7 ноября 2018
Автоматизированные ТС смогут тестироваться на дорогах Москвы и Татарстана при условии, что они от «Яндекса»
Стартап НПО StarLine вполне успешно развивает свой проект «Беспилотного умного автомобиля»
Так, на сайте Минпромторгом размещен проект постановления правительства РФ «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автодорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» с 1 марта 2019 года по 1 марта 2022 года на территории Москвы и Татарстана. Правда, список разрешенных для передвижения автомобилей с системами, не требующими «физического воздействия со стороны водителя» улиц еще не уточнен. Разработка документа ведется рабочей группой НТИ «Автонет» по поручению вице-премьера Максима Акимова.Согласно графику, составленному Фондом Сколково, полная автоматизация вождения наступит между 2025 и 2030 годами
Тем не менее, первые беспилотники, т.е. «высокоавтоматизированные» автомобили смогут появиться на дорогах Москвы и Татарстана уже с марта 2019 года, правда, пока что в экспериментальном режиме. Соответственно здесь можно говорить о своего рода «4-м уровне автономности», при котором в салоне автомобиля, двигающегося на автопилоте, все же находится страхующий водитель, в стандартной дорожной ситуации не вмешивающийся в управление. Пока же постановление правительства о трехлетнем пилотном проекте доступно для общественного обсуждения.Беспилотное вождение становится все актуальнее для России, в том числе из-за демографического фактора
Однако «российская специфика» пилота состоит в том, что планка для участия в проекте установлена достаточно высокая, так доступ к эксперименту смогут получить лишь компании с уставным капиталом не менее ₽100 млн, а каждый участвующий в тестах «робокар» придется застраховать на сумму не менее ₽10 млн. Отсюда уже началась критика документа в котором эксперты усмотрели лоббизм в интересах самых крупных компаний вроде «Яндекса» и прочих, а вот небольшие российские стартапы, получается, остались за бортом данного пилотного проекта.На мировой тренд на беспилотность указывают многие иностранные и отечественные аналитики
Дискуссия с российскими властями о возможности допуска беспилотных ТС на дороги страны в последние годы идет все активнее. Особенно с учетом нарастающей зарубежной активности на данном направлении. Еще с 2014 года по поручению президента Владимира Путина правительство начало реализацию национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» – государственный план до 2035 года по развитию технологий беспилотных авто и электромобилей. Финансирование НТИ до 2020 года превышает ₽50 млрд, из них ₽28,5 млрд – из госбюджета. Проект постановления подготовлен в рамках реализации дорожной карты «Автонета».StarLine включил в проект «Умного автомобиля» уже отработанные системы (активный радар, систему удержания на полосе и автоматическую парковку)
На сегодня в стране обкатываются экспериментальные беспилотники: «Яндекс» на базе Toyota Prius; StarLine на базе Skoda Octavia;Одной из важнейших задач для создателей беспилотников остается создание надежной инфраструктуры позиционирования (включая GSM, GPS/ГЛОНАСС и инерционное 3D-позиционирование, а в перспективе также 4G и особенно 5G)
беспилотные электробусы-шатлы КамАЗ-НАМИ «Шатл»К сожалению, беспилотному шатлу НАМИ «Шатл», а также
и Volgabus «Матрешка»,пассажирскому и грузовому беспилотным шатлам VOLGABUS «Матрешка» появление за пределами изолированных территорий не светит
а также беспилотные электробусы «ГАЗель NEXT»,А, вот беспилотные электробусы «ГАЗель NEXT» с разными типами автономных систем, возможно, все же на дорогах появятся, так как Группа ГАЗ достаточно велика и сильна финансово, а в ее прототипах сохранены водительские места с рулями и педалями газа и тормоза
представленные в этом году, в частности, на автосалонах MMAS'18 и BUSWORLD 2018, а также МАНФ-2018 и «Автоэволюция-2018».Вот в такой конфигурации беспилотники тестировать запретили
В постановлении достаточно подробно расписана процедура допуска беспилотных ТС на дороги общего пользования. Так, кроме уже упомянутой 100-миллионной величины уставного капитала, еще и само ТС должно быть оснащено системами для «непрерывной видеорегистрации действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки», естественно еще и кнопкой для «активации и деактивации автоматизированной системы вождения», которую водитель должен иметь возможность нажать без отстегивания ремней безопасности.Системы V2V, V2X и V2B у StarLine (и большинства прочих разработчиков пока находятся в разработке)
