Импортозамещение 2018 – тернистый путь локализации
Импортозамещение 2018 – тернистый путь локализации
На выставке «Импортозамещение 2018» показали отечественные вездеходы, трактора и электроциклы
Александр Климнов, фото автора, avion-agro.ru, eltavr.ru
В Крокус Экспо 11-13 сентября проходила очередная уже 4-я выставка «Импортозамещение 2018», на которой на площади свыше 20 000 м2 показали свою продукцию (или информацию о ней) свыше 300 отечественных производителей, сгруппированных согласно административному территориальному делению страны. На выставке были представлены разнообразные продукты (в том числе и в буквальном смысле – пищевые), производимые разными областями РФ. Диапазон промышленных товаров и изделий был весьма широк: от детских игрушек до аэрокосмических технологий, рассказ о которых выходит за рамки специализации нашего портала.
В области автомобильной и дорожно-строительной и прочей спецтехники образцов было немного, например, выпускаемый с 2014 года пневмоход «АВИОН 44-01» на базе УАЗ «Карго» производства небольшой фирмы из села Сторожевое Липецкой области «АВИОН-АГРО».
Внешне данная машина похожа на давно известные вездеходы-пневматики на колесах сверхнизкого давления. Принципиальная разница в подходе к конструкции – данный аппарат заточен под использование именно в сельском хозяйстве в качестве самоходного разбрасывателя удобрений, кстати, популярной двухдисковой модели Amazone ZA-M 900 емкостью 1 т или опрыскиватель с емкостью на 600/800 л в трех конфигурациях (с 12-ю распылителями УМО «ЮНАВЭКС» с насосом на 12V и(или) итальянскими форсунками.
Производительность такого самоходного разбрасывателя в 8 раз больше, чем у конкурентов и достигает 113,5 га/ч (от 1000 до 1200 га/сут) пр рабочей скорости от 28 до 35 км/ч, что даже занесено в Книгу рекордов России. Рабочая ширина захвата 40 м, что превышает ТХ установки, но одобрено Кафедрой агрохимии Воронежского государственного аграрного университета, как отвечающее отраслевым нормам. Соответственно машина «АВИОН 44-01» не располагает качеством амфибийности, зато благодаря использованию прочных мостов от грузовика «Садко» и достаточно мощной оригинальной раме с усилителями отличается повышенной грузоподъемностью.
Силовой агрегат в составе двигателя ЗМЗ-409 и обычной 5-ступенчатой МКП дополнен раздаточной коробкой от «Садко», что позволяет в любой сезон двигаться по полям буквально в тракторном режиме. Исходной платформой для «АВИОН 44-01» послужил УАЗ-23632 «Карго» от которого кроме силового агрегата используется ГУР, кабина, а тентованная платформа… идет в качестве «подарка клиенту» за ту же цену базового шасси в ₽2 млн 300 тыс. Впрочем полного импортозамещения не получается, так кроме бортового компрессора для накачки шин и фаркопа в оснащение пневмохода включены: американская навигационная система ТRIМBLЕ ЕZ-250 с улучшенной антенной и комплект рабочего и головного света прожекторов фирмы НЕLLА. В списке опций также значатся электролебедка (12V), предпусковой подогреватель и автономный отопитель салона фирмы Eberspacher (Германия), подогрев сидений (ТРЭКОЛ) и обогрев зеркал, а также… транец для крепления лодочного мотора (вот тебе и неплавающий…) или любое оборудование по желанию клиента. В этом списке так и мелькают импортные аксессуары, но ничего не поделаешь – производства большей части качественных отечественных комплектующих в стране так пока и не наладили.
Кстати, с 2004 года фирма «АВИОН-АГРО» (основанная в 1997 году) выпускает самоходные разбрасыватели на базе моделей «Арктиктранс» и ТРЭКОЛ, а самой современной моделью выступает как раз «АВИОН 44-01».
