КАМАЗ отбивается от санкций упрощением грузовиков и локализацией
КАМАЗ отбивается от санкций упрощением грузовиков и локализацией
16.03.2022
Акцент в производстве КАМАЗов теперь делается на серию K3, но и от новейшей серии K5 предприятие не отказывается
Александр Климнов, фото автора и tatar-inform.ru
Компания ПАО «КАМАЗ» с января 2023 года планирует приступить к сборке автомобилей поколения К5 (пятое поколение с кабиной типа MB Actros – авт.) уже без участия иностранных партнеров, сообщила пресс-служба предприятия.
В пресс-релизе сказано: «Начальный объем выпускаемых грузовиков будет небольшим, но отказываться от перспективной линейки автомобилей, в разработку которой вложено много средств и времени, в компании не планируют».
На прошлой неделе гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин побывал на автомобильном заводе и оценил готовность производства к работе в текущих условиях. Он пообщался с линейными руководителями, уделив особое внимание первоочередным задачам, которые предстоит решить в ближайшее время.
Он сказал: «Самые большие риски были по обеспечению. Предварительно ясность по этому вопросу есть. Будем работать, переходить на машины простые (поколения K3, т.е. модернизированных потомков первенца КАМАЗ-5320 – авт.). Там комплектация другая, будет проще».
По словам руководителя КАМАЗа – у него есть четкое понимание того как работать дальше. Так, корпоративные клиенты продолжают размещать заказы. Идет также и работа с партнерами из стран СНГ – Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном.
Ранее сообщалось, что в условиях санкций КАМАЗ переориентировался на отечественных поставщиков и намерен в скором времени возобновить выпуск грузовиков нового поколения К5.
КАМАЗ попал под санкции Евросоюза почти сразу после начала «спецоперации» на Украине. Тогда ситуацию работникам предприятия прокомментировал в видеообращении генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. В нем гендиректор отметил, что в последние годы была запущена масштабная реорганизация производства, создан новый модельный ряд и компания далеко продвинулась в разработке инновационных продуктов.
Руководитель предприятия добавил, что сейчас мир начинает жить в новых политических и экономических реалиях, которые, по его мнению, не должны пугать. Он подчеркнул: «В истории нашей легендарной компании уже случались испытания, которые мы с честью преодолели. Могу вас заверить, что и сейчас руководство компании знает, что делать, как сохранить производство и поддержать трудовой коллектив».
Когогин также отметил, что в последние годы руководство компании прилагало все возможные усилия, чтобы устранить или максимально отдалить угрозу попадания под санкции. Так в интервью Тине Канделаки месяцем ранее Когогин сообщил, что еще в 2014 году КАМАЗ сделал все для вывода компании из «красной зоны» санкций. В том числе была уменьшена доля «Ростеха» в акционерном капитале, а «КАМАЗ» вообще перестал производить военную технику – предприятие по ее выпуску было юридически выведено за пределы компании.
Гендиректор автогиганта также обратил внимание на то, что у КАМАЗа есть план действий в данных условиях, согласованный с Правительством РФ. Он сказал: «Мы продолжим делать все от нас зависящее, чтобы компания развивалась, а работники чувствовали себя уверенно. Наши автомобили являются основой транспортной безопасности России, и мы должны обеспечить страну этим важным ресурсом».
Во время встречи в офлайне с работниками первый заместитель генерального директора КАМАЗа Юрий Герасимов обратился к сотрудникам прессово-рамного завода.
По его словам КАМАЗ из-за санкций внесет изменения в модельный ряд, но темпов производства не сбавит. Он сказал: «На повестке – сборка грузовиков К3 с двигателем Евро-5 и мощный рывок по локализации К5. Работаем, как работали, без суеты – просто изменим модельный ряд». На предприятии действует оперативный штаб под руководством Когогина, который рассматривает возможности по локализации производства импортных компонентов. Определена и дата возобновления выпуска грузовиков нового поколения К5.
Еще в конце прошлого года на итоговой пресс-конференции Когогин сообщил журналистам, что компания не намерена отказываться от традиционных для автогиганта моделей К3 (это серии КАМАЗ-65115 (6х4), КАМАЗ-6520 (6х4), КАМАЗ-43118 (6х6) с модификациями – авт.), так как они по-прежнему пользуются спросом, в частности, в коммунальном и сельском хозяйстве, а также при добыче полезных ископаемых. Приоритет поколению K3 отдан, потому что эти грузовики никак не завязаны на международную логистику и их производство не зависит от импорта комплектующих.
Справка: по данным «АСМ-холдинг» в 2021 году КАМАЗ произвел 44 тыс. (+20,6% к 2020 году) грузовых автомобилей и 2127 ед. (+17,3%) автобусной техники, включая 339 электробусов КАМАЗ-6282.
По словам Герасимова, заказ на март полностью сформирован, причем зарубежные контракты даже превысили бизнес-план. Он сказал: «На внутреннем рынке продажи немного сократились, а темпы сборки еще в феврале составлявшие 210 автомобилей в сутки снизились до 180 автомобилей. Всего в марте планируется выпустить 530 автомобилей поколений К4 и К5, в том числе более 200 тягачей 5490 (К4) и 200 машин – модели 54901 (К5). Сборка автомобилей К5 пока будет вестись в марте и апреле из созданного на складах запаса комплектующих.
Сборка автомобилей К4 в ближайшее время будет прекращена. Ее в любом случае планировалось свернуть в 2022 году.
Сейчас предприятие прорабатывает программу возврата к полноценной сборке грузовиков поколения К5 и его флагмана – тягача КАМАЗ-54901. Для этого составлена специальная дорожная карта.
Герасимов отметил: «Я не стану пока называть конкретную дату восстановления производства К5 – она уже определена, но программу нужно утвердить на уровне гендиректора. Мы четко видим, как вернуться в скором времени к сборке КАМАЗа-54901, который так востребован на внутреннем рынке, особенно в отсутствие конкуренции».
При этом на фоне сниженной загрузки главного конвейера одновременно растут заказы на комплектующие. Для Завода запасных частей и компонентов в три раза увеличивается объем производства собственных коробок передач, которые пойдут на сборку КАМАЗов поколения К3. Пропорционально вырастет и объем поковок под эти коробки на кузнечном заводе. Если в декабре завод запчастей выпускал 1,4 тыс. таких коробок передач, в феврале – 1,2 тыс., то в этом месяце заказ вырос до 2,7 тыс. коробок, из которых на конвейер пойдут 2,3 тыс.
Для выпуска автомобилей К3 взамен импортных определены отечественные поставщики. Так, будут задействованы Алтайский завод прецизионных изделий, Ярославский моторный завод и Ярославский завод дизельной аппаратуры.
У дочерних предприятий КАМАЗа в регионах проблем с загрузкой тоже не возникает, в том числе у Тутаевского моторного завода и НЕФАЗа.
На последней встрече с коллективом Юрий Герасимов и подчеркнул, что российский рынок хотя и сожмется на фоне европейских санкций, но будет отдан КАМАЗовцам.
Председатель профкома Кирилл Пузырьков подчеркнул: «Иностранные бренды уходят, но все, что останется, ляжет на наши плечи». Профсоюзный лидер также подчеркнул, что принципиальным вопросом для КАМАЗа остается и сохранение штата. Он заверил: «Даже при сниженном темпе главного конвейера тарифы сохранятся на прежнем уровне». Хотя дополнительного набора сотрудников и не будет, но высококвалифицированных специалистов компания готова принимать в любое время.
Герасимов подтвердил, что: «Вероятно, потребуется определенная ротация персонала – с учетом того факта, что сборка грузовиков К4 сворачивается, а доля К3 растет, но нам нужны все специалисты. Где-то убудет, где-то прибудет». Он добавил, что есть вероятность высвобождения персонала одного из иностранных поставщиков, локализованных в Набережных Челнах, и эти специалисты КАМАЗу, «в случае чего», тоже пригодятся.
Депутат Госсовета Республики Татарстан Олег Коробченко сказал в интервью порталу «Татар-Информ», что: «КАМАЗ задаст тон промышленным предприятиям, как нужно двигаться». Этот известный татарстанский предприниматель сообщил, что ситуация в экономике на фоне санкций открывает новые возможности для развития отечественного бизнеса: «У нас огромное количество того, чем можно импорт заменить. Сейчас самое главное – работать совместно с государством. Если государство скажет, что бизнес не нужен, мы уйдем в серый совдеп, который был в 1960-х, когда мы все ходили – красная «Большевичка», серый плащ, душились одними и теми же духами «Красная Москва». Если сейчас бизнесу дадут заказ, бизнес сделает нашу жизнь нормальной. Мы будем ходить в красивом ивановском трикотаже, ездить на хороших машинах и «КАМАЗы» К5 будут самые лучшие. Главное, чтобы государство сделало ставку на бизнес, протянуло руку и дало свои обычные госгарантии».
Пока Правительство РФ отложило утилизационный сбор за автопроизводителей, попавших под санкции за IV квартал 2021 года и I–III кварталы 2022 года на декабрь. В сообщении Кабмина РФ сказано: «Отсрочка уплаты утильсбора должна помочь решить проблему дефицита оборотных средств, избежать угрозы просрочек выплаты заработной платы сотрудникам».
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов сказал: «Возобновление производства может потребовать от нескольких дней до нескольких недель. Компании нужно проанализировать весь процесс производства, определить, все ли комплектующие есть для этого, если чего-то не хватает, то найти замену, необходимо подготовить оборудование, учесть влияние санкций на компанию, оценить возможные санкции и так далее. На все это необходимо время, и лишь после этого можно будет говорить о возобновлении производства.
В условиях, когда поставки в РФ и производство здесь грузовых автомобилей иностранных марок сокращено или полностью остановлено, можно ожидать увеличения спроса на автомобили компании. Однако, с другой стороны, нужно учитывать состояние экономики, стремление компаний сократить расходы, что повлияет на спрос на грузовые автомобили. Многие потребители продолжат эксплуатировать б/у машины, но не станут покупать новые, кроме того, возможно увеличение поставок в страну техники из стран, не поддержавших санкции, что также отразится на спросе на технику компании. В целом можно говорить о том, что компания сохранит свои лидирующие позиции в стране, ее продажи могут увеличиться в этом году, но меньше, чем в обычное время.
Маловероятно, что КАМАЗ может стать единственным производителем грузовиков в стране. Не в интересах страны, чтобы существовал единственный производитель грузовых автомобилей, нужны и другие компании. Вряд ли с таким вариантом согласятся и власти, и другие производители, и потребители. Не стоит забывать и о санкциях, которые, несомненно, окажут воздействие на компанию и вряд ли позволят ей стать единственным производителем грузовиков. Не исключено, что обширным отечественным рынком могут заинтересоваться иностранные автомобильные бренды из стран, не вводивших санкции, которые начнут с поставок в РФ своей продукции, собранной у себя, а потом могут начать строить здесь свои заводы по выпуску грузовиков. Это тоже не позволит компании остаться единственным их производителем в стране».
Председатель правления машиностроительного кластера Татарстана Сергей Майоров заявил: «КАМАЗ всегда работал над импортозамещением. Такая задача всегда стояла у предприятия. Если КАМАЗ заявляет, что сроки не будут большими [восстановления производства К5], значит, предприятие нашло альтернативных поставщиков. Это не просто предприятие на территории страны, это наш флагман. Если КАМАЗ быстро начнет выпуск грузовиков серии К5, то это будет показателем другим предприятиям. Получается, что КАМАЗ задаст тон промышленным предприятиям, как нужно двигаться в текущей обстановке.
На серии КАМАЗа К5 на протяжении двух лет сохранялась очередь из-за того, что иностранные грузовики были дороже, чем наши. Стоит отметить, что КАМАЗ К5 ничем по качеству не уступает иностранным грузовикам, поэтому я думаю, что они будут особенно востребованы. Тем более в условиях санкционной политики, когда компании Scania и Volvo (а также MAN и Mercedes-Benz – авт.) уходят с рынка. Я думаю, что в данных условиях у КАМАЗа будут расти продажи по сравнению с предыдущими годами.
Мы все очень надеемся, что санкционная политика сделает нас другими и люди поймут, что многое могут сами. Мы должны показать всему миру, что многое можем. Мы не должны ориентироваться только на внутренний рынок, у нас же еще есть традиционные рынки. Для экспорта КАМАЗа есть рынки Юго-Восточной Азии и Африки.
Я думаю, что, когда российские заказчики будут делать выбор между КАМАЗом и Scania, они должны выбирать КАМАЗ, потому что он всегда выполняет обязательства. Мы надеемся, что санкции дадут новые возможности для КАМАЗа и для других промышленностей страны».
P.S. Взгляды руководства КАМАЗа, конечно, оправданы и вполне актуальны для сложнейшего текущего политического момента, но в более отдаленной перспективе проблемы с локализацией все же могут возникнуть (например, из-за подшипников), к тому же никто не отменял морального старения продукции, что подрывает ее экспортный потенциал даже для рынков стран третьего мира, тем более в условиях сверхжестких санкций, в том числе, в финансовой сфере.