Две трети «Дакара-2022» прошли под диктовку КАМАЗов

Две трети «Дакара-2022» прошли под диктовку КАМАЗов

Две трети «Дакара-2022» прошли под диктовку КАМАЗов

11.01.2022


Чех Мартин Мацик поднялся на подиум на девятом этапе «Дакара-2022»


автор

Александр Климнов, фото КАМАЗ-мастер, autoevolution.com и autosport.com.ru


Сорок четвертое издание «Дакара» неуклонно близится к завершению, но для опытных гонщиков ясно, что расслабляться еще слишком рано. Несмотря на то, что позади остались две трети ралли-марафона, ключевые события январской гонки нынешнего года еще впереди.

Так, после почти трех тысяч километров спецучастков в грузовом зачете первое и второе места разделяют всего 11,5 минут. Так что любая случайность, например, прокол колеса, может свести их на нет. Поэтому и полтора часа преимущества над четвертой строчкой в турнирной таблице не выглядят солидным заделом. Такие же плотные результаты и в других зачетах. История «Дакаров» знает немало случаев, когда даже записные фавориты сходили с дистанции в самый ответственный момент. В нынешнем году досрочно «Дакар-2022» завершился для одних из лидеров своих категорий Дэниела Сандерса и Росса Бранча (мото), Мануэля Андухара и Александра Максимова (квадро), а целый ряд титулованных гонщиков столкнулись с техническими проблемами и продолжают выступление вообще без возможности побороться за главный приз.

11 января 2022 года, этап 9: Вади-аль-Давасир – Вади-аль-Давасир, лиазон – 203 км, СУ – 287 км
11.jpg
Рельеф трассы на девятом этапе «Дакара» (кольцевой маршрут в окрестностях Вади-эль-Давасира) разделился на три категории: 53% песков, 33% гравия и 14% дюн, что гарантировало, что 287 километров спецучастка не дадут спуска никому.
11-01.jpg
Первая половина дистанции была проложена на широком плато и повела караван ралли по песчаным параллельным дорожкам и трассам, заводя участников гонки в долины и каньоны с небольшими узкими проходами. Особое внимание экипажей на вечернем брифинге было уделено именно труднопроходимым местам для наиболее крупногабаритной техники на «Дакаре».
M11_1340.jpg
Чтобы проскочить эти участки без повреждений, приходилось выверять положение машины на местности до сантиметров. На большие валуны, зачастую лежавшие посреди дороги, нужно было заезжать колесами, чтобы не пустить их под днище и не повредить мосты и детали подвески.

Первые серьезные дюны встретились только после 140 километров этапа и почти сразу сменились 50-километровым отрезком с трудной навигацией между многочисленными сухими руслами рек и долинами. Во второй раз испытать себя в сложных дюнах пришлось в промежутке 200–220 км, после чего можно было разогнаться на быстрой песчаной трассе в долинах. Дополнительной сложности для экипажей добавил сильный ветер, местами не оставивший ни малейшего дорожного следа, давая возможность проявить себя штурманам.
00000852_0088.jpg
Предсказать победителя этапа не представлялось возможным до самого финиша, так как положение экипажей на временных отсечках регулярно менялось. Так, ближе к середине дистанции вынужден был остановиться Андрей Каргинов из-за проколотого колеса на замену которого лидер гонки потратил около пяти минут, что сразу же отбросило его экипаж на 13-е место. Плотность среди грузовиков оказалась высочайшей – на отметке 160 км первый и 16-й экипажи разделили всего 10 минут!
00000852_0094.jpg
На прошлом «Дакаре-2021» чешский пилот Мартин Мацик из команды Big Shock Racing показал свой лучший результат в карьере – три победы на спецучастках и четвертое место по итогам гонки. Такие результаты вкупе с надежностью грузовика IVECO сделали этот экипаж одним из фаворитов нынешнего ралли-марафона (особенно после запрета на участие команды МАЗа – авт.), однако, Дакар’22 не задался него с первых же километров. К чести для спортсменов, они все же не бросили борьбу. Уверенное движение на трассе вне зависимости от характера покрытия позволили Мацику совершать стремительные атаки на результаты экипажей «КАМАЗ-мастер». В результате на финише чешский экипаж (фото на заставке) оказался на пьедестале, уступив 2 минуты 37 секунд победителю Эдуарду Николаеву (время 2 часа 38 минут 43 секунды) и всего 3 секунды ставшему вторым Дмитрию Сотникову.
LR-01111105.jpg
Эдуард Николаев, пилот экипажа №505: «Хороший спецучасток с камнями и руслами. Дюн было поменьше, чем вчера, и по сложности они были проще. Проблем у нашего экипажа не возникло – с навигацией справились, техника не подвела. Не повезло Андрею Каргинову, который менял колесо, и Дмитрию Сотникову, потерявшему время на поиске скрытой точки».
LR-0111110555.jpg
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №500: «Сегодня был достаточно быстрый каменистый спецучасток. В начале немного ошибся с курсом и пришлось сделать петлю, чтобы взять скрытую контрольную точку. В этот момент нас объехал Андрей Каргинов. Позднее уступили дорогу и Эдику Николаеву. Ближе к середине увидели экипаж Каргинова, менявшего колесо. Дорога была очень пыльной, в руслах приходилось тяжело. Плюс камни, которые сложно было увидеть в таких условиях».
Считанные минуты отделили других пилотов от попадания в Топ-3: Антон Шибалов стал четвертым, следом финишировали Игнасио Касале и Алеш Лопрайс. Племянник легендарного Карела Лопрайса смог опередить Андрея Каргинова и увеличить преимущество в генеральной классификации над двукратным чемпионом «Дакара» до 15 минут.
LR-0111110413.jpg
Антон Шибалов, пилот экипажа №501: «Ничего особо выделить в трассе не могу – дорожки, русла, каньоны, пески, разнообразные дюны. В самом начале не взяли точку. Пришлось крутануться. Подпустили к себе Януса ван Кастерена, который весь спецучасток держался за нами. В первой части были небольшие проблемы с машиной – вышли из строя передние правые амортизаторы, что сказалось на нашем темпе. Думаю, что не сильно проиграли. Но ехать было некомфортно, постоянно думал, что с машиной что-то не так».
SI202201110334.jpg
Красивые пейзажи, на которые иногда удавалось бросать взгляд и гонщикам, точно не захочет запомнить Янус ван Кастерен. Всего за 80 километров до финиша голландец уступал лидеру меньше минуты, однако вынужденная 15-минутная стоянка в дюнах отбросила его на 15-е место и лишила шансов на победу. Застрять в песках пришлось и многим другим экипажам. Зрелищной для телезрителей стала сцена с участием сразу пяти грузовиков и нескольких внедорожников. В глубокой воронке, окруженной многометровыми дюнами, на боку лежал один из участников грузового зачета, тогда как легковые автомобили пытались откопаться из мягких песков.

Стоит отметить и стабильность Герта Хузинка, третий год подряд гоняющегося на своем гибридном грузовике по бездорожью Саудовской Аравии. Еще несколько лет назад невозможно было и представить себе участие в ралли-марафоне автомобилей с альтернативными двигателю внутреннего сгорания силовыми установками. Однако амбициозная программа «Будущее «Дакара», презентация которой состоялась в прошлом году, стремительно воплощается в жизнь. На нынешнем Дакаре’22 выступают уже пять гибридных гоночных машин с низким уровнем выбросов CO2, а также один на биотопливе.
audi-rs-q-e-tron.jpg
Три прототипа внедорожников Audi RS Q e-tron, для которых даже была создана отдельная категория T1-U, уже доказали свою состоятельность на этой гонке – гибридный автомобиль, совмещающий бензиновый и электрический двигатели, восемь раз попадал в тройку призеров на этапах, в том числе выиграв два этапа. А звездный состав команды составили 14-кратный победитель «Дакара» Стефан Петерансель, трехкратный обладатель «Золотого бедуина» и двукратный чемпион мира по классическому ралли Карлос Сайнс и двукратный чемпион престижной серии DTM Маттиас Экстрём.
80717725e23bc8c1602d35c418f2ab60.jpg
Также на Дакаре’22 представлен внедорожник Buggy на биотопливе, который пилотирует основатель компании GCK Motorsport Герлен Шишери.
riwald-30-12-w.jpg
В грузовом зачете первопроходцем в 2020 году стал Герт Хузинк на гибридном Renault. В планах команды Riwald Dakar Team создание полностью электрического спортивного грузовика. Также этой зимой на Аравийском полуострове дебютировал на машине нового поколения Терухито Сугавара на Hino с дизель-электрической силовой установкой. Ну а реально революционным для ралли-рейдов стало появление водородного грузовика H2 Racing Truck французской команды Gaussin. В Саудовской Аравии новинку тестируют, на Дакаре'23 уже намечается полноценное участие.

Впрочем, «зеленые» технологии хорошо знакомы и в команде «КАМАЗ-мастер». Разработка газодизельного (на метане) грузовика началась еще 10 лет назад, а уже в 2014-м он начал участвовать в различных соревнованиях мирового уровня, добиваясь высоких результатов. Следующий шаг – создание машины с гибридным двигателем для «Дакара».
AE-IMG_9397.jpg
Владимир Чагин, руководитель «КАМАЗ-мастер»: «Международная и Российская автомобильные федерации активно ведут себя в этом направлении, стимулируют нас. Генеральным директором завода Сергеем Анатольевичем Когогиным утверждена пятилетняя программа развития. На первом этапе – создание гибридного спортивного КАМАЗа, где двигатель внутреннего сгорания будет сочетаться с электрической силовой установкой. Энергия от генератора и батареи будет питать электродвигатели привода переднего и заднего мостов. Таким образом, у нас будет отработана электрическая трансмиссия и система управления. Второй этап – внедрение топливных элементов на водороде, то есть мы заменим силовую установку на биодизеле на водородную».

Согласно «дорожной карте», организаторы «Дакара», начиная с 2023 года, будут поощрять участников, использующих биотопливо, а уже с 2030-го участие в гонке будет ограничено легковыми и грузовыми автомобилями исключительно с низким уровнем выбросов. Директор ралли-марафона Давид Кастера отметил, что эта новая топливная эра соответствует духу времени и позволит развивать данный вид спорта как более экологичный.

А в среду караван ралли возьмет курс на запад Саудовской Аравии – десятый спецучасток Вади-эль-Давасир – Биша составит 375 километров, а с учетом лиазонов дистанция спортивного дня увеличится до весьма внушительных 759 километров.

P.S. Откровенно говоря, полупринудительное применение «зеленых технологий» в гонках отдает лицемерием – проблемы глобального потепления это точно не решит. По-моему, гораздо важнее обновлять обычный автопарк до современных норм экологичности, т.е. убирать с дорог автохлам, а не жертвовать зрелищностью автоспорта ради идеологическо-экологических эффектов, но это совсем другой уровень усилий.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Подписаться

Подписаться бесплатно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники

	 На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK

Шоу-стоппером выставки Comvex 2024 стал концептуальный тягач МАЗ-Х

Шоу-стоппером выставки Comvex 2024 стал концептуальный тягач МАЗ-Х

Огромный интерес у посетителей выставки коммерческого транспорта Comvex'24 вызывал гибридный концепт-трак МАЗ-Х

Новый российский турбодизель ТМЗ-8807.10 успешно проходит полевые испытания

Новый российский турбодизель ТМЗ-8807.10 успешно проходит полевые испытания

Тутаевский моторный завод предоставил новый 653-сильный турбодизель ТМЗ-8807.10 для кормоуборочного комбайна «Полесье» от АО «Гомсельмаш»


Возврат к списку