Еще один вездеход-амфибия «Шаман» с колесной формулой 8х8.8 – непременный участник множества мотор-шоу, включая и недавно закончившийся ММАС-2018, показала шинная фирма «АВТОРОС», продемонстрировавшая также линейку своих шин низкого давления. Окрашенный в сине-белые цвета заказчика «Шаман» (Shaman) был обут в арочные шины низкого давления АВТОРОС MAX-TRIM размерности 1300-700х21. Возможна также комплектация шинами S-TRIM и X-TRIM размерности 1200х600х21. Базовая цена такого внедорожника весьма впечатляющая – ₽9 млн 450 тыс., хотя за такую солидную (габариты 6,3х2,64х2,75 м) и сложную машину вполне приемлемая. Салон может быть выполнен в стиле «Охотник» (с продольными лавками по бортам) или «Турист» (с индивидуальными сиденьями по ходу движения), в том числе с опциональной отделкой экокожей (₽115 тыс.). Из обширного комплекта оснащения наиболее экзотичны и дороги: гребной винт (кстати, оцененный в ₽305 тыс.), автоматическая подкачка колес (₽388 тыс.), гидравлическая лебедка (₽220 тыс.) и стойка стрелка (₽84 тыс.). Однако наиболее дорог накрышный кондиционер (₽360 тыс.). Вездеход со всеми ведущими и управляемыми колесами оснащен турбодизелем IVECO F1C мощностью 176 л.с. (расход топлива 25 л/100 км), 6-ступенчатой МКП и 2-ступенчатой раздаточной коробкой с подключением двух первых мостов, сделанных на основе мостов «УАЗ спайсер». Дорожный просвет составляет 0,5 м, снаряженная масса 4800 кг, максимальная скорость 70 км/ч по шоссе, а на воде – 2 км/ч. Запас топлива составляет 26+0 л.
Несомненно, что «Шаман» на сегодня – самый технически интересный, эстетически привлекательный и комфортабельный отечественный гражданский вездеход на шинах низкого давления.
Кстати, пневматики марки «АВТОРОС» были установлены также на пневмоход «АВИОН 44-01», демонстрировавшийся на той же выставке и в свою очередь помогли ему установить рекорд производительности. Он устанавливаются на целый ряд вездеходной и сельскохозяйственной техники.
Был показан новый гусеничный амфибийный вездеход «Ровер Спорт» фирмы «Пелец» образца 2017 года, несколько напоминающий формами луноход, но достаточно прочный и проходимый (клиренс 0,3 м). Вездеход-амфибия с габаритами 2,85х1,7х1,9 м стального несущего кузова с интегрированной рамой оснащен 1,0-литровым 4-тактным бензиновым мотором типа V2 мощностью 85 л.с. (расход топлива – 5 л/ч), марка которого не упоминается, но, конечно, тоже импортным, разгоняющим машину до 50 км/ч всего за 5 секунд. Снаряженная масса составляет 650 кг, грузоподъемность – 800 кг (экипаж – четыре человека). Рычажно-пружинная 4-катковая подвеска с амортизаторами (ширина усиленных и удлиненных гусениц – по 0,38 м, опорная площадь – 1,5 м2) делает передвижение на местности безопасным и даже комфортным, обеспечивая максимальную скорость на грунте до 75 км/ч (!), а на воде за счет перематывания гусениц – до 5 км/ч.
Вездеход «Пелец Ровер Спорт» с рулем мотоциклетного типа предназначен для охотников и рыболовов, спасателей и фермеров, словом, всех нуждающихся в действительно вездеходном надежном транспорте. При этом перевозить вездеход можно на любом автомобильном прицепе. Стартовая цена «Ровера Спорт» с анатомическими непромокаемыми сидениями водителя и пассажира с регулировкой под рост для переднего ряда, бортовым компьютером (выводит показатели скорости, оборотов, температуры, заряда аккумулятора и уровня топлива, плюс для большей надежности установлены индикаторы превышения оборотов и температуры двигателя), а также светодиодными фарами и фаркопом (шаровым) начинается с ₽769 тыс., а со всем набором опций – ₽959,2 тыс. Естественно, что в их перечень входит и ходовой тент, и транец для крепления лодочного мотора, и электролебедка, и многое другое.
Концерн «Калашников» на стенде «РОСТЕХ» представил городской электромотоцикл UM-1 (также известный как Иж Пульсар) с 15-киловаттным электромотором и литий-ионным или литий-железно-форфорным аккумулятором емкостью 96 А•ч, для полной подзарядки которого нужно 8 ч. Запас хода электромотоцикла составляет до 150 км, а максимальная скорость – 100 км/ч.
