АЗ «Урал» перекуплен ОМГ Дмитрия Стрежнева у «Группы ГАЗ» Олега Дерипаски
Александр Климнов, фото автора
Автомобильный завод «Урал» из Миасса больше не входит в состав «Группы ГАЗ» Олега Дерипаски, ибо перешел в собственность «Объединенной машиностроительной группы» (ОМГ) Дмитрия Стрежнева.
По данным «Интерфакса» сделка по приобретению «Урала» была закрыта в конце февраля нынешнего года. Кроме того, ОМГ получила долю в Ярославском моторном заводе (ЯМЗ) и другом бывшем активе Группы ГАЗ – СП «РМ-Терекс», специалищирующейся на выпуске экскаваторов и спецтехники.
Следовательно, ОМГ стала 100-процентным владельцем производителя грузовиков АО «Автомобильный завод «Урал» и ООО «РМ-Терекс», а также собственником 47,2% акций ПАО «Ярославский моторный завод» (аналогичный пакет акций остался и у «Группы ГАЗ»). Сумма сделки не раскрывается.
Теперь «Группа ГАЗ» полностью сконцентрируется на сегменте легких (LCV) и среднетоннажных (MCV) коммерческих автомобилей и автобусов всех классов.
Дмитрий Стрежнев прокомментировал сделку: «Для меня это интересный инвестиционный и управленческий проект. На предприятиях сохранятся те наработки в производственных технологиях, развитии модельного ряда и расширении товаропроводящей сети, которые были сделаны в «Группе ГАЗ», а также будут созданы новые возможности для роста в сегменте спецтехники, которая производится на базе уральских машин и площадок по выпуску дорожно-строительной техники».
Г-на Стрежнева называют близким к Дерипаске бизнесменом. Они вместе учились на физфаке МГУ, позднее, в начале 2000-х, Стрежнев был наемным работником Дерипаски – возглавлял холдинг «Руспромавто», который впоследствии был преобразован в «Группу ГАЗ». О том, что Стрежнев обсуждает с ГАЗом покупку бизнеса дорожно-строительной и спецтехники, стало известно еще в конце 2018 года.
Справка: «Группа ГАЗ» подпала под американские санкции вместе со своим владельцем Олегом Дерипаской в апреле 2018 года. Ограничения пока так и не вступили в полную силу: OFAC (Office of Foreign Assets Control, подразделение Минфина США, отвечающее за правоприменение в области санкций) периодически отодвигает дедлайн, чтобы дать время для завершения переговоров о выводе ГАЗа из-под санкций. На сегодня эта дата отсрочена до 31 марта 2020 года. Две прочие крупнейшие компании Дерипаски – En+ Group и «РусАл» были исключены из SDN List после отказа бизнесмена от контроля в них.
При этом все производственные цепочки АЗ «Урал» остаются тесно завязанными на Группу ГАЗ, от предприятий которой он получает значительную часть комплектующих: часть литых деталей и кабины семейства NEXT для актуальной серии капотных грузовиков. Для чего ГАЗ отделил от себя «Урал» еще до конца не ясно, возможно, исключительно для вывода холдинга из-под санкций OFAC, поскольку АЗ «Урал» выступает крупным поставщиком Российской армии, а США стремятся обложить санкциями все основные оборонные предприятия нашей страны.
Кстати, в конце февраля рабочие АЗ «Урал» уже выходили на массовый пикет против сокращений на предприятии о чем писала местная «Правда УрФО».
P.S. Уже на выставке «Комтранс-2019» представители завода (на фото внизу) активно дистанцировались от «Группы ГАЗ», хотя и заявляли о тесном сотрудничестве с ЯМЗ. То, что клиентуре «Урала» глубоко все равно, входит или нет автозавод в «Группу ГАЗ», понятно. Главное, чтобы сохранялась приемлемая цена и должное качество.