Евросоюз останавливает с июля 2022 года экспорт в Россию грузовиков, спецавтотехники, тракторов и прицепов
Евросоюз останавливает с июля 2022 года экспорт в Россию грузовиков, спецавтотехники, тракторов и прицепов
15.04.2022
Запрет ЕС на экспорт в Россию широкой номенклатуры авто- и специальной техники начнет действовать с 10 июля 2022 года на контракты, которые заключены до 9 апреля этого года
Александр Климнов, фото автора и производителей
Антироссийские санкции Евросоюза распространены и на экспорт в Россию грузовиков и спецтехники, включая среднетоннажные грузовики, самосвалы, седельные тягачи, бетономешалки, коммунальные машины для уборки улиц, а также трактора и бульдозеры.
Российские производители выражают готовность поставлять такую технику. Однако эксперты отмечают, что импортные грузовики в нашей стране составляют ~40% рынка (по марту уже менее 33%) и ~45% парка, так что в краткосрочной перспективе импортозаместить их не получится.
Информация об этих группах товаров содержится в проекте изменений регламента «об ограничительных мерах в связи с действиями России на Украине», который изучил портал«Газета.Ru».
Так, под действия санкций попадают «тягачи дорожные для полуприцепов» – по соответствующим кодам таможенное оформление проходят импортируемые из Европы седельные тягачи.
Запрет также коснулся дизельных грузовых автомобилей с полной массой 5–10 т (т.н. среднетоннажников или MCV), а также с бензиновыми и газовыми двигателями полной массой свыше 5 т и широкой номенклатуры специальной техники, которая монтируется на автомобильных шасси.
Какую спецтехнику нельзя будет поставлять из Европы
Согласно документу Евросоюза, под запрет на экспорт в Россию, а также предоставление российскому рынку «технической помощи, посреднических услуг или других услуг, связанных с товарами и технологиями» попадают, в частности: манипуляторы (КМУ), бетоносмесители, подметально-уборочные машины, поливомоечные машины, передвижные мастерские, прицепы и полуприцепы, в том числе сельскохозяйственные с автоматической разгрузкой.
Входят в этот перечень и самосвалы, предназначенные для эксплуатации вне дорог.
Кроме того, под запрет попали пожарная техника и технологии, гусеничные тракторы и бульдозеры, экскаваторы, погрузчики, а также техника для перевозки грузов на небольшие расстояния, работающая в портах, аэропортах и на складах.
Запрет начнет действовать с 10 июля 2022 года на контракты, которые заключены до 9 апреля этого года.
В ответ представители российских автозаводов заявили о наличии в своей номенклатуре специальной техники, аналогичной поставлявшейся из Европы.
Например, официальный представитель КАМАЗа Олег Афанасьев говорит: «Мусоровозы, бетоносмесители и поливальные машины производятся российскими компаниями и сейчас. Потребители предпочитают приобретать такую спецтехнику у КАМАЗа и других неевропейских концернов». Он надеется, что потребители вряд ли заметят уход европейских грузовиков этого сегмента (ну только в какой-то степени, так как именно европейские производители задавали уровень качества в отрасли по самой широкой номенклатуре техники, на который равнялись как российские, так и азиатские производители – авт.).
В пресс-службе «Группы ГАЗ» заявили: «На базе основных моделей ГАЗа выпускается широкая линейка спецтехники для коммунального и дорожного хозяйства, малого и среднего бизнеса. ГАЗ самостоятельно выпускает наиболее популярные модели, постоянно расширяя их ассортимент».
Самый легкий MCV российского производства – «ГАЗель NEXT 4.6t», но под капотом у нее импортный дизель Cummins ISF2.8s4129P, хотя и китайского производства
Новый среднетоннажник ГАЗ «Валдай NEXT» получил китайскую кабину от Foton, но дизель-то у него модели Cummins ISF2.8s4129P, что может стать проблематичным, несмотря на китайское происхождение мотора
Напомним, что АЗ ГАЗ на сегодня выпускает среднетоннажные грузовые автомобили (MCV) полной массой от 4,6 до 10 т серий «ГАЗель NEXT 4.6t», «Валдай NEXT», «ГАЗон NEXT» и «Садко NEXT».
Самый тяжелый на сегодня MCV производства ГАЗа – «ГАЗон NEXT 10t», который лишь частично сможет заменить как советские ЗИЛы, так и иномарки
Однако на вопросы о сроках замещения выпадающих объемов из-за ухода европейских производителей и наличия собственных технологий и компетенций для этого представители автозаводов не ответили.
Особенно сильно запрет европейской техники по мнению экспертов ударит по перевозчикам, эксплуатирующим в России седельные тягачи: в этом сегменте импортная техника пока что превалирует.
Главный редактор журнала «Коммерческий транспорт и технологии» (а также председатель жюри конкурса «Коммерческий автомобиль Года» – авт.) Александр Солнцев отмечает: «Седельные тягачи, которые перевозят различные товары, и в том числе продовольствие, примерно на 90% – производства европейской «большой семерки» (Volvo, Daimler, Scania, MAN, Iveco, DAF, Renault). В этом сегменте последствия могут быть очень серьезными. Оперативно заменить эти автомобили не получится».
Он отмечает, что: «В частности КАМАЗы поколения К4 и К5 производились в сотрудничестве с Daimler Trick и имеют большое количество иностранных комплектующих, включая кабины, мосты, коробки передач, разработанные в партнерстве с Liebherr двигатели».
Так же г-н Солнцев указывает: «Если говорить о среднем тоннаже, полной массой до 15 тонн, таких машин европейского производства у нас не так много.
Что касается спецтехники, то полнокомплектные машины к нам поставлялись в небольших количествах. В основном приходили шасси и здесь на них монтировались надстройки, в которых тоже есть иностранные комплектующие».
Председатель «Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов» Александр Котов говорит: «Основной проблемой для перевозчиков в нынешних условиях становится не обновление автопарка, а поддержание в рабочем состоянии уже имеющейся техники. Сейчас перевозчиков больше будет волновать вопрос запчастей, на новые машины спрос будет минимальным. Люди разоряются, и техники, которая уже ввезена в Россию, на рынке будет достаточно много. Около 15% членов нашего профсоюза уже разорились».
Он уточняет: «В наибольшей степени автомобили европейского производства используется в магистральных перевозках, а в среднетоннажном сегменте более популярны грузовики корейского производства – в частности, Hyundai».
P.S. В сегменте среднетоннажников (MCV) кроме моделей ГАЗа
и корейского Hyundai (собиравшегося калининградским «Автотором»)
также присутствовали японские бренды Mitsubishi Fuso (сборка в рамках СП с Даймлер в Набережных Челнах)
а вот смогут ли ГАЗ и КАМАЗ продолжить выпуск своих серий MCV «Валдай NEXT» и «Компас» (по сути еще только выходит на рынок) с импортными (хотя бы и китайскими) дизелями – еще вопрос.
Китайцы по сути конкуренции в сегменте MCV не выдержали, но теперь, очевидно, смогут зайти на наш рынок по второму кругу.
Ну а новые магистральные тягачи-иномарки из отечественных моделей кроме как КАМАЗами серий К4 и К5, локализовать которые (серию К5) готовятся только с 2023 года,
да еще с большой натяжкой «Уралом» капотной модели T25.422 6х4 с кабиной NEXT заменить пока что нечем
кроме белорусских МАЗов (вверху новейший МАЗ-6410ХХ, внизу МАЗ-5440С9-520-031)