На том же стенде демонстрировался 4-местный электрокроссовер UV-2 с кузовом упрощенного типа, из-за которого больше напоминает гольфкар. Его 15-киловаттный электродвигатель позволяет развивать скорость до 80 км/ч, но обычно она ограничена электроникой 30 км/ч. Электромобиль с габаритами 3,44х1,53х1,73 м и снаряженной массой 650 кг оснащен литий-ионным 134-вольтовым аккумулятором емкостью 126 А•ч, время подзарядки которого также составляет 8 ч.
Еще два образца электроциклов марки SMC (эндуро) и Elmoto (триал) показал Московский политехнический университет, на стенде которого также были продемонстрированы два макета автомобилей будущего марки LADA: футуристический «LADA_2050», команды кафедры «Дизайн», только что показанный на выставке электромобилей MOBILISTIC’18 (в рамках ММАС-2018), а также симпатичный макет кроссовера «LADA 2030» студента Ивана Барулина.
Как говорится: так держать нашим студентам!
«АДС-МАДИ» создала для Департамента жилищно-коммунального хозяйства г.Москвы автоматизированную дорожную лабораторию «Автомобильно-дорожный сканер». В фургон модели IVECO Daily 35 установлено до 19 видеокамер, монитор и прочее оборудование для (как сказано в описании): «Комплексного мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния объектов улично-дорожной сети с целью прогнозирования состояния объектов и принятия обоснованных управленческих решений при назначении дорожно-ремонтных мероприятий».
Такой «Автосканер» позволяет определять: продольную ровность дорожного покрытия (в соответствии с международным индексом ровности IRI); параметры поперечной ровности дорожного покрытия (глубину и форму колеи и др.); фиксацию дефектов на покрытии проезжей части (трещины, выбоины, ремонтные карты); фиксацию элементов инфраструктуры на проезжей части (крышек смотровых колодцев, дождеприемных решеток, элементов дорожной разметки и др.); геофизическое зондирование дорожной одежды и земляного полотна; определение коэффициента сцепления дорожного покрытия; привязка всех зафиксированных параметров к спутниковой системе навигации (GPS/ГЛОНАСС). Рабочая скорость «Автосканера» – до 90 км/ч, а режим работы не зависит от времени суток.
К сожалению лишь проспектом отделался производитель коммерческих электромобилей ТМ «ЭЛЬТАВР» из Симферополя. Впрочем, даже в проспекте говорится, что пассажирских «Дилижансов» и «Яков» сделано на сегодня не более 16 ед., впрочем, перевезли они по утверждению создателей уже свыше 100 тыс. пассажиров. С марта электромобили «ЭЛЬТАВР» доступны и в лизинг.
Фирма Plastent показала универсальный прицеп к снегоходу, который может служить не только для перевозки снегоходов, квадроциклов и подобной техники (задний люк жесткого кузова закрывается на ключ), но и достаточно удобным мини-кемпером для путешественников и рыбаков-охотников.
Фирма Irbis показала новый разборный снегоход Dingo T150 со 150-кубовым мотором мощностью 9,25 л.с., который стоит от ₽130 тыс. Фирма также производит детские квадроциклы.
Омская фирма ООО «Уникар» представила многофункциональный снегоуборочный отвал серии «Профи» для навески на внедорожник (в данном случае УАЗ «Патриот»). Фирма делает отвалы с «супербыстросъемной» конструкцией навески для автомобилей УАЗ (все модели), LADA 4x4 и Chevrolet Niva. Управление положением и углом отвала гидравлическое из салона автомобиля с помощью радио или проводного ДУ. Цена такого многофункционального отвала с гидроприводом – ₽115 тыс. в розницу и ₽105 тыс. при оптовых закупках. Предлагается и более дешевая версия с прямым ножом (₽95 тыс. и ₽85 тыс.), а также с ручной установкой положения и подъемом при помощи лебедки (₽40 тыс. и ₽30 тыс.). Более простая серия «Стандарт» включает прямые отвалы по цене ₽30 тыс. (₽26 тыс.) для УАЗ-ов, ₽19,5 тыс. (₽15 тыс.) для LADA 4x4 и ₽21,5 тыс. (₽17 тыс.) для Chevy Niva. Существуют также отвалы для ATV – ₽13,3 (₽10,6 тыс.) и даже просто ручной тележки – «Чудо плюс» за ₽5,5 тыс. (₽4,5 тыс.). Фирма «Уникар» также выпускает множество полезных аксессуаров вроде колес под лыжи снегохода (позволяют эксплуатировать его на любой твердой поверхности без повреждения лыж), пластиковые сани-волокуши для снегохода, багажников на крышу внедорожника, включая сверхпрочные «экспедиционные» модели, а также тягово-сцепные устройства.
В числе экспонентов дорожно-строительной, коммунальной и сельскохозяйственной техники присутствовали такие именитые марки как БЕЦЕМА, Кургандормаш, Ковровский электромеханический завод (ОАО КЭМЗ), Машиностроительный завод имени М.И.Калинина, г.Екатеринбург» (ПАО ЗиК), Череповецкий Литейно-механический завод (ОАО ЧЛМЗ) и НПК «Техмаш». Завод БЕЦЕМА из подмосковного Красногорска, к сожалению, показал лишь проспекты своей продукции из которых следовало, что новейшая серия самосвалов для работы в карьерах (с развитым защитным козырьком над кабиной) называется «Формат», а базовая серия самосвалов теперь называется «Истра».Их делают из износостойких сталей НМЛК и SSAB, применяя гидрооборудование HYVA и Binotto, что вполне устраивает заказчиков, но как-то не слишком отвечает целям ипортозамещения, впрочем, если подходить без излишнего фанатизма продукция БЕЦЕМА (включая цистерны различного назначения, дорожную технику и проч.) вполне отечественная продукция и при этом качественная и конкурентоспособная.
ЧЛМЗ показал лицензионный универсальный 36-сильный трактор Belarus-320.4 с итальянским дизелем Lombardini LDW 1603/B3 под уровень Tier 3 тягового класса 0,6.
КЭМЗ, соответственно, многофункциональный трактор Zetor ANT 4135F со 136-сильным 4-цилиндровым турбодизелем модели 1605 (МКМ=581 Н•м) и 3-ступенчатым делителем в МКП (количество передач переднего/заднего хода – 24/18). Трактор оснащен полным набором гидравлического оборудования (допустимая вертикальная нагрузка – 2000 кг, а допустимое тяговое усилие – 96,4 кН), дополнительное совмещенное тягово-сцепное устройство для прицепов и полуприцепов допускает вертикальную статическую нагрузку в 736 кг. Максимальная снаряжкенная масса трактора – 4800 кг. Интересно, что несмотря на закрытие Владимирского тракторного завода, в проспекте КЭМЗ значится прототип 42-сильного трактора модели ANT 4050 под привычной торговой маркой «Владимирец».
На стенде «Кургандормаш» живьем был представлен мини-погрузчик с бортовым поворотом Termit 1000 с ковшом объемом 0,55 м3, рассчитанным на 1000 кг (опрокидывающая нагрузка 2000 кг). Базовый двигатель – Hatz 3M41 мощностью 54,1 л.с.
ЗиК показал уже известную малогабаритную вакуумную уборочную машину МК2000 с 2-кубовым бункером и 400-литровым баком для увлажнения, производительностью 13 000 м2. Причем, возможна модификация для работы при отрицательных температурах. Для летней эксплуатации возможна установка поливо-моечного оборудования общей емкостью баков 1,3 м3 или зимний комплект оборудования со снеговым отвалом, передней валковой щеткой или шнекороторным снегоочистителем и бункуером-пескоразбрасывателем объемом 1,5 м3. Двигатель мощностью 143 л.с. может работать как на бензине, так и на газе. Также был продемонстрирован электропогрузчик серии МР20. Серия включает модели вилочных электропогрузчиков грузоподъемностью 1,6–2,0 т и высотой подъема вил от 2,8 до 4,5 (6,0) м. Радиус разворота не превышает 1,73–1,81 м. Батарея с напряжением 48V может быть любого типа: от обычной свинцово-кислотной до литий-ионной. Мощность асинхронных электродвигателей 2х4,5 кВт.
АО «Научно исследовательский технологический институт имени П.И.Снегирёва», выпускающий как военную технику, так вполне мирную сельскохозяйственную, показал полунавесной (с пружинно-катковой навеской) предпосевной культиватор КПП-14 серии «Русич» с шириной захвата 14 м, рабочей скоростью 6–12 км/ч и производительностью 8,4–16,8 га/ч. Требуемая мощность трактора – от 280 л.с.
А также более компактный полунавесной предпосевной культиватор КПП-8 также серии «Русич» с шириной захвата 8,2 м, рабочей скоростью 6–12 км/ч и производительностью 4,8–9,6 га/ч. Требуемая мощность трактора – от 160 л.с.