Главная
Конференция «АВТОПРОМ-2019» подводит предварительные итоги уходящего года

Конференция «АВТОПРОМ-2019» подводит предварительные итоги уходящего года

Конференция «АВТОПРОМ-2019» подводит предварительные итоги уходящего года

11.12.2019


«АСМ-холдинг» прогнозирует у легковушек спад на 4,8%, а у грузовиков – рост на 0,8%


автор

Александр Климнов, фото автора


Сегодня 11 декабря 2019 года ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» и спонсор форума ООО «Автотор Холдинг» провели в Торгово-промышленной палате РФ уже 28-ю итоговую автомобильную конференцию «АВТОПРОМ-2019» на тему: «Итоги работы автомобильной промышленности России в 2019 году и перспектива инновационного развития отрасли на период до 2025 года». В конференции приняли участие руководители автомобильных предприятий, производители автомобильных компонентов, представители консалтинговых и аналитических компаний, а также журналисты специализированных СМИ.
На 28-й конференции были подведены предварительные итоги работы предприятий российской автомобильной промышленности в 2019 году, проведен анализ структуры российского автомобильного рынка, а также обозначены перспективы инновационного развития отечественного автопрома в соответствии со «Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года за №831-р).
В рамках подведения итогов и анализа работы предприятий российского автопрома в 2019 году выступил директор научно-исследовательского образовательного центра компетенций в области трансфера технологий и управления знаниями Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Бычков с несколько академичным докладом «Анализ стратегии развития автомобильной промышленности: новые вызовы и предложения по ее совершенствованию». Приведу только самые важные данные и выводы из доклада:
Tab1.jpg

По данным таблицам видна ретроспектива роста производства в стране в 2000–2010-х т.н. «российских иномарок» относительно роста всего отечественного автопрома 


Наибольшей удачей правительственных постановлений о промсборке Бычков считает №166 от марта 2005 года, которое гарантировало 7-летнее освобождение от таможенных пошлин ввоз автокомпонентов для сборки автомобилей и которое подписали 29 мировых автопроизводителей, а также №328 от апреля 2014 года по стимулированию спроса на автотранспортные средства (включая обновление парка и поддержку НИОКР и экспорта), а также локализации производства автомобилей и компонентов. Так, результатом действия данных правительственных постановлений г-н Бычков назвал: «Остановку импорта, прежде, всего подержанных иномарок, которые с успехом заменили новые иномарки уже российской сборки». Кроме того, после снижения ввозных пошлин на импортные автомобили в рамках вступления нашей страны в ВТО, для компенсации утраты конкурентоспособности отечественных производителей с 2012 года был введен утилизационный сбор, средства от которого потом использовались для cубсидирования инвестиционной активности по модернизации производственной инфраструктуры и части операционных (переменных) и постоянных затрат для обеспечения конкурентоспособности отечественных автомобилей (на содержание рабочих мест и на компенсацию части затрат производителям колесных транспортных средств на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность»).
Tab2.jpg

Сравнение отечественного автоэкспорта с далеким уже 1995-м должно рельефнее показать, что российский автопром практически превратился в отрасль сугубо локального значения

В докладе г-на Бычкова отмечались следующие актуальные проблемы российского автопрома:
а) из-за ограничения внутреннего спроса и низкой доли экспорта автомобилей имеет место значительное недоиспользование производственных мощностей, что ухудшает финансовое положение предприятий
б) слабая динамика развития производства автокомпонентов, что сдерживает создание новых рабочих мест, уменьшает получение добавленной стоимости и ведет к недопоступлению в значительных суммах поступлений в бюджет таможенных платежей
в) неготовность автопроизводителей к выводу на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим трендам развития отрасли

