Первые предсерийные образцы автомобиля «Валдай NEXT» сошли с конвейера Горьковского автозавода
Александр Климнов, фото ГАЗа
На Горьковском автозаводе (АЗ ГАЗ) собраны первые предсерийные образцы среднетоннажного грузового автомобиля нового поколения «Валдай NEXT». Пилотные образцы предназначены для отработки производственных процессов и проведения опытной эксплуатации в реальных условиях. Серийное производство «Валдай NEXT» намечается на осень нынешнего года.
Новый городской развозной грузовик полной массой 6,7 т (грузоподъемность шасси – 3,7 т, т.е. с кузовом – 3 т) займет продуктовую нишу между «тяжелыми» модификациями «ГАЗель NEXT» полной массой 4,6 т и грузоподъемностью 2,1 т и среднетоннажным грузовиком «ГАЗон NEXT» с полной массой от 8,7 т и грузоподъемностью от 5 т. Планируется, что в сегменте грузовиков-среднетоннажников (MCV) полной массой от 6,5 до 7 т новинка сможет занять до половины рынка и серьезно потеснить иностранных конкурентов.
Уменьшение габаритов грузовика позволит обеспечить необходимый для городской эксплуатации минимальный радиус поворота и максимальную эффективность использования грузового пространства. Автомобиль будут комплектовать новой 6-ступенчатой коробкой передач собственной разработки ГАЗа. Серийное производство новинки запланировано на осень 2020 года.
Новый российский грузовик получил бескапотную кабину (всего лишь третью в истории ГАЗа после вездеходов ГАЗ-62 и ГАЗ-66, и первая гражданского назначения – авт.) аналогичную кабине грузовиков Foton Ollin CTS и Hyundai Mighty (причем, если, китайская модель у нас не продается, то корейская должна выйти на рынок, также этой осенью). Бескапотная компоновка позволила увеличить на 800 мм монтажную длину рамы и обеспечить оптимальное для городского коммерческого автомобиля сочетание достаточно большого объема кузова и повышенной маневренности. Сварка и окраска кабины будут освоены на самом Горьковском автозаводе.
Основным рынком для второго «Валдая NEXT» следует считать применение в качестве городского развозного фургона. Также на его базе предполагается создание различных типов спецтехники для городского хозяйства. Высокая степень унификации автомобиля по шасси со «старшей» линейкой грузовиков «ГАЗон NEXT»: рама, мост, передняя ось, передняя и задняя подвески, тормозная система и рулевое управление, а также унифицирована с более тяжелым «ГАЗоном NEXT», который выпускается с 2014 года, причем также и в виде шасси для автобуса «Вектор NEXT», что снизит эксплуатационные расходы для эксплуатационщиков различных моделей ГАЗа ввиду их унификации.
На новом грузовике применен уже отично знакомый отечественным сервисменам дизель Cummins ISF 2,8L в сочетании с новой 6-ступенчатой коробкой передач, разработки ГАЗа, что позволило добиться снижения расхода топлива при работе с МКМ=360 Н·м. Кроме того, на выбор будет предложен 4,43-литровый турбодизель ЯМЗ-53441 мощностью 134,5 л.с. и МКМ=417 Н·м, а также, скорее всего, и созданный на его базе газовый мотор ЯМЗ-53444 (149,6 л.с., 490 Н·м), причем, с той же 6-ступенчатой МКП. Так как ктайский Foton использует для своего грузовика с той же кабиной и дизель Huadong (Cummins) ISF3.8L мощностью 166 л.с., то в перспективе нельзя исключать и его появления под кабиной «Валдай NEXT».
Грузовик оснащен пневматической тормозной системой с дисковыми тормозными механизмами на всех колесах, интегральным рулевым управлением, широким набором электронных систем помощи водителю, в том числе: ABS, EBD и ESP.
Комфортабельная и эргономичная кабина оснащена эффективной отопительной системой с электрорегулировкой и электрообогревом зеркал и светодиодными ходовыми огнями. По заказу автомобиль будет комплектоваться кондиционером, предпусковым подогревателем и накрышным обтекателем.
Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ» отмечает: «Выпуск новой модели позволит нам завершить формирование полной линейки грузовых автомобилей полной массой от 2,8 до 10 т. Бескапотная кабина не применялась на автомобилях ГАЗ с середины 90-х годов – с завершением производства внедорожника ГАЗ-66. В связи с заметным ростом спроса на городской развозной транспорт мы решили на «Валдае NEXT» вернуться к бескапотной компоновке. Адаптация имеющейся на рынке кабины позволила резко сократить сроки подготовки к запуску новой модели и снизить стоимость машины для покупателей. Сочетание бескапотной кабины с уже проверенным и хорошо зарекомендовавшим себя среднетоннажным шасси ГАЗ, популярным дизельным двигателем и собственной коробкой передач позволило создать экономичный, маневренный и функциональный грузовик, оптимально подходящий для современного города.
P.S. Проект Горьковского автозавода по организации серийного производства «Валдай NEXT» ведется при поддержке Фонда развития промышленности РФ (который выделил на освоение новинки порядка 400 млн рублей – авт.). Думается, что судьба ГАЗ-Foton Валдай NEXT будет счастливее предшественника, хотя конкурентов у него достаточно много, впрочем, российское происхождение позволяет участвовать в тендерах по госзакупкам. С этой точки зрения, оснащение нового грузовика отечественными моторами серии ЯМЗ-534 вполне логично, хотя и несколько утяжелит машину (впрочем, возможно, что у такой версии как база, так и грузоподъемность будут увеличены – авт.). Кстати, бескапотник класса MCV готовит и КАМАЗ (проект «Компас», причем, также с китайской кабиной). Так что ГАЗ просто сыграл на опережение. P.P.S. В связи с нынешней китайско-российской разработкой вспоминаются и другие разработки такого типа и размерности и прежде всего 2-тонка ЗИЛ-230100 с уширенной китайской кабиной (лицензия MAN L2000), показанная на выставке Комтранс-2010.
Двухтонный ЗИЛ-230100 так в серию и не пошел, оставшись лишь шоу-стоппером грузового автосалона Комтранс 2010 года