рама машины.
Тормозные механизмы собственного производства при установке оберегают особенно тщательно.
Готовят на «КАМАЗ-мастер» и гоночные грузовики для участия в зачете серийных машин.
При заводе, конечно, есть свой музей славы, где собраны многочисленные трофеи команды «КАМАЗ-мастер», завоеванные ею за десятилетия выступлений на международных и российских ралли.
Экскурсию по предприятию и музею славы «КАМАЗ-мастер» провел легендарный штурман (в 1996–2018 гг.) Айдар Раисович Беляев.
Такой впечатляющей коллекции «статуэток Бедуина» (золотых, серебряных и бронзовых призов «Дакара») нет ни у одного другого автопроизводителя мира.
Справка: в сентябре 1988 года на ралли «Ельч» в Польше состоялся дебют команды из Набережных Челнов. В том первом в своей истории ралли-рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ 4310.
Реплика первого гоночного КАМАЗ-4310, воссозданная на заводе «КАМАЗ-мастер» на основе армейского грузовика с хранения
Уже в начале 90-х годов, в тесном содружестве с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики: КАМАЗ 49250 и КАМАЗ 49251. Основой для этих машин служила самая совершенная на тот период времени техника Камского автозавода.
В 1994 году команда выступила на автомобиле КАМАЗ-49252 с ярко выраженными спортивными характеристиками, принципиально отличающимися от обычных серийных грузовиков. На нем устанлвили 750-сильный двигатель, причем в базе (среднемоторная компоновка) и большие 25-дюймовые колеса. Скошенная сзади платформа внедорожника, призванная снизить аэродинамическое сопротивление, стала оригинальным этапом дизайна спортивного грузовика, оставшимся в истории. Уже через год три спортивных грузовика нового поколения позволят камазовским экипажам встать на победный подиум автомарафона «Париж-Москва-Пекин». Спустя несколько месяцев, в январе 1996-го, команда впервые станет победительницей легендарного ралли-марафона «Дакар».
Эксперименты над техникой иногда были даже чересчур смелыми. Например, спортивный КАМАЗ-49255 имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1050 лошадиных сил. Его гипермощное сердце ломало трансмиссию, что и произошло на «Дакаре» 1998 года. Очень часто автомобили рождались в предельно сжатые сроки. Так, в 2002 году FIA наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компановкой, обеспечивающей хорошую развесовку и устойчивость. Камазовский грузовик был как раз таким. Но самая большая сложность состояла в том, что об этих нововведениях стало известно всего за полгода до старта.
В краткие сроки был создан боевой спортивный грузовик КАМАЗ 49256 с двигателем мощностью в 830 лошадиных сил. Рождался он в муках, после каждого испытания с полигона машину увозили на трале. И только за несколько часов до отправки команды на «Дакар» погрешность была найдена и устранена. В итоге, автомобиль прошел проверку на прочность, принеся камазовцам очередное дакаровское золото.
В заводской коллекции гоночных машин, те из них, что с табличками года выпуска выполняют роль уже исключительно экспонатов
Еще через год команда «КАМАЗ-мастер» совершила новый качественный скачок, создав (кстати, при непосредственном участии Айдара Беляева – авт.) новую модель спортивной машины. КАМАЗ 4911 EXTREME стал боевым автомобилем, не имеющим аналогов по проходимости, маневренности и динамике. За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». И действительно, в руках таких мастеров, как пилот Владимир Чагин эта машина на скорости с легкостью отрывалась от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. С двигателем мощностью в 830 лошадиных сил автомобиль за десять секунд разгонялся до 100 км/ч.
С 1999 года традиционным испытательным полигоном для технических новшеств стало ралли «Desert Challenge» в Арабских Эмиратах, условия которого максимально приближены к дакаровским. Коллектив начал вести постоянную работу по уменьшению массы автомобиля, увеличению плавности хода и решению множества других важных задач по совершенствованию техники.
В 2007 году организаторы «Дакара» вновь изменили технические требования, предъявляемые к участвующим в гонке грузовикам, несколько смягчив их. В частности, стало возможным немного сместить назад двигатель, чем команда «КАМАЗ-мастер» и воспользовалась, улучшив развесовку и маневренность автомобиля, а также увеличив плавность хода. Однако, облегчение в одном повлекло за собой ужесточение в другом: были предъявлены новые требования к серийности. Если раньше, чтобы спортивный грузовик прошел омологацию, достаточно было выпустить с конвейера пятнадцать подобных машин, теперь требовалось – пятьдесят в течение двух лет. Поэтому вновь за основу новой модели был взят автомобиль, выпускаемый камским автогигантом для нужд армии.
На исходе 2007 года появился на свет КАМАЗ-4326 VK. О добросовестности подхода к созданию машины свидетельствует один лишь факт: новый камазовский боевой грузовик первым прошел омологацию в своем классе. Предъюбилейный КАМАЗ-4326 VK, воплотивший все самые лучшие наработки команды доказал свой потенциал сначала на этапах чемпионата России, а затем и на «Дакаре 2009».
В 2016 команда «КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято исходя из растущей тенденции по использованию автомобилей капотной компоновки во внедорожной спортивной дисциплине.
В мае 2018-го был создан автомобиль с индексом КАМАЗ-43509. За 2019 год машина претерпела серьезную модернизацию: оптимизированы рабочие процессы двигателя, что позволило снизить дымность отработавших газов без ухудшения динамических свойств, усовершенствованы магистрали и элементы впускной и выпускной систем, уменьшено усилие на рулевое колесо, произошла перекомпоновка внутреннего оснащения кузова и оптимизирован центр тяжести автомобиля.
К гонке «Шелковый путь 2021» команда готовит совершенно новый спортивный грузовик семейства К5, который команда намерена представить перед самым стартом гонки . В настоящее время работы по его сборке в стадии завершения (к сожалению на прошедшем мероприятии для СМИ представить новинку команда не успела и журналисты смогли увидеть только закамуфлированный автомобиль в сборочном цехе). Планируется, что пилотировать новую машину под номером #501, которая вобрала в себя весь опыт предыдущих лет выступлений, должен будет действующий чемпион ралли «Дакар» Дмитрий Сотников.
По словам заместителя директора команды по производству и развитию Сергея Савостина, конструкторы «КАМАЗ-мастера» при разработке и конструировании новой машины держали в голове вероятные изменения в техническом регламенте FIA, который принимается для планируемого с 2022 года грузового зачета Чемпионата мира по внедорожным ралли. Технические регламенты обновляются с периодичностью раз в 5-7 лет и, как правило, исполнение изменений влечет для команд переделки в машинах и существенные финансовые затраты. 2020 год прошел в режиме плотного обсуждения специалистами команд и технических комиссаров его пунктов. Большое участие в этой работе принимает технический директор команды Владимир Губа.
P.S. Само предприятие «КАМАЗ-мастер» произвело впечатление именно своей культурой без оговорок по самому высоким мировым стандартам, не только по большому (производству гоночных траков), но и в таких малостях как, например, заводская столовая – именно из таких мелочей и складывается победная история команды.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка
Владельцы концерна Volkswagen Group упорствуют в решении о закрытии заводов и массовых увольнениях в Германии – профсоюз угрожает бессрочной забастовкой
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек