Российские моторы могут вернуться к экостандартам образца 2015 года

Российские моторы могут вернуться к экостандартам образца 2015 года

20 марта 2022


Правительство РФ может понизить экологические требования к новым автомобильным двигателям ради импортозамещения


автор

Александр Климнов, фото производителей


Российский автопром (особенно в грузовом сегменте) столкнулся с проблемой производства машин с двигателями 5-го экологического класса и выше. По данным «Ъ», правительство РФ разрабатывает временное снижение требований техрегламента по выбросам вредных веществ для поддержания загрузки производств.
K3.jpg
Причем, в сегменте грузовиков такая мера может затянуться, так, например, КАМАЗ на сегодня даже по единственной выпускаемой на сегодня старой линейке К3 (прямые потомки первой модели КАМАЗ-5320 – авт.) чувствительно зависим от иностранных комплектующих. Процесс импортозамещения всех компонентов может занять около года. А в условиях запрета на поставки в Россию магистральных тягачей из ЕС отечественные производители будут вне конкуренции, возможно, за исключением импорта китайских аналогов.

Правительство РФ в рамках пакета антикризисных мер намеревается «приостановить некоторые требования» техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018), «в том числе по требованиям к выбросам». В документе говорится, что ответственные за исполнение – Минпромторг и Росстандарт, а нужные изменения должны быть внесены в ЕЭК до 15 марта. Однако в ЕЭК заявляют, что инициатив от РФ к ним пока не поступало. По данным «Ъ», в Минпромторге проект документа еще даже не разработан.

Согласно действующему техрегламенту, все выпускаемые на российский рынок машины должны соответствовать 5-му экологическому классу. Однако из-за прекращения поставок комплектующих производить такие грузовики КАМАЗ и АЗ «Урал» смогут лишь приблизительно до конца апреля. В сегменте LCV и легковушек, собственно, ситуация не лучше, сообщают источники «Ъ».

Так один из них говорит: «На территории ЕАЭС действует пятый экологический класс и планировался скорый переход на шестой. Сейчас это едва ли является приоритетом, но перестать регулировать вредные выхлопы вовсе не следует. Двигатель внутреннего сгорания оказался зажат между противоречащими друг другу требованиями: с одной стороны, он должен оставаться мощным и приятным для водителя, а с другой стороны, быть ограничен по множеству параметров, чтобы уместиться в строгие рамки техрегулирования».

Эксперт отмечает: «Для гармонизации этих требований автомобиль должен быть оснащен сложными системами, и основную роль играет блок управления двигателем (ЭБУ), который постоянно считывает данные и отдает управляющие команды на разные устройства». Он говорит: «Причем, сложность устройства ЭБУ еще и в том, что он должен работать в любых условиях. Для такого устройства не подойдет обычная электроника – она должна быть особо надежной».

Системы управления двигателем у российских производителей, как правило, импортные, однако, например, в традиционных моделях LADA с двигателями ВАЗ (Granta, Vesta, Largus и Niva – авт.) поставщиком выступает российская «Итэлма». Тем не менее, и в таком блоке зависимость от иностранных комплектующих критически высока.

Источник «Ъ» говорит, что КАМАЗы комплектуются блоком управления производства Bosch и Liebherr. Также на них ставятся выхлопные системы датских производителей Dinex и Faurecia, а также российских поставщиков, которые, впрочем, тоже сильно зависят от иностранных комплектующих.

Эксперт Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что у КамАЗа имеется и собственное семейство двигателей КАМАЗ-740.70, которое сертифицировано под 4-й экологический класс (фото на заставке). Однако и это семейство оснащалось блоком управления EDC7UC31 производства Bosch (филиал «Бош Самара», работа которого приостановлена – авт.).

В результате КАМАЗу по данным «Известий» уже пришлось заменить топливную аппаратуру Bosch на продукцию Алтайского завода прецизионных изделий (АЗПИ). Кроме того, единственное производимое сейчас на заводе семейство К3 оснащается «преимущественно в комплектациях с российскими аналогами – КПП 154». То есть помимо прекращения выпуска современных моделей с кабинами поколений К4 (MB Axor – авт.) и К5 (MB Actros – авт.) КАМАЗ уже две недели как лишился возможности комплектации дизелями производства Cummins (СП «КАММИНЗ КАМА») и коробками передач ZF (СП «ZF КАМА») также и серии К3.
YAMZ-530.jpg

Цех сборки дизелей серии ЯМЗ-530 

Проблемы с поставками топливных систем Bosch, появились и у ЯМЗ, двигатели которого серий ЯМЗ-530 и ЯМЗ-651 устанавливают на среднетоннажники ГАЗа и тяжелые полноприводные грузовики «Урал».
Журнал «Авторевю» написал, что КАМАЗ на сегодня самостоятельно выпускает автомобили, отвечающие только классу «Евро-2» с насосами Ярославского завода дизельной аппаратуры (ЯЗДА), причем, с разрешения Минпромторга. На самом КАМАЗе факт наличия такого разрешения отрицается.

