Илон Маск идет по пути Генри Форда, устроив «аттракцион невиданной щедрости»?
20 января 2023
Tesla развязала в январе 2023 года ценовую войну, обрушив цены на свои модели сразу на 20% по всему миру
Александр Климнов, фото производителя и insideevs.com
В прошлую пятницу 13 января нынешнего года компания Tesla Inc. производитель одноименных электромобилей устроила беспрецедентную в наше время акцию по снижению цен на весь свой модельный ряд в среднем на 20%, причем, на всех рынках. Так, на ее самую популярнуюпродукцию – кроссовер Model Y установлена скидка в размере $13 000, да еще от федеральных властей США покупателю теперь снова полагается налоговый вычет в размере $7500, т.е. в совокупности снижение цены на этот итак самый популярный в США и во всем мире электромобиль составляет $20 500!
Кстати, средняя цена электромобиля, проданного в США в 2022 году, составила $61 448, что на 5,5% меньше, чем в 2021-м, при том, что в прошлом году Tesla Inc. поднимала цены на свои машины. И вот 2023 год она начинает с самой масштабной в отраcли кампании по снижению цен.
Сравнить данную акцию в истории автопрома можно только со столетней давности эпохальной кампанией Генри Форда по снижению цены на его модель Ford T, когда она последовательно была понижена с первоначальных $850 до $260, что привело к настоящему прорыву Америки к массовой автомобилизации, да и во всем мире половина автопарка в первой половине ХХ века оказалась состоящей именно из «Фордов».
В 1915 году компания Ford Motor даже вынуждена была снять с производства версию Model T с кузовом типа Town Car (ландоле) из-за падения ее престижности после снижения цены базовой модели до $450
Можно также вспомнить и сверхприбыли Toyota Motor в 1980-х и 1990-х, когда она выигрывала по $2500 (с учетом тех цен – авт.) на каждой проданной в Штатах малолитражке!
Несомненно, что данная акция увеличит сбыт электромобилей Tesla в разы и вполне способно вышибить с рынка буквально всех конкурентов, кроме, возможно крупнейших в лице таких монстров как Volkswagen Group, GM и Ford Motor, хотя и им данная акция Илона Маска тоже может сильно повредить.
Во всяком случае, жалобы со стороны, например, такого стартапа как Lucid уже начались (у всех производителей были свои бизнес-планы и определенные сроки окупаемости, а теперь из-за «Теслы» они летят в тар-тарары – авт.).
Недовольны и многие клиенты Tesla, которые купили электромобили этой марки до скидок – во-первых, они поняли, что переплатили (причем, многие прямо накануне начала акции, о которой дилеры их не предупредили, а напротив, предложили как можно скорее выкупить машину, что они и сделали, а через несколько часов цены были снижены – авт.), а во-вторых, вслед за снижением цен на новые машины, неизбежно произойдет и обрушение цен на них и на вторичном рынке (уже в декабре они снизились на 15% – авт.), а это для расчетливых американских автомобилистов, привыкших точно высчитывать стоимость жизненного цикла машины уже реально неприемлемые потери. Эксперт из исследовательского сайта Edmunds.com Иван Друри даже назвал это «ударом по зубам покупателям».
Так, что скандалы вокруг «аттракциона невиданной щедрости» от Tesla (например, в Великобритании скидка на электромобиль Tesla Model Y составляет £8000, что возмутило, например, директора местного отделения Kia – авт.) только разгораются.
Согласно недавней статье агентства Reuters, озаглавленной «Tesla использует свою прибыль как оружие в ценовой войне электромобилей», гендиректор Tesla Inc. Илон Маск начал ценовую войну на рынке электромобилей, используя «превосходную прибыльность компании в качестве оружия».
И действительно, согласно анализу Reuters: «Tesla Inc. заработала по $15 653 валовой прибыли на каждый электромобиль в III квартале 2022 года, что более чем в два раза выше, чем у Volkswagen Group, в четыре раза больше, чем у Toyota Motor Co. и в пять раз больше, чем у Ford Motor Co. (FN)».
Впрочем, столь большая удельная прибыль частично объясняется моделью продаж Tesla, которая ориентируется на прямые поставки клиентам, в отличие от поставок дилерам у прочих производителей, а значит в данной сумме есть и отсутствующая доля прибыли дилеров, которую компания экономит.
Впрочем, сказывается и более низкая стоимость производства у Tesla, что и позволяет ей получать столь высокую маржу.
Китайский Xpeng оперативно понизил цены на свой электроседан P7 на 13% до 249 900 юаней из-за акции Tesla
Кроме того, разгорается и ценовая война в сегменте электромобилей, так существенно понизил цены на свою модель EQS немецкий Mercedes-Benz, а китайский Xpeng снизил их на 13%, что тоже взбаламутит самый большой рынок электромобилей в мире (более 5,1 млн в 2022 году).
Думает об ответной стратегии и вьетнамский стартап VinFast, нацелившийся на мировую экспансию своих электромобилей, включая США
Даже расширения производства на предприятии Giga Berlin до 3000 кроссоверов Model Y в неделю (для чего штат предприятия уже расширен до 9000 работников) может не хватить для покрытия возросшего из-за снижения цен спроса
P.S. Пожалуй, ценовая «загогулина» от Tesla потрясет мировой автопром посильнее, чем кризис 2009 года! Спрос может возрасти лавинообразно, а вот сможет ли Tesla Inc. его удовлетворить, даже с учетом ввода новых мощностей на существующих заводах? К тому же зарядная инфраструктура может такое количество электромобилей и «не переварить»…
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка