Макс Ферстаппен взял реванш у Шарля Леклера на Гран При Саудовской Аравии
28 марта 2022
Феррари лидировало-лидировало, да невылидировало перед Ред Буллом, а Мерседес провалился еще глубже
Александр Климнов, фото f1news.com
Дебютный Гран При Саудовской Аравии на автодроме в Джидде состоялся только три с небольшим месяца назад – в декабре 2021-го. Тем не менее, и в мире, и в Формуле-1 за это время, кажется, прошла целая эпоха. Если тот декабрьский уик-энд на новой трассе воспринимался с восторгом и ощущением балансирования на грани, то и нынешний мартовский уик-энд тоже получился необычным.
Так в пятницу после неожиданного разворота на поребрике в 10-м повороте турецкий новичок Формулы-2 («разогревочные» гонки перед Формулой-1 – авт.) Джем Болукбаши жестко приложил машину и угодил в больницу с сотрясением мозга, так, что больше участия в этапе не принял.
Ну а в конце первой тренировки Формулы-1 йеменские хуситы провели настоящую ракетную атаку на нефтехранилище компании Aramco, расположенное в 10 милях (16 км) от гоночной трассой. На нефтехранилище начался сильный пожар, а формульные команды и пилоты вступили с организаторами в долгие препирательства о том, можно ли при таких обстоятельствах вообще проводить гонку.
Организаторам все же удалось убедить команды продолжить гоночный уик-энд, но предоставив соответствующие гарантии безопасности. И все же пятерка гонщиков, включая Льюиса Хэмилтона, Джорджа Расселла, Фернандо Алонсо, Пьера Гасли и Лэнса Стролла выступать в таких условиях отказывались, но убедить удалось и их.
Далее уже на субботней квалификации F1 на том же самом поребрике в 10-м повороте Мик Шумахер попал в зрелищную, но слава богу, закончившуюся без последствий для его здоровья, аварию.
На скорости 260 км/ч его болид развернуло и отбросило в бетонную стену, от которой он рикошетом ударился в стенку напротив. По данным команды, перегрузка достигла 33g (по другим данным и все 70g – авт.).
И хотя медики отпустили Мика в тот же день, но от участия в воскресной гонке команда Haas порекомендовала ему отказаться, что немецкий пилот и исполнил.
И все же спортивная интрига в Джидде получилась захватывающей. Так, в пятницу и субботу на тренировках лидировал победитель прошлого этапа Шарль Леклер, а в квалификации лучшее время показал Серхио Перес – впервые в карьере в завоевав поул после 214 Гран При, что стало рекордом.
Не менее впечатляющим, но с обратным знаком, оказался и результат Хэмилтона, который на откровенно не ехавшем А1 W13 (впервые с Бразилии’17) – выбыл уже после первой сессии (вот и не ведь в несчастливость числа 13 – авт.).
Причем, все пять самых медленных машин по итогам квалификации (из тех, что проехали круг) оказались с силовыми установками Mercedes. В первую десятку удалось пробиться лишь Джорджу Расселлу. Хотя новый регламент многие посчитали эволюционным, но в действительности, похоже, что он совершил революцию.
За блокировку Эстебана Окона в квалификации Даниэля Риккардо по решению стюардов отодвинули на три позиции на стартовом поле.
Перед стартом механикам Ferrari пришлось под контролем представителя FIA экстренно менять часть проводки на машине Карлоса Сайнса, но им удалось закончить ремонт вовремя.
На болиде Юки Цуноды в субботу вновь возникли проблемы с топливной системой и он не смог проехать быстрый круг в квалификации, но был допущен на старт решением стюардов. Однако на формировочном круге его AlphaTauri окончательно замер из-за проблем с трансмиссией – машину пришлось эвакуировать и в гонке он не стартовал.
Шинники Pirelli выбрали те же составы, что и в 2021-м – С2, С3 и С4 в роли Hard, Medium и Soft. Самый мягкий состав гранулировался и быстро изнашивался, но при новом регламенте команды имеют свободу выбора шин на дистанции гонки. Магнуссен, Хэмилтон и Хюлкенберг на Hard, остальные выбрали Medium на первый отрезок.
Первый ряд стартового поля заняли Перес и Леклер, второй – Сайнс и Ферстаппен, третий – Окон и Расселл.
Далее ход самой гонки отлично описал Марк Хьюз на страницах официального сайта чемпионата (перевод f1news.ru):
«В начале гонки лидировал стартовавший с поула Серхио Перес, и у него был вполне реальный шанс на победу, но ему не повезло. Он лишился этого шанса из-за того, что автомобиль безопасности выехал на трассу в неудачный момент. А потом и Шарлю Леклеру не удалось удержать Макса Ферстаппена за пределами секундного интервала, позволявшего использовать DRS – и тоже из-за режима виртуального сейфти-кара, объявленного в неподходящий момент.