Для участия в эксперименте в государственный научный центр ФГУП НАМИ должна быть подана заявка с перечнем беспилотных автомобилей (не более 200 ед. в одном регионе) и списком страхующих водителей (стаж не менее трех лет, без лишения прав).В тоже время управление рулевой системой, ускорением (т.е. двигателем), торможением и одометрией по CAN у StarLine уже вполне работоспособно
После чего НАМИ, в рамках которого для данной цели специально реорганизован технический комитет по стандартизации №056 «Дорожный транспорт» (ТК 056), проведя испытания, выдаст свидетельство о соответствии беспилотного автомобиля требованиям безопасности.«Джентльменский набор» систем для получения и обработки данных беспилотником
Далее машина должна быть зарегистрирована в ГИБДД со специальной отметкой о том, что в ее конструкцию внесены изменения для проведения «правового эксперимента».Назначение и функционал основных систем беспилотного вождения ТС
Только с этого момента беспилотное авто получает право выезжать на улицу, но при этом водителю необходим… путевой лист с маршрутом следования беспилотника. Естественно, что и все параметры движения должны записываться и передаваться в НАМИ и МВД.Основной надеждой на удешевление систем автоматизированного вождения остается комплексирование, т.е. совмещение аппаратной части разных функциональных устройств
Достаточно подробно прописаны нормы, описывающие возможное ДТП с участием беспилотника. Так, еще до подачи заявки в НАМИ компания-владелец ТС должна застраховать гражданскую ответственность на сумму не менее ₽10 млн либо разместить данную сумму на депозите нотариуса или на эскроу-счете в банке, где деньги будут заблокированы и выплачены пострадавшим в случае аварии.Одной из наиболее перспективных технологий для автономного движения беспилотников на сегодня считается создание «каркаса» дорог с виртуальными путевыми метками, позволяющими ездить по дорогам без разметки, загрязненным или занесенным снегом
Собственник беспилотника, соответственно, несет «полную ответственность за ДТП, происшедшие с участием принадлежащего ему транспортного средства при проведении эксперимента».Фактически же для надежного и безопасного перемещения беспилотника потребуется создание настоящей виртуальной среды, включающей реальные объекты дорожной инфраструктуры
Естественно, что в «Яндексе» документ был встречен весьма положительно. Так в пресс-службе компании заявили: «Мы считаем его важным для развития сферы беспилотного транспорта в России, потому что особенности искусственного интеллекта требуют обучения в реальной дорожной обстановке. Мы уверены, что итоговая редакция постановления будет предусматривать все необходимые меры безопасности для участников дорожного движения при тестировании беспилотных автомобилей». Пресс-служба «КамАЗа» также подтвердила «заинтересованность компании в документе».НПО StarLine уже успешно обкатало свой «робокар», в том числе по Крымскому мосту
P.S. Стартап StarLine, кстати, также достаточно успешно разрабатывает беспилотную технологию на базе легкового автомобиля Skoda Octavia и даже обкатала ее на Крымском мосту, а также показала на форуме «Автоэволюция – 2018». Однако 100-миллионную планку капитализации этот молодежный стартап вряд ли потянет. Так, что в словах Ольги Усковой свой резон определенно есть. И было бы печально упустить еще одно поколение молодых разработчиков хай-тека к которому определенно относятся БПТС. Следующего поколения научной молодежи, способной создавать конкурентоспособные технологии и компетенции в стране может просто не оказаться.Жаль, если завышенный уровень капитализации и страховых отчислений по новому постановлению не позволит далее развиваться таким молодежным коллективам как НПО StarLine
|
Программно-аппаратный комплекс «Прометей» от холдинга «Высокоточные комплексы» позволит превратить любой танк, БМП, БТР в боевого робота
25.11.2024
Первый на планете завод для крупносерийного выпуска eVTOL начали строить в Гуанчжоу
28.10.2024
Российская компания «ЭвоКарго» произвела уже более 160 автономных грузовиков, поставленных более чем 40 клиентам по всей стране
25.10.2024
Илон Маск неубедительно пообещал запустить в серийное производство роботакси Cybercab по цене менее $30 000 и максимум через 2 года
10.10.2024
До конца 2024 года на федеральных трассах М-12 и М-4 будут эксплуатироваться уже 18 беспилотных грузовиков КАМАЗ
27.09.2024
Управление «ГАЗелью NEXT» осуществили при помощи нейроинтерфейса Neiry отечественной разработки
26.09.2024
Администрация Байдона намеревается в дополнение к пошлинам запретить для использования в автомобилях еще и китайское и российское ПО
23.09.2024