В Америке беспилотники вышли из доверия из-за смертельного ДТП
29 ноября 2019
В США собираются запретить тесты беспилотников на дорогах общего пользования из-за смертельного ДТП с беспилотником Uber
Александр Климнов, фото androidheadlines.com, carcarnews.com
Национальный совет безопасности на транспорте (NTSB USA) выступил с призывом к федеральным властям о приостановке в США всех испытания автомобилей с автономным управлением, по крайней мере, до разработки для них единых стандартов безопасности и методик независимого контроля. Основанием для протеста стал детальный анализ прецедентного ДТП, случившегося еще 18 марта 2018 года. Тогда в пригороде города Финикс (штат Аризона) под колеса кроссовера Volvo XC90, шедшего на автопилоте 4-го уровня автономности (т.е. с тест-пилотом за рулем – авт.) разработки Uber Technologies попала 49-летняя Элиан Херзберг. Женщина пересекала дорогу в неположенном месте (неосвещенном – авт.) на велосипеде и в результате наезда «робокара» получила смертельные травмы, скончавшись позже в больнице. Автономный кроссовер на скорости около 60 км/ч оказался не в состоянии избежать наезда, пешеход был обнаружен за 5,2 сек. до столкновения на дистанции 86,7 м. Женщина тест-пилот также оказалась не в состоянии отреагировать на дорожную ситуацию и как-либо среагировать (кроме мимической реакции – авт.).
Несмотря на то что косвенной причиной ДТП послужило нарушение ПДД именно пешеходом, пересекавшим дорогу в неположенном месте, NTSB установил, что непосредственная причина столкновения состояла в фактическом отказе тест-пилота Uber Technologies от добросовестного слежения за дорогой, поскольку она на протяжении поездки регулярно отвлекалась на личный мобильный телефон, а также некорректной работой автоматизированной системы управления. Также способствовало ДТП и несовершенство процедуры оценки рисков безопасности Uber, включая недоработки программного обеспечения, фактически не сумевшего своевременно распознать пешехода (пусть и в темноте, но в летнюю сухую погоду – авт.), неэффективный надзор за водителями-операторами транспортных средств и отсутствие адекватных механизмов для решения проблем, связанных со снижением концентрации внимания тест-пилотами в случаях, когда управление автомобилем берет на себя автопилот с элементами искусственного интеллекта.
Таким образом, признано, что Uber Technologies фактически провалило испытания робокаров на дорогах общего пользования, не сумев гарантировать их безопасность (еще марте 2017 года управляемый автопилотом Uber кроссовер Volvo перевернулся на бок во время столкновения в аризонском городе Темп).
Сама Uber Technologies уже в марте прошлого года сняла свои беспилотники с тестов в Аризоне, а также заявила, что не будет продлевать разрешения на них в Калифорнии.
В общей сложности NTSB подготовил шесть рекомендация для Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), властей штатов и производителей беспилотных автомобилей, которые вместе с полным отчетом о ДТП будут опубликованы в ближайшее время. При этом из резюме стало известно, что NHTSA, в частности, рекомендовано потребовать от любых компаний и организаций, проводящих и(или) планирующих проводить испытания автомобилей с автономным управлением на дорогах общего пользования, предоставления для независимого аудита планов мероприятий и технологий, гарантирующих их безопасность. И лишь после выполнения данных требований испытания могут быть продолжены. Таким образом, вполне можно говорить о формировании платформы для единого стандарта безопасности для беспилотников.
Кстати, на прошедшей в октябре нынешнего года в Штутгарте (Германия) конференции Handelsblatt Auto-Gipfel 2019 тема испытаний беспилотников была в числе центральных. Участники как раз опасались, что малоопытные и бедные стартаперы, ограничивающиеся собственным неавторизованным и неапробированным софтом и ограничивающиеся минимальным набором оснащения робокара (пара сенсоров на крыше и т.п.) как раз спосбны устроить ДТП, в результате которого вся уже немалая «индустрия автономности» будет поставлена под жесткий контроль и в результате ее развитие будет отброшено на годы назад.
Собственно события в США и стали прямым подтверждением таких опасений.
P.S. Заявления некоторых аналитиков (и на Западе, и у нас в стране – авт.) о том, что автоматизация вождения автомобилей дело уже ближайшего будущего и буквально через десяток лет профессия водителя вымрет также как вымерла в прошлом веке профессия кучера, явно оказались забеганием вперед паровоза – и водители не готовы отказаться от руля, и инфраструктура пока не на уровне, да и в целом общество настроено к робокарам скорее настороженно, чем нетерпеливо.
Загрузка