В качестве рекомендаций директор центра трансферов предлагает максимальное содействие отечественным производителям в области экспорта (финансовое и административно-организационное), а для загрузки мощностей: синергию бюджетных стимулов и регулятивных инструментов с упором на газомоторную технику и меры по обновлению парка. Конкуренцию отечественного автопрома должны поднять: максимальное повышение уровня локализации и достижение глобальной конкурентоспособности результатов интеллектуальной деятельности, активизация участия в консорциумах, а также кластерообразование вокруг крупного автомобильного производства – инновационного ядра.
Поэтому на уровне Правительства РФ необходимо принять решение о стимулировании привлечения иностранных инвестиций и компетенций для локализации инженерных центров по НИОКР, на местном уровне организовать создание центров коллективного пользования исследовательским и испытательным оборудованием, сооружениями и полигонами, усилить международную интеграцию и кооперацию по проведению исследований и разработок и обеспечить опережающую подготовку научных и инженерных кадров с ориентацией на перспективные требования развития отраслей промышленности к профессиональным квалификациям (интересно как все это можно осуществить в условиях ужесточающихся антироссийских санкций, когда Вашингтон все жестче настаивает на изоляции нашей страны от новейших западных технологий? – авт.)
Tab3.jpg

Характерно, что после смены владельца на иностранного (Renault-Nissan Group) цвет АВТОВАЗа стал из синего желтым – тем самым фактически отечественные производители стали маргинальной группой в национальном автопроме 

 В докладе заместителя гендиректора ОАО «АСМ-холдинг» Александра Ковригина по «Итогам работы автомобильной промышленности РФ за 2019 год и перспектива отрасли до 2025 года» отметил, что прогнозы на 2019 год, предполагавшие хотя бы умеренный рост производства и продаж, к сожалению, оказались чрезмерно оптимистичными. Так реальный объем производства легковых автомобилей в 2019 году (с учетом динамики за 10 месяцев) по прогнозу «АСМ-холдинг» не превысит 1,575 млн, что на 4,8% меньше, чем в 2018-м.
Tab4.jpg

В производстве грузовиков как раз маргиналами остаются «российские иномарки» 

По грузовикам (включая LCV) будет минимальный рост на 0,8% до 157 тыс., причем в основном за счет отечественных моделей (128 тыс.) при снижении доли иномарок (29 тыс.).
Tab5.jpg

То же самое, что и в грузовом автопроме происходит и в автобусостроении – отечественные производители пока держат удар

Сегмент автобусов (включая микроавтобусы) просядет на 5,1% до 45 тыс. из которых 37 тыс. придется на отечественные модели (преимущественно «Группы ГАЗ» ПАЗ).

Прогноз производства российского автопрома на 2020 год составляет: по легковушкам – 1,7 млн (+7,9%), по грузовикам – 160 тыс. (+1,6%), по автобусам – 48 тыс. (+5,4%).

Tab6.jpg

Топ-3 по основным категориям ТС на российском рынке по итогам 10 месяцев нынешнего года (есть основания считать, что и по итогам всего 2019 года расстановка сил не изменится)

Tab7.jpg
Прогноз по продажам на 2019 год составляет: по легковым машинам – 1,7 млн (+10,2%), по LCV – 102 тыс. (2,9%),  по грузовикам (MCV+HCV) – 77 тыс. (4,9%) и по автобусам – 16 тыс. (+23,1%). Прогноз рынка на 2020 год более оптимистичный (присутствующих на конференции сильно интересовало на чем именно основан данный оптимизм «АСМ-холдинга», особенно на фоне роста с января 2020-го утилизационного сбора, который в условиях падения реальных доходов населения явно большего числа клиентов в шоу-румы не привлечет  – авт.). Так, по легковым прогнозируется рост продаж на 10,2% до 1,7 млн (совпадение с производством случайное – авт.), по LCV – плюс 6,9% до 109 тыс., по грузовикам – плюс 5,2% до 81 тыс.и по автобусам – плюс 25% до 20 тыс. Прогноз на 2025 год (см. график), впрочем, кажется чисто гипотетическим.
Tab8.jpg