При этом Ферстаппен использовал все возможности, чтобы пробиваться вперёд, и в итоге вышел победителем из схватки с Ferrari, по ходу которой мы стали свидетелями отличной серии обгонов.
Но во всех эпизодах, повлиявших на исход гонки, важную роль играли шины.
Почти все гонщики стартовали на резине состава Medium (C3), хотя на длинной дистанции эти шины были не так хороши, как более жесткие (C2), позволявшие примерно через шесть кругов ехать быстрее, но зато лучше работали в начале отрезка. Старт на C3 и последующий переход на C2 представлялся оптимальной тактикой и предполагал один пит-стоп.
Серхио Перес, гонщик Red Bull Racing, лидировал, стартовав с поула, но Шарль Леклер, Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс держались за ним. На шинах средней жесткости никто не хотел слишком сильно атаковать, чтобы сохранить их в нормальном состоянии до пит-стопов, что было принципиально важно.
По крайней мере, никто из гонщиков лидирующей группы, ведь между пилотами Alpine, Эстебаном Оконом и Фернандо Алонсо, сразу развернулось острое соперничество. Пересу в это время не удавалось оторваться от Леклера достаточно далеко, чтобы лишить гонщика Ferrari возможности использовать тактику более раннего пит-стопа.
Но отрыв лидеров от гонщиков, ехавших в середине пелотона, увеличивался, и пришло время проводить пит-стопы. В Ferrari собирались применить упомянутую тактику «подрезки» в отношении Переса, на 15-м круге ехавшего всего в 2,2 секунды впереди Леклера, поскольку к тому моменту отрыв от Mercedes Джорджа Расселла, ехавшего пятым, уже стал достаточно большим.
Шины на RB18 Переса начинали сдавать, и Леклеру сказали по радио, что пит-стоп должен произойти именно на этом круге – либо Перес поедет в боксы, либо он. Шарль понимал, что должен следить за действиями Серхио и поступить наоборот. Поскольку в Red Bull позвали своего гонщика в боксы, Леклер остался на трассе.
Мы никогда не узнаем, чем бы могло закончиться их противостояние, поскольку сразу после того, как Серхио свернул на пит-лейн, Николас Латифи разбил машину, и на трассу выехал автомобиль безопасности. Поэтому все, кто провел пит-стоп на следующем круге, потеряли намного меньше времени. Таким образом, Леклер, Ферстаппен и Сайнс оказались впереди Переса, которому не повезло, и он откатился на 4-ю позицию.
После того, как все пилоты лидирующей группы перешли на жесткую резину, характер гонки заметно изменился. Эти шины позволяли атаковать в полную силу, при этом они не были подвержены перегреву. Задача Леклера была вполне понятна: за первые два круга после рестарта он должен был создать достаточный отрыв от Ферстаппена, чтобы не позволить тому воспользоваться DRS.
Шарлю это удалось: когда разрешили применять DRS, он успел оторваться от Макса на 1,057 секунды.
Два гонщика продолжали сражаться, и лидер старался не дать преследователю приблизиться к его машине менее чем на секунду ни в одной из трёх зон DRS. Они поочерёдно показывали лучшее время на круге, и уже начинало казаться, что Леклер на пути к верной победе. При этом жесткие шины на втором отрезке гонки позволяли вести борьбу на пределе, как в прежние времена.
Но характер гонки в очередной раз изменился, когда из-за замедлившихся машин Алонсо и Риккардо был введен режим виртуального сейфти-кара (VSC). И вновь главную руль во всем этом сыграла резина.
За три круга в режиме VSC, каждый из которых гонщики проходили примерно на полминуты медленнее, чем в нормальном гоночном темпе, шины остыли. А когда изношенная резина состава C2 начинает остывать, восстановить нужную температуру не так просто.
Но на машине Red Bull это происходило все-таки быстрее, чем на Ferrari – уже через несколько поворотов. Тогда как на F1-75 шины более-менее нормально прогревались только под конец круга.
Разумеется, это означало, что Леклеру уже не удавалось удержать Ферстаппена за пределами секундного интервала, и тот мог воспользоваться DRS.
Кроме того, Максу удалось найти оптимальный способ опередить соперника при помощи этой системы и не позволить Шарлю провести контратаку. Тем более что задние шины на Ferrari Леклера начинали терять эффективность после стольких кругов напряженной дуэли, проходившей на высоких скоростях.
Все это стало решающими факторами, позволившими Ферстаппену одержать победу».
Остается добавить, что победа Макса Ферстаппена стала 21-й в его карьере, а Хемилтон провел свой 180-й Гран При за команду Mercedes, превзойдя аналогичный рекорд Михаэля Шумахера с его 179 гонками за Ferrari.
Через две недели состоится Гран При Австралии на трассе в Мельбурне.
P.S. Проблема для российских болельщиков с прекращением телетрансляций Формулы-1 из-за антироссийских санкций, в основном, решилась благодаря блогерам, использующим ресурсы youtube и «вконтакте».
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка