16.08.2019
Минскому автозаводу исполнилось 75 лет
75 лет непрерывного развития
Минскому автомобильному заводу (МАЗ) 9 апреля 2019 года исполнилось 75 лет. Предприятие, награжденное двумя орденами Ленина и орденом Октябрьской революции, встречает свой бриллиантовый Юбилей в хорошей форме и остается основным промышленным гигантом Беларуси. Хотя в последние годы в связи с сокращением поставок на российский рынок его экспортная программа и претерпела ряд изменений и в то же время вышла на высококонкурентные рынки Европы благодаря освоению современных кабин пятого поколения, установке двигателей Евро-6 и электронных систем. С 2012 года МАЗ участвует со своими грузовиками в ралли-марафонах. Так, капотный гоночный грузовик МАЗ-5440RR достойно выступил в ралли «Шелковый путь 2019» и должен принять участие в ралли «Дакар-2020».
МАЗ-6440RR стартует в «Дакаре» 2020 года в категории гоночных грузовиков Т4
Техника МАЗ, включая грузовики, автобусы, специальную и коммунальную технику до сих пор присутствует буквально во всех регионах бывшего СССР и целом ряде стран дальнего зарубежья.
Трудное начало
Минский автомобильный завод был основан 9 августа 1944 года после освобождения Минска на базе сборочного завода Daimler-Benz построенного во время оккупации, а первый дизельный самосвал МАЗ-205 (4х2) был выпущен заводом в октябре 1947 года.
Самосвал МАЗ-205 стал героем «Великих строек коммунизма» 1950-1970-х
Только с 1949 года удалось выйти на крупносерийное производство автомобилей. Именно грузовики МАЗ 200-й серии (параллельно некоторое время их производили и на ЯАЗе) с 2-тактными дизелями ЯАЗ-204А (4,65 л, 110 л.с.) по американской лицензии GM471 и 56-ступенчатой коробкой ЯАЗ открыли процесс дизелизации грузового парка страны (бортовой МАЗ-200 – на заставке). Серию МАЗ-200/-205, а также полноприводные модели МАЗ-501 (лесовоз) и МАЗ-502 (бортовой армейский автомобиль) выпускали до конца 1965 года. Только самосвалов МАЗ-205 за это время произвели 98,7 тыс. Эти машины участвовали во всех «Великих стройках коммунизма» 1950-1970-х и сейчас многие из них стоят на постаментах в качестве памятника героизму строителей и водителей, например, у Братской ГЭС.
Богатыри из Минска
В 1950-м МАЗ первым в стране освоил выпуска 25-тонного карьерного самосвала МАЗ-525, который прославился, например, при строительстве Асуанской высотной плотины на Ниле. В 1959-м его производство было передано на завод БелАЗ в Жодино.
Карьерник МАЗ-525 хорошо знали на стройках не только в СССР, но и в целом ряде развивающихся стран, например, в Египте
В 1957-м был создан самый большой на то время карьерный самосвал – 40-тонный МАЗ-530 (6х4), которых произвели в общей сложности три десятка, а в 1960-м также передали выпуск в Жодино.
Сорокатонный карьерник МАЗ-530 был для своего времени настоящим гигантом (фактически каждый из выпущенных в 1957–1963 гг. 30 самосвалов отличается уникальной конструкцией)
В 1954–1959 гг. в СКБ Минского автозавода под руководством Б.Л.Шапошника был сконструирован внедорожный многоосный (8х8) тягач МАЗ-535 (1958–1961, далее до 1964-го на КЗКТ),...
Могучий МАЗ-535А (8х8) стал первым тягачом-ракетовозом в СССР
...которому потом наследовали такие модели как МАЗ-537 (1959–1965 гг., далее до 1999 г. на КЗКТ) и МАЗ-543 (с 1962 года). Далее в рамках Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), выделенного из состава МАЗа в 1991 году (впрочем территориально оставшегося на той же территории завода) последовали многочисленные разработки самых разных вездеходных многоосных колесных шасси (вплоть до уникальной схемы 16х16), до сих пор применяемых в Российской армии в качестве носителей вооружений, включая и пусковые комплексы стратегических баллистических ракет с ядерными зарядками.
МАЗ – король дорог
В 1965 году на смену капотным МАЗ-200 пришли первые в стране тяжелые грузовики с кабиной над двигателем серии МАЗ-500 и 4-тактным дизелем ЯМЗ-236, которые потом дважды проходили модернизацию: в 1970-м (МАЗ-500А) и в 1977-м (МАЗ-5335) и выпускались до 1990 года.
Достаточно скоростные и экономичные для своего времени грузовики МАЗ-500 (особенно седельный тягач МАЗ-504В) были хорошо известны на дорогах не только СССР и СЭВа, но и в Западной Европе под эмблемой международного автоперевозчика «Совтрансавто»
Третье поколение минских грузовиков появилось в 1978 году в виде магистрального тягача МАЗ-6422 (6х4), впервые в стране оснащавшегося 320-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-238Ф с турбонаддувом, однако, выпускавшегося в первые годы только опытно-промышленными сериями. Конвейерное производство новинки смогли наладить только в 1984 году.
Первый в СССР магистральный тягач с турбодизелем
В 1981 году с конвейера МАЗа начал сходить массовый седельный тягач МАЗ-5432 (4х2). Обе модели стали флагманами советской организации «Совтрансавто», осуществлявшей в СССР международные автоперевозки.
МАЗ-5432 и МАЗ-6432 стали флагманами «Совтрансавто»
В 1987 году модификация МАЗ-64229 с двигателем ЯМЗ-238Д получила прозвище «СуперМАЗ», которое с тех пор закрепилось за флагманскими версиями минских магистральных тягачей.
В конце 1980-х МАЗ пытался выступать и кольцевых гонках грузовиков (на фото гоночный тягач МАЗ-5432С)
С 1987 года третья серия грузовиков МАЗ (выпускаемая в существенно модернизированном виде и поныне) пополнилась шасси и бортовым грузовиком МАЗ-5337, самосвалом МАЗ-5551, полноприводным седельным тягачом-лесовозом МАЗ-5334 и т.д.
Ультрафутуристичный концепт-трак МАЗ-2000 «Перестройка» произвел в 1988-м фурор на международных автосалонах, но так и остался уникальной разработкой МАЗа
Завод в трудные, но первоначально многообещавшие годы Перестройки, оказался одним из лидеров отечественного автопрома и в 1988 году устроил мировую сенсацию, показав на Парижском автосалоне концепт-трак МАЗ-2000 «Перестройка». В апреле 1989 года предприятие выпустило свой 1 000 000-й грузовик.
Распад СССР и переход к рыночной экономике дался МАЗу нелегко, но за счет своеобразной экономической модели экономики Беларуси, он смог устоять на ногах и в 1990-х потерял в объемах производства относительно меньше, чем его бывшие собраться по Союзу (например, КАМАЗ, АМО ЗИЛ и КрАЗ).
Первый белорусский автобус МАЗ-101 был собран из импортных комплектующих, но потом локализован как МАЗ-103 и пользуется спросом и в наши дни
Второе поколение автобусов МАЗ не стоит на месте – на фото новейшая сочлененная модель МАЗ-216 на природном газе
Осенью 2019 года дебютирует уже третье поколение минских городских автобусов – МАЗ-303
В 1992 году при заводе было создано автобусное производство (в дальнейшем выделенное в подразделение АМАЗ) на основе лицензии немецкой фирмы Neoplan, а в 1997 году – совместное предприятие ЗАО «МАЗ-МАН», по выпуску грузовиков с современными дизелями и кабинами немецкого MAN.
Седельный тягач МАЗ-МАН-543268 с немецким дизелем и кабиной
Тогда же в 1997-м на рынок вышло четвертое поколение МАЗов – седельные тягачи МАЗ-5440 (4х2) и 6430 (6х4).
Тягач МАЗ-5440 ознаменовал собой появление четвертого поколения минских грузовиков
Их кабины оказались самыми совершенными на постсоветском пространстве и теперь применяются тем же СП «МАЗ-МАН».
Самосвал МАЗ-МАН-756539 образца 2013 года с кабиной типа МАЗ-5440
С 2005 года филиалом МАЗа стало предприятие «Могилевтрансмаш», специализирующееся на автокранах, коммунальных спецмашинах и пр. В феврале 2009 года МАЗ был преобразован из республиканского унитарного предприятия в открытое акционерное общество ОАО «МАЗ».
Интересный капотный концепт-трак МАЗ-6440РА образца 2011 года в серию, к сожалению, не пошел
В 2011 году на ряде автосалоном, включая «Комтранс», был представлен концепт-трак капотной компоновки МАЗ-6440РА, но развития эта тема не получила, а для серийного производства МАЗ продолжил разработку кабины пятого поколения.
В настоящее время минские грузовики, экспортируемые в Россию оснащаются только рестайлинговыми кабинами четвертого поколения «Простор»,...
Седельный тягач МАЗ-5440V9 с рестайлинговой кабиной «Простор»
...а старт продаж грузовиков пятого поколения намечен на осень 2019 года.
Предсерийный седельный тягач МАЗ-5440М9 с кабиной пятого поколения
Кроме ярославских 6,7-литровых рядных «шестерок» серии ЯМЗ-536 и 11,12-литровых серии ЯМЗ-651 на МАЗах применяются дизели Cummins серий ISB, ISF и ISL (китайского производства) класса Евро-5, а в последние годы началось применение немецких дизелей Daimler и MAN класса Евро-6. Четверть века продолжается сотрудничество МАЗа и немецкой фирмы по выпуску коробок передач ZF. В последние годы кроме ярославских коробок передач ЯМЗ началось применение и МКП китайского производства. Словом, теперь у МАЗа есть продукты на любой вкус и кошелек.
За 6 месяцев 2019 года в России зарегистрировано 1340 ед. МАЗов (+0,9%). Парк МАЗов в России на начало 2019 года составлял 8,3% или 207,8 тыс., занимая таким образом 3-е место среди всех марок.
Редакция портала «Третий Рим» поздравляет коллектив завода МАЗ с Юбилеем и желает долгих лет процветания и успехов.
|
|
Дефицит дальнобойщиков усугубляется ростом парка автопоездов
Диалог таксомоторного бизнеса и власти в новой системе координат прошел на XII Международном Евразийском форуме «Такси»
Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»
За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%
Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus
КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники
«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK