В России «Мерседес-Бенц» намерен свернуть с прямой торговли
12 июля 2022
Mercedes-Benz AG может отказаться от дистрибуции в РФ, передав права и имущество дистрибутора «Мерседес-Бенц Рус» одному из дилеров
Александр Климнов, фото cdn.elec.ru, sdelanounas.ru, Яндекс
Компания Mercedes-Benz AG начала пересматривать свой формат присутствия в России. Так «Ъ» сообщает, что немецкая компания может продать имущество российского дистрибутора «Мерседес-Бенц Рус» одному из дилеров. Среди претендентов называются: «Авилон», «Автодом», «Мейджор» и «Панавто».
Кстати, подмосковный сборочный завод ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (в технопарке «Есипово» Солнечногорского района – авт.) в данную сделку не входит. Предприятие на 80% принадлежит головной компании Mercedes-Benz AG и на 20% – СП «Даймлер Камаз Рус» (тоже закрыто – авт.). Завод под Солнечногорском пока что просто-напросто закрыт, впрочем, как и большинство автосборочных производств в нашей стране после начала спецоперации на Украине.
Если сделка состоится, то Mercedes-Benz вообще свернет работу в России напрямую. Подобная схема торговли автомобилями была популярна у европейских брендов в самом начале выхода на рынок РФ в 1990-е годы, а сейчас используется на некоторых небольших рынках СНГ.
Другой источник «Ъ» сообщил, что «Мерседес-Бенц Рус» обсуждает продажу дилерам своего склада автомобилей и дилерского центра через торги.
До сих пор компания не распродавала имеющийся склад автомобилей в РФ, опасаясь санкций, отсюда и следует план по передаче одному из дилеров прав дистрибутора Mercedes на рынке РФ. О том, что предметом сделки выступает договор дистрибутора, сообщают и другие источники. Кстати, один из дилеров, вообще, сказал «Ъ», что подписал «соглашение о неразглашении».
Другой инсайдер «Ъ» из дилеров, не названных выше, сообщил, что в начале июля сотрудники офиса Mercedes-Benz в РФ массово кинулись искать работу. Однако он сообщает, что аналогичные примеры имеются и относительно иных западных брендов, включая и Volkswagen. Впрочем, имеются данные, что это могут быть и добровольные увольнения, а не сокращение штатов.
В Mercedes-Benz ответили на запрос «Ъ» в том духе, что компания рассматривает различные варианты сохранения бизнеса в России: «Конкретных решений пока нет. Просим отнестись с понимаем к тому, что мы не даем комментариев относительно планов на будущее и стратегических решений».
Справка: Mercedes-Benz был второй по популярности премиальной маркой в РФ после BMW (продажи в 2021 году составили 43 тыс. машин против 46,8 тыс. у BMW без учета бренда Mini). Санкции ЕС запретили экспорт в РФ премиальных автомобилей дороже 50 000 евро, причем, из США их нельзя поставлять совсем, в том числе BMW серий X и Mercedes GL-class.
У «Мерседес-Бенц Рус» имеются в аренде два здания на Ленинградском проспекте (офис в доме 39А [фото выше] и дилерский центр и станция СТО в доме 39, стр. 34).
Гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский заявил: «Сейчас много западных компаний размышляет про уход с рынка. Мы не видели объявление о продаже бизнеса «Мерседес-Бенц». Наш интерес всегда в расширении своего текущего бизнеса или в выходе на новые сегменты. Безусловно, в таких сделках покупатель предлагает некоторый дисконт к обычной цене – это премия за риск и готовность осуществить сделку сейчас. Но бизнес импортера и тем более производителя – это не просто продажа торговой компании: есть много нюансов, связанных с исполнением обязательств перед клиентами, поэтому нужно быть очень уверенным в своих силах, чтобы участвовать в таких сделках».
Кстати один из источников «Ъ» утверждает, что шансов получить имущество или права дистрибутора на сегодня больше всего у «Панавто» – данный дилер и немецкий автоконцерн достаточно давно установили устойчивые партнерские отношения.
Глава «Панавто» Кирилл Павлович, в свою очередь отказался комментировать бизнес компании с «Мерседес-Бенц Рус». Он (согласно «СПАРК-Интерфакс») также возглавляет ассоциацию дилеров Mercedes-Benz. Отказались от комментариев также в «Авилоне» и в «Мейджоре».
Эксперт Сергей Удалов из агенства «Автостат» считает, что как минимум сам офисный центр Mercedes-Benz на Ленинградском шоссе (фото выше) представляет интерес для дилеров: «Это неплохой флагманский центр, и само место известное и ходовое». Он так объясняет он возможные причины действий Mercedes-Benz: «Держать имущество и персонал, понимая, что в ближайшее время это будет только съедать деньги, сложно».
В любом случае, считает г-н Удалов: «Эти потери легко восполнить при улучшении ситуации на рынке в отличие от продажи завода». Он также комментирует, что при переходе прав дистрибутора к дилеру Mercedes-Benz формально прекратит работу в РФ напрямую: «Такая схема присутствия практиковалась в 2000-е, например, «Рольф» был дистрибутором Mitsubishi. Сейчас это может быть временным решением для возможного будущего возвращения на рынок с прямым присутствием». Эксперт также подтверждает, что присутствие через дилера часто практикуется в мире «на не самых крупных и важных рынках для компаний».
P.S. Кстати, на долю премиум-сегмента, который целиком состоит из марок, свернувших поставки автомобилей в РФ, пришлось только 5% всех автомобилей, проданных в стране в мае, против традиционных 9–10%. Основу сегмента составляли немецкие бренды Mercedes-Benz и BMW, и прочие европейские премиальные бренды, а также японский Lexus, корейский Genesis и два бренда General Motors (GM) – Cadillac и Chevrolet. Все эти брендs, за исключением Genesis, столкнулись с санкционными ограничениями, а GM попросту ушла из России после введения американским конгрессом ограничений на экспортные поставки в нашу страну. Аналитики отмечают, что склады всех дилеров постепенно пустеют и доля премиума продолжит падать и в дальнейшем.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка