Взлет цен на никель может сорвать планы мирового автопрома по выпуску электромобилей
9 марта 2022
Morgan Stanley считает, что взлет цен на никель из-за российско-украинского кризиса приведет к срыву планов производства электромобилей
Александр Климнов, фото ТАСС и VW
Взлет цен на никель сейчас стал одним из главных трендов на рынке сырья. И это значит большую головную боль в виде роста издержек для автопроизводителей, которые занимаются внедрением электромобилей (BEV), а для потребителей роста цен на них соответственно.
Так, на Лондонской бирже металлов (LME) стоимость тонны никеля подскочила до рекордных $100 000, что привело к остановке торгов впервые с 1988 года.
За последние два дня этот металл подорожал в 3,5 раза, а движущей силой данного «идеального шторма» стал российско-украинский «кризис».
Россия выступает третьим по величине производителем никеля в мире с 10-процентной долей поставок (5,3% мирового производства согласно JPMorgan – авт.), но вот горнодобывающая компания «Норильский никель» – это мировой производитель №1 именно высококачественного металла. Если бы никель попал в санкционный список, то это могло бы серьезно ограничить его поставки западным поставщикам и производителям.
Никелевая руда, добытая на руднике «Заполярный» Заполярного филиала «Норильского никеля»
Прогноз для рынка электромобилей
Важнейшими сферами применения никеля выступают производство нержавеющей стали, а также тяговых аккумуляторных батарей для BEV, на который падает одна из самых больших статей затрат при их производстве.
В докладе от 8 марта аналитики Morgan Stanley (MS) во главе с Адамом Джонасом написали, что сегодняшний взрывной рост цен на никель приведет к увеличению затрат на производство каждого электромобиля на ~$1000. А если учесть, что электромобили и так дороже обычных авто с ДВС (ICE), да еще и расходы на их зарядку вырастут на фоне роста цен на электроэнергию, да еще и потребители в массе своей от электромобилейотнюдь не в восторге, то перед новой отраслью встал, пожалуй, самый серьезный кризис с момента ее зарождения.
Morgan Stanley отмечает, что прогнозировала дефицит никеля к 2026 году и дальнейший рост цен на него до конца десятилетия, но это был прогноз до начала российско-украинского кризиса.
С учетом того, что следующим по величине источником никеля остаются поставки низкокачественного сырья из Индонезии, а до строительства и ввода в строй новых никелевых рудников потребуется несколько лет, единственный логический вывод эксперта Йонаса и команды Morgan Stanley заключается в том, что: «вероятно, инвесторам пора снизить прогнозы доходов автомобильных компаний».
Как сообщает The Guardian в британском Обществе производителей и продавцов автомобилей (SMMT), «ближайшее будущее неопределенно». По словам главы SMMT Майка Хоуза, Россия и Украина производят «ряд ключевых сырьевых наименований для европейской автомобильной сети поставок, в том числе алюминий, палладий и никель… Рост стоимости металлов повышает степень риска для глобальных систем поставок».
Достаточно взглянуть на то, какой тренд на устойчивую электрическую мобильность демонстрируют в последнее время автоконцерны General Motors, Ford Motor, Stellantis (т.е. Большая тройка – авт.) и прочие компании, чтобы даже рядовой обыватель спросил: «А возможно ли теперь вообще производить столько электромобилей?».
Так, Ford Motor планирует выпуск 2 млн электромобилей ежегодно уже в 2026 году (и инвестирует в этот проект ~$50 млрд), GM планирует продать 1 млн BEV к 2025 году и выпустить 30 новых моделей электромобилей, а Stellantis планирует продать 5 млн электромобилей к концу 2020-х и у него на подходе 25 новых моделей BEV (на заставке фото электровэна e-SpaceTourer XL). Добавьте к этому Tesla Inc., которая уже выпускает и продает 1 миллион BEV в год (в 2021-м – авт.) и продолжает бурно расти, и отсюда следует вопрос – как автопроизводители смогут увеличить предложение всего за несколько лет, когда жесткий дефицит материалов (для АКБ – авт.) разразился уже прямо сейчас.
Одним из решений, которое Morgan Stanley видит для производителей электромобилей, может стать использование твердотельных LFP-ячеек вместо нынешних аккумуляторов с никелем или ионно-литиево-фосфатных, поскольку в этих типах аккумуляторов никель не используется вообще. Единственным недостатком этих источников электричества то, что эти батареи, как правило, менее энергоемки, что означает более низкий запас хода у BEV, чем на АКБ с никелем.
Другой вариант тот, который на прошлой неделе озвучил Yahoo Finance CEO концерна Stellantis Карлос Таварес, состоит в том, что для того чтобы добраться до «светлого электрического будущего», компания планирует использовать традиционные двигатели внутреннего сгорания, которые пока что дешевле и эффективнее (т.е. выпускать гибриды HEV и PHEV с бустерными АКБ, не столь материалоемкими как тяговые батареи у BEV – авт.).
До тех пор, кажется, что скорость внедрения электромобилей будет ограничена, если поставщики и производители не смогут в скором времени наладить добычу большего количества никеля и другого необходимого сырья.
P.S. Итак, мировой автопром, кажется, уже серьезно споткнулся на антироссийских санкциях, ну так значит «коллективный Запад» быстрее переосмыслит их «сверхжесткость» после спада нынешнего антироссийского угара…
Между 2027 и 2030 годом производство революционных твердотельных аккумуляторов, позволяющих BEV перевалить за 1000 км пробега, выпустят сразу несколько ведущих китайских автопроизводителей
Первый электромобиль бренда Suzuki – SUV e Vitara, получил специальную награду «Автомобиль Года 2026» от ассоциации японских автомобильных экспертов и журналистов RJC