Данные по парку ничего нового не несут: наибольший легковой парк у ВАЗ / LADA, у LCV – у ГАЗа, у грузовиков – у КАМАЗа и у автобусов – у ПАЗа. Забавно, что второе место среди автобусов держит давно снятая с производства «бурбухайка» «Кубань Г1»

Tab9.jpg

В качестве перспективы для отечественного автопрома «АСМ-холдинг» предлагает создать три вертикально интегрированных концерна и еще несколько по производству автокомпонентов

Tab10.jpg

Льготы для СП представляются несколько лукавыми, ведь именно социалка выступает наиболее денежноемкой частью расходов иностранных учредителей, кроме того, как-то слабо верится в «альтруизм» местных властей в области налогов 

 Кроме того, на конференции был проведен анализ выполнения программ Правительства по поддержке российских автопроизводителей в 2019 году. Об этом достаточно эмоционально доложил зампред комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов Николай Коломийцев. Было сообщено о реальном состоянии по локализации производства автомобильных комплектующих и перспективах . Ассоциация российских автодилеров (РОАД) должила о своих достижениях и дала свой оригинальный прогноз развития автомобильной промышленности и автомобильного рынка России на 2020 год. Свой доклад по итогам первой половины 2019 года на легковом рынке, а также развитию рынка электромобилей в России представила PwC. Только что созданная Региональная Ассоциации Независимых СТО также представила свою презентацию. Отчитался по сегменту грузовых автомобилей и рассказал о перспективах работы в рамках СПИК калининградский «Автотор».

Во второй части конференции речь пошла об одной из самых перспективных областей как технологии водородные топливных элементов, FCEV и водородной энергетики в целом, в том числе и плане конкуренции с набирающими популярность аккумуляторными электромобилями. Доклады на эту тему представили ФГУП НАМИ, университет МЭИ – компания BM Power из Сколково и Международная ассоциация по водородной энергетике (IAHE).
1.jpg
Итоговые материалы и предложения участников конференции будут обобщены и направлены в Государственную Думу и в профильные министерства для их использования при подготовке соответствующих решений.

Прочие доклады 28-й итоговой автомобильной конференции «АВТОПРОМ-2019» будут рассмотрены в ближайшее время. Следите за новостями на портале www.rim3.ru



Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Форд Транзит – лучшая LCV-иномарка 2019 года в России

Форд Транзит – лучшая LCV-иномарка 2019 года в России

Продажи LCV серии Ford Transit в 2019 году составили в России 12,5 тыс. – 3-е место на рынке

Новый альянс Isuzu и Honda делает ставку на водородные HCV

Новый альянс Isuzu и Honda делает ставку на водородные HCV

Японские автомобилестроители намерены совместно разрабатывать технологии для тяжелых грузовиков на водородных топливных элементах

Рено показала в Лас-Вегасе водородный фургон Master Z.E. Hydrogen

Рено показала в Лас-Вегасе водородный фургон Master Z.E. Hydrogen

На выставке CES 2020 Renault Groupe представила фургон Master Z.E. Hydrogen на водородных топливных элементах

 Китайский город Фошань лидирует по закупкам электробусов на водородных топливных элементах

Китайский город Фошань лидирует по закупкам электробусов на водородных топливных элементах

Наньхай-Фошанский район КНР получил очередную партию из 186 водородных автобусов

MAN начал серийное производство электрогрузовиков eTGM

MAN начал серийное производство электрогрузовиков eTGM

В Австрии выпущена первая партия электрических развозных грузовиков MAN TGM 26.360 E LL

Москва получила до конца 2019 года 300-й электробус и ввела электрокаршеринг

Москва получила до конца 2019 года 300-й электробус и ввела электрокаршеринг

По столице ездят 300 электробусов и 40 каршеринговых электромобилей BMW и Nissan

У Форда оказался самый выгодный фургон-иномарка на российском рынке

У Форда оказался самый выгодный фургон-иномарка на российском рынке

Ford Trasit стал самым дешевм LCV-иномаркой по стоимости владения в России


Возврат к списку