Главная
Беспилотники поедут по улицам столицы уже в марте 2019 года

Беспилотники поедут по улицам столицы уже в марте 2019 года

Беспилотники поедут по улицам столицы уже в марте 2019 года

7 Ноября 2018


Автоматизированные ТС смогут тестироваться на дорогах Москвы и Татарстана при условии, что они от «Яндекса»


автор

Александр Климнов, фото автора и Яндекс


 Огромный интерес российской общественности специалистов к теме автоматизированного вождения автомобилей и прочих ТС (так только в сентябре – начале ноября на эту тему прошли несколько представительных форумов, например: «Автоэволюция-2018» в Калуге и «Автонет 2.0» в Москве, а до конца года состоятся еще несколько аналогичных мероприятий, например, II Федеральный форум «Smart Cars & Roads – цифровая трансформация экосистемы «автомобиль-дорога» в Российской Федерации») уже привел к законодательным плодам.
20181010_104854.jpg

Стартап НПО StarLine вполне успешно развивает свой проект «Беспилотного умного автомобиля»

   Так, на сайте Минпромторгом размещен проект постановления правительства РФ «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автодорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» с 1 марта 2019 года по 1 марта 2022 года на территории Москвы и Татарстана. Правда, список разрешенных для передвижения автомобилей с системами, не требующими «физического воздействия со стороны водителя» улиц еще не уточнен. Разработка документа ведется рабочей группой НТИ «Автонет» по поручению вице-премьера Максима Акимова.
тренд-№2.jpg

Согласно графику, составленному Фондом Сколково, полная автоматизация вождения наступит между 2025 и 2030 годами

   Тем не менее, первые беспилотники, т.е. «высокоавтоматизированные» автомобили смогут появиться на дорогах Москвы и Татарстана уже с марта 2019 года, правда, пока что в экспериментальном режиме. Соответственно здесь можно говорить о своего рода «4-м уровне автономности», при котором в салоне автомобиля, двигающегося на автопилоте, все же находится страхующий водитель, в стандартной дорожной ситуации не вмешивающийся в управление. Пока же постановление правительства о трехлетнем пилотном проекте доступно для общественного обсуждения.
StarLine_3.jpg

Беспилотное вождение становится все актуальнее для России, в том числе из-за демографического фактора

Однако «российская специфика» пилота состоит в том, что планка для участия в проекте установлена достаточно высокая, так доступ к эксперименту смогут получить лишь компании с уставным капиталом не менее ₽100 млн, а каждый участвующий в тестах «робокар» придется застраховать на сумму не менее ₽10 млн. Отсюда уже началась критика документа в котором эксперты усмотрели лоббизм в интересах самых крупных компаний вроде «Яндекса» и прочих, а вот небольшие российские стартапы, получается, остались за бортом данного пилотного проекта.
StarLine_2.jpg

На мировой тренд на беспилотность указывают многие иностранные и отечественные аналитики

  Дискуссия с российскими властями о возможности допуска беспилотных ТС на дороги страны в последние годы идет все активнее. Особенно с учетом нарастающей зарубежной активности на данном направлении. Еще с 2014 года по поручению президента Владимира Путина правительство начало реализацию национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» – государственный план до 2035 года по развитию технологий беспилотных авто и электромобилей. Финансирование НТИ до 2020 года превышает ₽50 млрд, из них ₽28,5 млрд – из госбюджета. Проект постановления подготовлен в рамках реализации дорожной карты «Автонета».
StarLine_4.jpg

StarLine включил в проект «Умного автомобиля» уже отработанные системы (активный радар, систему удержания на полосе и автоматическую парковку) 

На сегодня в стране обкатываются экспериментальные беспилотники: «Яндекс» на базе Toyota Prius; StarLine на базе Skoda Octavia;
StarLine_11.jpg

Одной из важнейших задач для создателей беспилотников остается создание надежной инфраструктуры позиционирования (включая GSM, GPS/ГЛОНАСС и инерционное 3D-позиционирование, а в перспективе также 4G и особенно 5G)

беспилотные электробусы-шатлы КамАЗ-НАМИ «Шатл»
DSC05631.jpg

К сожалению, беспилотному шатлу НАМИ «Шатл», а также

и Volgabus «Матрешка»,
SAM_9075.jpg

пассажирскому и грузовому беспилотным шатлам VOLGABUS «Матрешка» появление за пределами изолированных территорий не светит    

 а также беспилотные электробусы «ГАЗель NEXT»,
SAM_8787.jpg

А, вот беспилотные электробусы «ГАЗель NEXT» с разными типами автономных систем, возможно, все же на дорогах появятся, так как Группа ГАЗ достаточно велика и сильна финансово, а в ее прототипах сохранены водительские места с рулями и педалями газа и тормоза

представленные в этом году, в частности, на автосалонах MMAS'18 и BUSWORLD 2018, а также МАНФ-2018 и «Автоэволюция-2018».
StarLine_15.jpg

Вот в такой конфигурации беспилотники тестировать запретили

В постановлении достаточно подробно расписана процедура допуска беспилотных ТС на дороги общего пользования. Так, кроме уже упомянутой 100-миллионной величины уставного капитала, еще и само ТС должно быть оснащено системами для «непрерывной видеорегистрации действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки», естественно еще и кнопкой для «активации и деактивации автоматизированной системы вождения», которую водитель должен иметь возможность нажать без отстегивания ремней безопасности.
StarLine_5.jpg

Системы V2V, V2X и V2B у StarLine (и большинства прочих разработчиков пока находятся в разработке)

 Для участия в эксперименте в государственный научный центр ФГУП НАМИ должна быть подана заявка с перечнем беспилотных автомобилей (не более 200 ед. в одном регионе) и списком страхующих водителей (стаж не менее трех лет, без лишения прав).
StarLine_6.jpg

В тоже время управление рулевой системой, ускорением (т.е. двигателем), торможением и одометрией по CAN у StarLine уже вполне работоспособно

  После чего НАМИ, в рамках которого для данной цели специально реорганизован технический комитет по стандартизации №056 «Дорожный транспорт» (ТК 056), проведя испытания, выдаст свидетельство о соответствии беспилотного автомобиля требованиям безопасности.
StarLine_8.jpg

«Джентльменский набор» систем для получения и обработки данных беспилотником

 Далее машина должна быть зарегистрирована в ГИБДД со специальной отметкой о том, что в ее конструкцию внесены изменения для проведения «правового эксперимента».
StarLine_9.jpg

Назначение и функционал основных систем беспилотного вождения ТС

Только с этого момента беспилотное авто получает право выезжать на улицу, но при этом водителю необходим… путевой лист с маршрутом следования беспилотника. Естественно, что и все параметры движения должны записываться и передаваться в НАМИ и МВД.
StarLine_10.jpg

Основной надеждой на удешевление систем автоматизированного вождения остается комплексирование, т.е. совмещение аппаратной части разных функциональных устройств

Достаточно подробно прописаны нормы, описывающие возможное ДТП с участием беспилотника. Так, еще до подачи заявки в НАМИ компания-владелец ТС должна застраховать гражданскую ответственность на сумму не менее ₽10 млн либо разместить данную сумму на депозите нотариуса или на эскроу-счете в банке, где деньги будут заблокированы и выплачены пострадавшим в случае аварии.
StarLine_12.jpg

Одной из наиболее перспективных технологий для автономного движения беспилотников на сегодня считается создание «каркаса» дорог с виртуальными путевыми метками, позволяющими ездить по дорогам без разметки, загрязненным или занесенным снегом 

Собственник беспилотника, соответственно, несет «полную ответственность за ДТП, происшедшие с участием принадлежащего ему транспортного средства при проведении эксперимента».
StarLine_7.jpg

Фактически же для надежного и безопасного перемещения беспилотника потребуется создание настоящей виртуальной среды, включающей реальные объекты дорожной инфраструктуры

Естественно, что в «Яндексе» документ был встречен весьма положительно. Так в пресс-службе компании заявили: «Мы считаем его важным для развития сферы беспилотного транспорта в России, потому что особенности искусственного интеллекта требуют обучения в реальной дорожной обстановке. Мы уверены, что итоговая редакция постановления будет предусматривать все необходимые меры безопасности для участников дорожного движения при тестировании беспилотных автомобилей». Пресс-служба «КамАЗа» также подтвердила «заинтересованность компании в документе».

