Автопроизводители переключают внимание с робокаров на ассистеры и электромобили
3 января 2023
Шоу бытовой электроники CES 2023 года возвращает к реализму после лопнувшего пузыря автопилотов 5-го уровня
Александр Климнов, фото bloomberg и производителей
На стартующей в Лас-Вегасе вскоре выставке потребительской электроники CES 2023, ставшей в последние годы едва ли не самой популярной у автопроизводителей, предпочитающих ее обычным автосалонам и мотор-шоу, в этом году будет сделан акцент на практичности и прибыли, поскольку автопром отныне нацелен на немедленную отдачу от таких технологий, как электрическая мобильность.
Эпоха стартапов и смелых надежд сменяется «царством реальности» на автомобильных выставках, включая и ежегодную выставку CES нынешнего года, поскольку автопроизводители переключают свое внимание с автономного вождения на электрификацию.
Открывающаяся 5 января CES’23 представит реальные автономные транспортные технологии, которые существуют здесь и сейчас, включая как беспилотные тракторы, так и электромобили.
После громкого краха в октябре 2022-го Argo AI, бывшего подразделения беспилотных автомобилей Ford Motor и Volkswagen Group, в этом году на выставке CES основное внимание уделяется прибыли, а не потенциалу.
Как автомобильные компании, так и стартапы продемонстрируют технологии, которые, по их мнению, окупятся в ближайшем будущем, а не в каком-то туманном завтрашнем дне, которое может никогда не наступить.
Шоу CES нынешнего года будет по-прежнему заполнено привлекательными продуктами. По данным Ассоциации потребительских технологий (CTA), организующей выставку, не менее 274 экспонентов автомобилей и транспортных средств займут площадь более 37 160 м2 (площадь семи футбольных полей), что на 70% больше площади прошлогодней выставки, впрочем, сократившейся из-за пандемии COVID-19.
При этом практичность и прибыль станут самыми модными словами на более трезвомыслящей выставке CES’23.
Президент CTA Гэри Шапиро сказал в интервью AN: «Нет никаких сомнений в том, что сдвиг произошел. Администрация Байдена больше сосредоточилась на электромобилях, чем на робокарах».
И экспоненты транспортных технологий делают то же самое.
Тизер электрического пикапа Ram, который представят на SEA'23
Так Stellantis Group представит концепт электрического пикапа Ram, который должен конкурировать с такими аналогами как FordF-150 Lightning, Rivian R1T и Cybertruck от Tesla (кстати Nesla Inc. недавно «скинула» $85 млрд капитализации, но Илон Маск призвал: «Не беспокоиться по этому малозначительному поводу» – авт.).
Стартап по производству электрических грузовиков Lordstown Motors покажет свой подключаемый пикап Endurance. Компания BMW Group продемонстрирует концепт-кар с цифровыми сервисами. Компании General Motors, Mercedes-Benz и Volvo также планируют представить новые модели электромобилей.
Что касается автономности, то вместо робокаров, нацеленных на то, чтобы доставить нас куда угодно, звездой шоу, вероятно, станет самоуправляемый трактор John Deere, который обещает облегчить нагрузку на фермеров, возделывая поля круглосуточно, пока они пасут своих коров.
Глобальный партнер и глава автомобильного подразделения консультационной компании KPMG Гэри Силберг говорит: «Это эволюционный реализм. Имеются отличные шоу-стопперы, и они будут потрясающими, но мы должны быть уверены в том, как мы собираемся их использовать в реальности».
Автопроизводители начали перераспределять капитал, который они потратили на исследования и разработку систем беспилотного вождения, на полуавтономные системы (ассистеры), которые обещают более быструю отдачу.
Так Ford Motor, списавший инвестиции в размере $2,7 млрд из-за закрытия СП Argo, переключает свое внимание на полуавтономные системы, такие как система вождения без помощи рук Blue Cruise, за которую покупатели автомобилей демонстрируют готовность платить прямо сейчас.
Автопроизводители «спрашивают: «Где мы можем получить прибыль?», – сказал главный аналитик по электронной мобильности в консалтинговой компании Guidehouse Insights Сэм Абуэльсамид: «С системами, которые позволяют водителям снять руки с руля на шоссе – они знают, что могут продать это, и затраты на его разработку намного скромнее, чем у полностью беспилотных автомобилей».
Автопроизводители теперь обращаются внутрь себя и пытаются революционизировать водительское место с помощью технологии, которую водители смогут загрузить в модем своего автомобиля.
Также производители стремятся предложить новые гаджеты, например, такие как повышение мощности и игровые системы на приборной панели. Они говорят, что такие гаджеты могут генерировать двузначную маржу.
Концерн Stellantis и гигант электронной коммерции Amazon.com представят на выставке CES'23 стенды, демонстрирующие, как подключенные к сети автомобили изменят впечатления от вождения.
В Synthesis STLA SmartCockpit включает 37,2-дюймовый экран для информационно-развлекательной системы. Существует также искусственный интеллект, который со временем «узнает» предпочтения владельца, что помогает сделать пользовательский интерфейс более интуитивным. Также присутствует виртуальный личный помощник, который может синхронизировать домашние, рабочие и личные цифровые устройства владельца, чтобы обеспечить максимальную связь.
Утверждается, что STLA AutoDrive в Synthesis предлагает возможность автономного вождения 3-го уровня, что означает езду без помощи рук и глаз в определенных условиях, хотя Synthesis представляет собой только концепцию панели и, следовательно, не может двигаться на самом деле.
Компания Volvo Cars (принадлежит китайскому концерну Geely – авт.) и производитель чипов Qualcomm совместно покажут, как они революцинизируют панель приборов модернизированного кроссовера Volvo XC90 B5 (на фото выше) с помощью информационно-развлекательных систем и систем безопасности.
Многие изменения в салоне автомобиля начались с испытаний технологий на полностью беспилотных прототипах автомобилей, таких как датчики, обнаруживающие наличие пассажиров в автомобиле.
Сэм Абуэльсамид говорит: «Большой шаг заключается в том, что многие технологии, которые мы видели на выставке на протяжении многих лет, теперь мигрируют в области, которые становятся реальными продуктами, которые будут запущены в течение следующих нескольких лет».
Подталкивание к прагматизму – это гора денег, которую автопроизводители выложили, чтобы конкурировать с Tesla Inc. на бурно развивающемся рынке электромобилей. По оценкам KPMG, мировые автопроизводители делают ставку рынок электромобил в ей величиной в $500 000 000 (полтриллиона долларов).
Быстрый возврат инвестиций
С такими деньжищами на кону нет особого желания ежегодно вкладывать миллиарды в автономные транспортные средства с небольшой надеждой на возврат инвестиций в ближайшее время.
Сэм Абуэльсамид отмечает: «Люди понимают, что до широкомасштабного внедрения AV-рынка еще далеко, потому что технология просто недостаточно зрелая. Прибыли почти наверняка не будет в этом десятилетии».
На SEA'23 стартап Motional представит концепт роботакси на базе электромобиля Hyundai Ioniq 5
Руководители автомобильных компаний даже снижают ожидания в отношении электромобилей после того, как столкнулись с реальностью нехватки аккумуляторов и резкого роста цен на сырье.
Новый опрос, проведенный KPMG среди 500 руководителей автомобильных компаний по всему миру, показал, что к 2030 году они ожидают, что чуть более 1/3 мирового автомобильного рынка будет приходиться на электромобили, по сравнению с предсказаниями этой доли в почти 2/3 рынка годом ранее. И треть автомобильных лидеров не видят возможности того, что автономные машины будут коммерчески доступны в этом десятилетии.
Имея не так много денег, руководители автомобильных компаний вкладывают ресурсы в электромобили за счет AV.
Так VW создал схему светового камуфляжа для ID.7 – последней модели в своей полностью электрической линейке, которую представят на выставке CES'23 в Лас-Вегасе. Полноразмерный седан ID.7 размером с культовый Passat поступит в продажу в 2024 году с ожидаемым запасом хода в 700 километров (435 миль), говорится в сообщении бренда.
Около 64% руководителей автомобильных компаний США заявили, что они с большой или крайней вероятностью продадут нестратегические части своего бизнеса в течение следующих нескольких лет, чтобы оплатить инвестиции в электромобили.
Силберг из KPMG сказал: «Когда мы задавали те же самые вопросы в прошлом году – в ответ слышали самые радужные обещания и прогнозы. Но теперь это уже не теория, и вы можете видеть резкий переход к реализму».
Частные капиталы также становятся реальными. «Времена щедрых венчурных капиталистов с глубокими карманами на выставке CES прошли», – констатирует Абуэльсамид, – Мы вышли за ту стадию, когда можно получить легкие венчурные деньги. Инвестиционное сообщество решило, что мы больше не будем вкладывать деньги в беспилотные автомобили, потому что мы не видим в этом перспективного бизнеса».
P.S. Итак, американские эксперты в области автономного вождения уже далеко не так оптимистичны в плане развития данного направления, а автопроизводители вынуждены понижать планку с 5-го уровня автономности, до которого совсем недавно казалось что буквально рукой подать, до в лучшем случае автопилотов 3-го уровня, т.е. без человека за рулем пока не обойтись и можно лишь помочь ему изощренными ассистерами, которые помогут снизить аварийность. Кроме того, автопроизводители, хотя и уверенно развивают электромобили, уже совсем не уверены, что они захватят рынок в темпе бума, т.е. за считанные годы, а в реальности процесс займет не менее десятилетия или более…
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка