Главная
Электромобили взорвут мировой рынок после 2030 года

Электромобили взорвут мировой рынок после 2030 года

Электромобили взорвут мировой рынок после 2030 года

25.05.2020


Bloomberg считает, что электромобильность уже не остановима


автор

Александр Климнов, фото goultralow.com и BloombergNEF


Подразделение аналитического агентства Bloomberg по электромобильности и автономности – BloombergNEF опубликовало очередной (уже пятый) прогноз по развитию рынка электромобилей в ближайшие годы и на перспективу до 20 лет, т.е. до 2040 года. Такие прогнозы, рассматривающие текущие тенденции по рынкам легковых и коммерческих электромобилей, электробусов и двух- и трехколесных транспортных средств с электромотором, а также энергетической, инфраструктурной и аккумуляторной сферам регулярно обновляются. Нынешний прогноз BloombergNEF 2020 года учитывает последствия для отрасли от пандемии коронавируса. 
tab.gif

Процент проникновения электромобилей на рынки ведущих стран мира в краткосрочной (график слева) и долгосрочной (график справа) перспективе

Так, согласно прогнозу, несмотря на спад на мировом автомобильном рынке и рецессиям большинства экономик из-за пандемии COVID-19, поступательное движение электромобильности не остановится, хотя и внесет в него заметные коррективы. Так в период с 2015 по 2019 год мировой рынок пассажирских электромобилей вырос с 450 тыс. до 2,1 млн в 2019-м. 
tab2.gif

Объем производства электромобилей по регинам мира в 2015-2040 гг.

И, хотя в нынешнем году и ожидается заметный спад продаж до 1,7 млн BEV, т.е. на 19%, при том что мировой автомобильный рынок в целом по прогнозам Bloomberg упадет в нынешнем году на 23% и тогда как мировой автомобильный рынок будет восстанавливаться до уровня 2019 года к 2025 году, то сегмент PEV уже в 2021-м возобновит достаточно бурный рост, потому что автопроизводителям приходится ускорять свои планы запуска BEV из-за ужесточения экологического законодательства в Китае и Европе. Продажи коммерческих автомобилей в 2020-м также просели, но к 2022 году они восстановятся из-за роста онлайн-торговли и растущего спроса на грузовые перевозки в Китае и странах с развивающейся экономикой. 
tab3.gif

Распределение мирового рынка в 2015-2040 гг. по типам силовых установок (серым цветом обозначены ICE)

Так, в 2022 году на мировом рынке будут продаваться уже свыше 500 моделей электромобилей против ~100 на сегодня. Расширение выбора и конкуренция, усиливающая падение цен (в том числе за счет снижения стоимости аккумуляторов, одновременно, при значительном улучшении их характеристик по удельной плотности энергии) станут дополнительным стимулом для потребителей переориентироваться на электромобили, в том числе и на новых рынках.
tab4.gif

Суммарный пробег и доли в парке BEV, PHEV, FCEV и ICE

Так, к 2025 году продажи BEV должны будут вырасти с ~1,7 млн и 2,7% в 2020-м до 8,5 млн (10%) в 2025-м, а к 2030 году – до 26 млн (28% от рынка), ну, и в 2040-м составят порядка 54 млн. (58%). При этом доля электромобилей в общем глобальном автопарке будет нарастать постепенно: с прошлогодних 7 млн до 8,5 млн (0,7% от 1,2-миллиардного автопарка) в 2020-м до 116 млн (8% от 1,4-миллиардного парка на планете) в 2030-м, и до 31% в 2040-м, так как парк отличается гораздо более консервативными темпами обновления. Кроме того, в 2020-м мировой парк электробусов достигает ~500 тыс., а также ~400 тыс. электрических развозных фургонов и электрогрузовиков и за последующие 20 лет значительно возрастет, кроме того технологии подключенности и автономности кардинально изменят всю логистику автотранспорта. Парк 2-колесных электроскутеров и электробайков составляет 184 млн и к 2040 году вырастет до 900 млн.
tab5.gif

Пиковые годы для продаж и доли в парке для различных видов электротранспорта 

Впрочем, это именно данные для глобального рынка, но в Китае (чья доля в мировых продажах при этом, впрочем, будет постепенно снижаться с 54% в 2025-м до 49% в 2030-м и 33% в 2040-м) и частично в странах Европы, доли рынка BEV могут оказаться и существенно выше мирового уровня (суммарно 72% к 2030 году), однако, слаборазвитые страны третьего мира, несомненно, будут тормозить рост глобального показателя электромобильности. Технологический прогресс, конечно, будет сказываться на развитии рынка BEV, но реально начнет влиять на продажи, прежде всего, автономных машин, не ранее второй половины 2030-х. Кстати, доля пробега «человекоуправляемых» машин на дорогах в 2040-м уже не превысит 16% или 4,25 трлн км. 
tab6.gif

Распределение суммарных парков такси, каршеринга и райдеринга по странам и между частными, общественными и автоматизированными легковыми машинами  

На сегодня наиболее продвинутыми сегментами рынка электротранспорта выглядят городские электробусы (33% от всех продаж таких машин), а также двухколесные электроскутеры и электробайки (30% от рынка). В 2030 году доля легковых электромобилей и коммерческого электротранспорта заметно возрастет, ну а электробусы будут занимать уже 67% своего сегмента рынка, тогда как доля электрических двухколесных транспортных средств вырастет до 47%.
tab7.gif

Рост парков электрифицированных LCEV и электрогрузовиков, электробусов и двух- и трехколесных электробайков и электроскутеров в 2015-2019 гг. 

Прогресс в области аккумуляторных батарей развивается также достаточно высокими темпами, так плотность энергии АКБ растет на 4-5% в год, отрабатываются до серийной стадии и новые химические составы. Растет и скорость зарядки электромобилей.
tab8.gif

Рост рынков электрогрузовиков по категориям грузоподъемности и типам топлива в 2020-2040 гг.

tab9.gif

Доли проникновения электромобилей по сегментам коммерческих машин в 2020-2040 гг.

tab10.gif

Распределение PEV (BEV+PHEV, но без FCEV) по объемам продаж в сегментах (график слева) и в парке (график справа) в 2015-2040 гг.

Например, цены на литий-ионные аккумуляторы упали на 87% в период с 2010 по 2019 год, причем только в 2019-м они сократились на 13% и средневзвешенные цены на литий-ионные АКБ вышли на уровень в $156/кВт•ч. Впрочем, растущие рыночные цены на основное сырье (кобальт, литий и никель) и прочие материалы для аккумуляторов, играющие сегодня главную роль, в будущем могут и повыситься, но внедрение новых веществ, новых технологий производства и оптимизация конструкции батарей все же удержат нисходящий тренд по ценам. 

Электромобилизация стала существенным вопросом для политики и экономики, например, в Европе и Азии (Китае и Индии), при некотором откате в США из-за ретроградской политики президента Трампа. Государственные деятели этих стран принимают все новые кратко- и среднесрочные ограничения на вредные выбросы (прежде всего CO2) автотранспортом, регулируя топливную политику, вводя систему углеродных квот и принимая все более жесткие запреты на эксплуатацию традиционных автомобилей с ДВС (ICE) в городах, по крайней мере, ограничивается применение старых машин с низкими экологическими классами. На сегодня уже 13 стран и 31 город и регион объявили о планах поэтапного прекращения продаж ICE.

К середине 2020-х аккумуляторные электромобили (BEV) должны достигнуть ценового паритета с бензиновыми и дизельными ICE уже без всяких субсидий в большинстве сегментов, но по странам будет наблюдаться широкая вариативность.
Автопроизводители и крупные автоперевозчики ускоряют и расширяют свои инвестиции в электромобилизацию в рамках своих долгосрочных обязательств по сохранению климата от изменений, а также для удовлетворения краткосрочных политических требований. 

Наибольший уровень проникновения за пределами сегмента легковых электромобилей (2,7%) на сегодня показывают городские электробусы (33%) и двухколесные скутеры и электробайки (30%), которые уже на сегодня заняли солидные доли в своих сегментах. Их темпы роста останутся высокими и в ближайшее десятилетие, соответственно, до 58% и 40%, тогда как легковые BEV достигнут доли проникновения в 28%. Следующим кандидатами на быструю электрификацию выступают развозные фургоны сегментов LCEV и MCEV, которые на сегодня занимают только 2% в своем классе, а к 2030 году достигнут 28%.
tab12.gif

Распределение экономии нефтяного топлива электромобилями по сегментам в 2019-м и 2040 годах

Активное развитие сегментов BEV приведет к дальнейшему снижению спроса на нефть, так уже сегодня электромобили и гибриды замещают потребление углеводородов на 1 млн баррелей в сутки. Обрушение нефтяного рынка из-за COVID-19 будет достаточно долгосрочным, причем, спрос со стороны пассажирских транспортных средств никогда уже не восстановится до уровня 2019 года, однако, тяжелые коммерческие транспортные средства (HCV и междугородные автобусы) будут поддерживать общий уровень спроса на углеводороды до 2031 года. Предполагается, что к 2040 году электромобили будут замещать спрос на глеводороды уже в объеме 17,6 млн баррелей в сутки.
tab11.gif

Суммарная потребность парка электромобилей в электроэнергии по странам в 2020-2040 гг.  

Спрос на электроэнергию для питания электромобилей к 2040 году составит 1964 ТВт·ч,. Интересно, что суммарное потребление энергии электромобилями будет расти не столь сильно как можно было бы подумать. Так, пассажирские электромобили к 2040 году будут потреблять 1290 ТВт·ч, на электробусы придется 216 ТВт·ч, а электрические двухколесные транспортные средства – лишь 69 ТВт·ч, что в совокупности составит лишь 5,2% от мирового спроса на электроэнергию к этому году. Во многих странах с развитой экономикой PEV даже предотвратят снижение спроса на электроэнергию.

Электротранспорт типа BEV и FCEV уменьшит выбросы парникового газа CO2 на 2,57 гигатонны в год к 2040 году и позволит сократить их еще больше в будущем, но в этом году общие выбросы все еще будут на 6% выше, чем они были в 2019-м. Для более крутой кривой тренда по сокращению выбросов CO2 потребуется принимать более жесткие нормы экономии топлива для коммерческих автомобилей, а также прочие меры (например, «углеродный налог» на прочие виды транспорта и, например, металлургов и химиков – авт.). 
tab13.gif

Потребность в литий-ионных АКБ по сегментам электромобилей в 2020-2030 гг.

Электромобили на водородных топливных элементах (Fuel Cell EV) к 2040 году едва достигнут 1% от мирового парка автомобилей. Но для достижения даже этой цели потребуется тысячекратное увеличение производства FCEV по сравнению с нынешними 20 тыс. пассажирских водородомобилей, а также кардинальное снижение затрат на производство «зеленого» водорода (методом катализа с получением энергии от солнечных и ветровых электростанций – авт.).
tab14.gif

Распределение зарядных установок по мощности и форме собственности в 2015-2040 гг.

Большая удельная энергоемкость водородного топлива делают FCEV наиболее пригодными тяжелых и дальнобойных видов коммерческого автомобильного транспорта, что поднимет их долю к 2040 году до 1,5% в сегменте среднетоннажных грузовиков (MCV), 3,9% в сегменте HCV и 6,5% среди электробусов. При этом географически активное применение сосредоточится в таких регионах как Калифорния, Китай, Япония, Южная Корея, а также некоторых странах Европы. Все эти регионы с масштабными планами по развитию водородной заправочной инфраструктуры.

Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Москва хочет штрафовать экологически грязные грузовики круглосуточно

Москва хочет штрафовать экологически грязные грузовики круглосуточно

Для тотального контроля грузовиков с видеокамер ГИБДД не хватает информационной базы

Мэр Собянин выпустил на улицы столицы 500-й электробус

Мэр Собянин выпустил на улицы столицы 500-й электробус

Московский парк электробусов за 2 года и 38 дней достиг 500 ед. и охватил 36 маршрутов

Экофургон Volta Zero будет развозить эконапитки лондонской компании Cubed

Экофургон Volta Zero будет развозить эконапитки лондонской компании Cubed

Английский производитель эконапитков Cubed стал первым покупателем суперэкологичного электрогрузовика Volta Zero

Урал освоил в серии четырехосное шасси Урал-9593

Урал освоил в серии четырехосное шасси Урал-9593

Многоосное внедорожное шасси Урал-9593 стало серийным

БелАЗ локализуют в России?

БелАЗ локализуют в России?

Беларусь предложила организовать сборку карьерных самосвалов БелАЗ на территории России

Первый российский электрогрузовик MOSKVA создан Drive Electro для сети «Магнит»

Первый российский электрогрузовик MOSKVA создан Drive Electro для сети «Магнит»

Столичным СМИ показали первый российский тяжелый грузовой электромобиль MOSKVA от Drive Electro, предназначенный для ритейлера «Магнит»

Полуторка JAC заменит Hyundai Porter

Полуторка JAC заменит Hyundai Porter

Китайский JAC сертифицировал полуторку


Возврат к списку