Приведет ли отмена справок о ДТП к коллапсу?

Приведет ли отмена справок о ДТП к коллапсу?

27 октября 2017


Данный документ пропал
из административного регламента ГИБДД


автор

Александр Шаронов, фото banki.ru, rg.ru

Вчера мы обратили внимание на опасения правозащитников, которые считают что новый административный регламент ГИБДД позволит инспекторам ДПС препятствовать водителям в произведении фото- и видеосъемки.

Однако это далеко не единственный пункт, который можно трактовать неоднозначно. Еще больше вопросов вызвала норма, согласно которой сотрудники ДПС перестанут выдавать справки о ДТП участникам происшествия. При оформлении будут выдаваться только процессуальные документы, предусмотренные законом. В зависимости от ситуации это может быть определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокол об административном правонарушении или постановление по делу об административном правонарушении.

Позиция ГИБДД

По данным Госавтоинспекции, сотрудники будут вносить в документы о ДТП сведения, которые ранее содержались в справке (в частности, номер полиса ОСАГО и характер повреждения транспортного средства). Эту информацию подтвердил заместитель начальника Управления ГИБДД УМВД России по Псковской области Юрий Шестаков: «при оформлении ДТП заполняются исключительно процессуальные документы.


Пояснения дал и начальник управления ДПС и спецмероприятий ГИБДД России Александр Быков. По его словам, выдача справок в действительности не предусмотрена уже давно, а у МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Таким образом, уже несколько лет инспекторы не должны были выдавать такие документы, хотя в действительности все было иначе. При этом в ГИБДД подчеркнули, что инспекция предупреждала об этом Центробанк и Российский союз автостраховщиков более года на всех совещаниях.

В ГИБДД уверены, нововведение не вызовет затруднений у автомобилистов, поскольку после ДТП пострадавший водитель получит на руки копию протокола или копию постановления по делу об административном правонарушении, а эти документы содержат необходимую для страховщика информацию.

Позиция Центробанка

Тем не менее, в положении ЦБ РФ от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах ОСАГО» в списке документов, прилагаемых к заявлению о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по договору ОСАГО, среди прочего прямым текстом указана справка о дорожно-транспортном происшествии.

Примечательно, что в документах, которыми теперь ограничится работы сотрудников ДПС (напомним, что это может быть определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокол об административном правонарушении или постановление по делу об административном правонарушении) речь идет только об одном нарушении, которое и привело к ДТП. При этом в них отсутствует информация о других участниках аварии. Получается, что какой-то дополнительный документ априори должен прилагаться к заявлению страхователя.


В качестве контраргумента в ГИБДД ссылаются на то, что информация о ДТП должна содержаться в заполненном автовладельцем извещении о ДТП, а необходимые бланки выдаются водителям вместе с бумажным полисом ОСАГО. К тому же в разъяснении Госавтоинспекции за подписью врио начальника ГУОБДД Владимира Швецова, теперь в процессуальные документы (протоколы, постановления и определения) о ДТП сотрудники ГАИ также должны будут вносить сведения, ранее содержавшиеся в справках, в том числе о транспортных средствах, участвовавших в ДТП, водителях, полисах ОСАГО и видимых повреждениях транспортных средств.

«До принятия Банком России изменений в правила ОСАГО, уточняющих список документов для осуществления страхового возмещения, необходимо выработать схему взаимодействия, чтобы прежде всего не страдали интересы пострадавших в ДТП, а страховые компании могли иметь объективную информацию об аварии и причиненном ущербе», — сообщили Агентство страховых новостей в пресс-службе ЦБ.

Позиция страховых компаний

Пока не все страховые компании открыто комментируют нововведения. С формальной точки зрения очевидна правовая коллизия: отдельные пункты административного регламента ГИБДД и положения ЦБ РФ противоречат друг другу (в первом не содержится информация о справке, а второй ее по-прежнему требует). Получается, что если досконально следовать букве закона, то автомобилист априори не сможет подать заявление о возмещении ущерба. К тому же у страховых компаний появляется легальный повод отказать страховщику в рассмотрении заявления.

Но пока страховые компании подстраиваются под изменившиеся нормы. Если же они откажутся принимать и потребуют справку, то следует написать официальную претензию. Эксперты полагают, что большинство конфликтов будет исчерпано уже на этом этапе. В ином случае придется обращаться в суд.


Официальный представитель компании «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук отмечает, что нововведение порождает много вопросов. «Мы очень ждем ответы на них и разъяснения, как правильно исполнять текущие трактовки законодательства, — рассказывает он. — Например, возникнет проблема с урегулированием ДТП, где три и более участников, — будет сложно установить виновников и потерпевших. Также непонятно, как будет происходить урегулирование ДТП с участием, например, двух автомобилей и пешехода, ведь текущая форма извещения о ДТП дает возможность заполнить данные лишь по двум участникам».

Позиция автомобилистов

Крайними в этой неразберихе пока остаются обычные автомобилисты, которые оказались заложниками недопонимания двух ведомств (ГИБДД и ЦБ).

В лучшем случае инспектор ДПС и страховая компания пойдут навстречу: первый укажет дополнительные сведения об обстоятельствах ДТП на одном из обязательных документов, вторая — примет заявление без справки. Однако пока все это остается лишь на доброй воле сотрудников ГИБДД и страховых компаний. Если же что-то пойдет не так, то придется побегать: либо составлять жалобу, либо (если жалоба не помогла) обращаться в суд.

В среду, 25 октября, состоялась встреча страховых компаний и Банка России. В ее рамках предполагалось обсудить взаимодействие между ними после решения ГИБДД об отмене справок о ДТП. Итоги заседания пока не подведены.  

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Микроавтобус «Соболь NN 4WD» прочат в конкуренты ульяновской «буханке»

19.03.2024

КАМАЗ поставит в Москву электробусы нового заказа образца 2024 года

КАМАЗ поставит в Москву электробусы нового заказа образца 2024 года

КАМАЗ продолжает совершенствовать конструкцию электробуса для Москвы  

19.03.2024

Представлена первая модель новой марки XCITE

Представлена первая модель новой марки XCITE

Первенцем новой российской марки XCITE стал кроссовер X-Cross 7

14.03.2024

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

Обновленный электробус ЛИАЗ-6274 получил на треть более емкую АКБ, электрообогрев салона и много других усовершенствований

13.03.2024

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Серия LCV Sollers пополнилась удлиненной версией Argo-L с 3-метровой базой

11.03.2024

На российский рынок вышел полноприводный кроссовер Jetour T2 с несущим кузовом

На российский рынок вышел полноприводный кроссовер Jetour T2 с несущим кузовом

Кроссовер Jetour T2 будет продаваться по цене 3,76–4 млн рублей

06.03.2024

LADA Iskra засветилась в кузовах седан и кросс-универсал

LADA Iskra засветилась в кузовах седан и кросс-универсал

В базе Роспатента появились рендеры LADA Iskra в кузовах седан и кросс-универсал

06.03.2024

Возврат к списку