А вот разработчик технологии для беспилотного вождения компания Cognitive Technologies в лице ее президента Ольги Усковой назвала проект «скандальным». Она считает, что: «Он явно готовился в интересах нескольких крупных компаний, включая «Яндекс». Допуск к эксперименту основан на финансовых, а не технологических возможностях компании. В России есть несколько десятков небольших стартапов, работающих в области автономных технологий, но уставный капитал в ₽100 млн доступен мало кому. Если постановление примут в таком виде, российский рынок для этих стартапов будет закрыт, они вынуждены будут уехать за границу, Россия потеряет отличных специалистов». Госпожа Ускова отмечает, что каждое транспортное средство, в зависимости от принадлежности к тому или иному типу автономной системы (всего их шесть, согласно классификации Society of Automotive Engineers, SAE), проходит тестирование на полигонах по специальным методикам, до того как выедет на улицы. Она также отметила: «Никто уже не выпускает беспилотники без верификации, но в документе Минпромторга об этом ни слова», кроме того, она назвала «очень странным» выбор испытательных зон: «С 2019 года за рубежом начнутся испытания беспилотных технологий, позволяющих водителю не участвовать в управлении машиной на хайвеях.А, где в Москве хайвеи для проведения таких испытаний? И каковы будут критерии их успешности, кто это будет оценивать?». То, что эксперимент готовится специально под «Яндекс», утверждает, также «Ъ», чьи инсайдерские источники подчеркивают, что в пилотном проекте можно использовать только продаваемую на рынке модель, оборудованную датчиками и камерами, благодаря чему «Яндекс» с его Prius по данному критерию проходит, а вот НАМИ «Шатл» – нет. Однако, пресс-служба «Автонета» продолжает утверждать, что проект данного постановления готовился для «всех разработчиков высокоавтоматизированных транспортных средств».
Сам «Яндекс» (а также стартап StarLine) уже проводили испытания на дорогах общего пользования, так в начале 2018 года «робокар» «Яндекса» уже курсировал по улицам Москвы, что и зафиксировано в видеоролике на официальном аккаунте «Яндекса», из которого видно, что водитель к рулю не притрагивался. Позже данный беспилотный автомобиль прошел 800-километровый маршрут по трассе М7 от Москвы до Казани. Но, при этом в апреле 2018 года начальник ГИБДД Михаил Черников заявил в интервью «Ъ», что данное ведомство официально не разрешало проводить испытания беспилотников в Москве. В свою очередь «Яндекс» еще в начале сентября провел несколько раундов переговоров с руководством ГИБДД РФ, в ходе которых демонстрировал беспилотный автомобиль в движении. В октябре данный аппарат демонстрировался начальникам региональных управлений ГИБДД в Сочи. Тем не менее, по итогам демонстраций Михаил Черников заявил: «Полностью беспилотных автомобилей на дорогах в ближайшее время не появится, нужны отдельные требования к водителям, которые находятся в салоне для страховки».
В отношении юридической составляющей по беспилотникам также существуют существенные проблемы. Так, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько высказывается в том духе, что в случае ДТП с беспилотным автомобилем вопрос об ответственности будет решаться «на общих основаниях». Он считает, что: «Сложности могут возникнуть в случаях отказа электроники либо ее некорректной работы в нестандартных условиях. Например, в аварийной ситуации, при возникновении неожиданных препятствий на пути». В свою очередь эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева считает, что: «Теоретически за ДТП можно привлечь и водителя, но для этого все обстоятельства аварии должны быть установлены в ходе расследования». В перспективе, по ее мнению, при причинении вреда беспилотным автомобилем ответственность за ДТП наступит только финансовая, причем независимо от тяжести последствий. «Нормы уголовного кодекса в действующей редакции в этом случае не применимы. Разработчика технологии в теории тоже можно наказать, если выяснится, что в софте автоматизированной машины есть системная ошибка, приводящая к некорректному поведению авто на дороге – это можно будет расценить как халатность».
StarLine_14.jpg

НПО StarLine уже успешно обкатало свой «робокар», в том числе по Крымскому мосту

  P.S. Стартап StarLine, кстати, также достаточно успешно разрабатывает беспилотную технологию на базе легкового автомобиля Skoda Octavia и даже обкатала ее на Крымском мосту, а также показала на форуме «Автоэволюция – 2018». Однако 100-миллионную планку капитализации этот молодежный стартап вряд ли потянет. Так, что в словах Ольги Усковой свой резон определенно есть. И было бы печально упустить еще одно поколение молодых разработчиков хай-тека к которому определенно относятся БПТС. Следующего поколения научной молодежи, способной создавать конкурентоспособные технологии и компетенции в стране может просто не оказаться.
StarLine_16.jpg

Жаль, если завышенный уровень капитализации и страховых отчислений по новому постановлению не позволит далее развиваться таким молодежным коллективам как НПО StarLine




Подписаться

Подписаться бесплатно.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Китайцы задумали создать первый в мире город специально под беспилотники

Китайцы задумали создать первый в мире город специально под беспилотники

Новый город Сюнъань станет полигоном для технологий автоматизированного вождения

17.04.2019

Сколько человеков смогут убивать робокары?

Сколько человеков смогут убивать робокары?

Доцент медицины Рикардо Мартинес предостегает от безоглядной гонки за беспилотностью, угрожающей безопасности пассажиров и пешеходов

02.04.2019

На RAF-2019 рассмотрели перспективы беспилотников и электромобилей в России

На RAF-2019 рассмотрели перспективы беспилотников и электромобилей в России

PwC Россия и НИУ ВШЭ обозначили новые тренды и концепции мобильности

19.03.2019

Россия отстает с внедрением беспилотных автомобилей

Россия отстает с внедрением беспилотных автомобилей

В рейтинге КПМГ страна опустилась сразу на четыре места по готовности к внедрению беспилотников

27.02.2019

Scania и Nobina первыми в Европе приступают к опытной эксплуатации автономных электробусов

Scania и Nobina первыми в Европе приступают к опытной эксплуатации автономных электробусов

В Стокгольме с 2020 года начнутся испытания беспилотных электробусов на реальном городском маршруте

26.02.2019

Airbus готовит общественное мнение к Urban Air Mobility

Airbus готовит общественное мнение к Urban Air Mobility

Большинство опрошенных Airbus горожан готовы летать по воздуху, а вот A-380, похоже, уже отлетался

14.02.2019

Холдинг Chery Automobile получил лицензию на тесты беспилотников

Холдинг Chery Automobile получил лицензию на тесты беспилотников

Беспилотные автомобили Chery будут тестироваться на дорогах общего пользования в Чунцине

16.01.2019

Возврат к списку


  • Комментарии
Загрузка комментариев...