Источник «Ъ» в одном из автоконцернов говорит: «Снижение требований по выбросам даст автозаводам время, чтобы внедрить решения по импортозамещению тех компонентов, которые обеспечивают Евро-5. Это временная альтернатива на период разрыва технологических цепочек».

Другой источник «Ъ», знакомый с ходом обсуждения вопроса в министерстве утверждает: «Обсуждение возможности разрешить российским производителям выпускать автомобили, соответствующие разнообразным экологическим классам, связано с необходимостью создать максимально благоприятные условия для загрузки предприятий автопрома в условиях санкций».

Впрочем, все собеседники «Ъ» от производителей автокомпонентов опровергают возможность быстрого достижения высоких экологических классов. Один из них говорит, что как минимум самостоятельно в кратчайшие сроки заменить иностранные блоки управления двигателями нереально. Он считает: «Даже при наличии компонентов уровня автопрома (automotive grade) нужно разработать аппаратную платформу, сертифицировать ее и сделать калибровки длительностью около года и стоимостью примерно €1 млн».

Дмитрий Бабанский говорит, что сложности могут возникнуть и в производстве каталитических нейтрализаторов. Сейчас их поставляет новоуральский «Экоальянс» (входит в группу «Росатом»), который занимает примерно треть рынка таких устройств, еще примерно 20% поставляет локализованный Johnson Matthey, а на чистый импорт приходится 40–45%. Как минимум иностранные поставщики из-за попадания КАМАЗа в санкционный список уже не смогут продолжить работу с ним, а по АЗ «Урал» (хотя он уже два года как продан Группой ГАЗ «Объединенной машиностроительной группе» (ОМГ) Дмитрия Стрежнева – авт.) могут возникнуть вопросы из-за двойного назначения части продукции.

P.S. В итоге может получиться, что продвигаемое как «временное» снижение требований к экологичности для грузовиков может всерьез затянуться. При этом ограничения ЕС от 25 февраля включают запрет на экспорт в Россию грузовиков и тягачей массой свыше 9 тонн, а также дизельных двигателей мощностью свыше 400 л. с. Источники «Ъ» из представительств европейских грузовых брендов говорят, что, вероятно, эти ограничения связаны с подозрением их возможного использования в государственных целях, однако, грузовики «европейской семерки» (DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Scania, Renault и Volvo – авт.) итак не попадала под госзакупки (из-за прямого запрета российских властей середины 2015 года – авт.) и тем более не поставлялась российским военным. Если такое положение дел не будет разрешено в обозримой перспективе, то обновление парков коммерческой автотехники ограничится исключительно возможностями КАМАЗа и «Урала», а также импортом из Поднебесной. В то же время обслуживание уже имеющегося в РФ парка европейских грузовиков и автобусов также может оказаться под угрозой, потому что экспортные ограничения ЕС от 15 марта также подразумевают, что прямые поставки запчастей в Россию теперь также станут невозможны.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Белорусская таможня перехватила партию контрбабандных моторов Renault? направлявшихся в Россию

Белорусская таможня перехватила партию контрбабандных моторов Renault? направлявшихся в Россию

Крупная партия новых двигателей Renault F4R, следовавших в Россию, перехвачена белорусской таможней  

22.10.2024

ВАЗ выпустил 5-миллионный 16-клапанник

ВАЗ выпустил 5-миллионный 16-клапанник

На ВАЗе с автоматической линии «Краузе» сошел 5-миллионный 16-клапанный двигатель

16.10.2024

СОЛЛЕРС доработал будущий дизель для УАЗа Патриота

СОЛЛЕРС доработал будущий дизель для УАЗа Патриота

СОЛЛЕРС решил проблему зимнего пуска у дизеля «Арго», который пойдет и на УАЗ Патриот

15.10.2024

КАМАЗ намеревается перейти с импортной на отечественную топливную аппаратуру

КАМАЗ намеревается перейти с импортной на отечественную топливную аппаратуру

Отечественная топливная аппаратура позволит повысить экономичность дизелей серии КАМАЗ Р6

15.10.2024

Ульяновской «Буханке» добавили экологии

Ульяновской «Буханке» добавили экологии

УАЗ вернул на серию СГР экологичный двигатель класса Евро-5, что повысило цены на него на 20 тыс. рублей

14.10.2024

Недовес в 1,5 кг болида Mercedes стоил Джорджу Расселу победы в Спа

Недовес в 1,5 кг болида Mercedes стоил Джорджу Расселу победы в Спа

Победитель Гран-При Бельгии Джордж Рассел был дисквалифицирован за нарушение технического регламента командой Mercedes

29.07.2024

Bentley выпустил последний W12

Bentley выпустил последний W12

В Крю произведен последний 12-цилиндровый мотор

25.07.2024

Возврат к списку