О работе с великим русским автоконструктором В.А.Грачевым вспоминает автомобильный журналист и историк Вячеслав Мамедов.
Автор Вячеслав Мамедов, фото А.Климнова
Впервые о великом русском автоконструкторе, создателе отечественной школы проектирования колесных вездеходов, я узнал в стенах МВТУ им. Н.Э. Баумана из уст доцента В.С. Цыбина, который во внеурочное время, раз в неделю вел кружок для тех, кто хотел знать про автомобили больше, чем давали лекции. Члены кружка учились на кафедре «Колесные машины», имели вторую форму секретности, и поэтому им доверяли информацию о засекреченном Главном конструкторе Специального конструкторского бюро (СКБ) ЗИЛ и некоторых его разработках.
ЗИЛ-135ЛМ (8х8) образца 1963 года. Выпущено более 5000 ед.
Вот тогда-то и стало понятно, кому принадлежит авторство, касающееся очень необычных по тем временам четырехосных вездеходов ЗИЛ-135 ЛМ с двумя сближенными средними мостами и легендарного трехосного снегохода ЗИЛ-Э167, фотографии которых в середине 60-х годов попали в печать.
ЗИЛ-Э167 (6х6) Супервездеход образца 1962 года с характерной эмблемой «бегущий лось», бывшей только на этой уникальной машине, оставшейся в единственном экземпляре, хотя потребность в ней в северных и восточных районах великой страны была огромной.
Слов нет, каждый из нас хотел бы по распределению попасть именно в его СКБ, но заявок на молодых специалистов в 1973 году завод не дал. Увлечение на четвертом курсе гидропневматическими подвесками, курсовой и дипломный проекты на эту тему (я выбрал этот узел для предложенного мной на диплом 4-колесного плавающего вездехода) в итоге явились причинами того, что меня распределили на Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ), где специальное подразделение как раз начало проектирование гусеничного шасси с гидропневматической подвеской, там же я и сделал свой диплом. В принципе всем я был доволен, вот только дорога в один конец на ММЗ занимала больше двух часов.
Попробовать перетащить меня на ЗИЛ в СКБ Грачева взялся мой друг, который проходил преддипломную практику в КБ подвески, но сам был направлен на работу в другое место. В один прекрасный день он сообщил, что меня ждет вместе с копией дипломного проекта начальник этого КБ С.Г. Вольский. Показ чертежей и длительное собеседование закончились с потрясающим для меня результатом: ЗИЛ взялся за перевод меня с ММЗ в СКБ! Мне нужно было только приехать в Министерство и подписать необходимые бумаги. Как потом сказал мне С.Г. Вольский, это решение было принято самим В.А. Грачевым.
Так, весной 1973 года я попал в удивительный коллектив, созданный замечательным Главным конструктором, где работали лучшие специалисты в своей сфере, и как работали! В первые дни знакомства с новыми моими задачами подошедшая к моему кульману профсоюзная активистка огорошила вопросом: «Холодильник «ЗИЛ» нужен? А то можем привезти, поговори дома». А начальник КБ вдруг строго спросил: «Сколько дней в неделю ты можешь работать сверхурочно, скажем до 19 или 21 часа?» О том, чтобы совсем отказаться от сверхурочных, понятно, разговора быть не могло. Согласился на 2, а потом и на 3 длинных дня, до 21 часа.
Холодильник «ЗИЛ» образца 1973 года, славившийся своей надежностью и долговечностью
Начались напряженные будни. Я узнал, что подобный темп жизни в СКБ – почти норма, иначе невозможно было практически ежегодно (!) создавать новую модель внедорожного грузовика. За всю свою долгую жизнь (1903 – 1978 г.г.) В.А. Грачев разработал 88 моделей автомобилей. А тогда мы работали над многоцелевым шасси ЗИЛ-132Р с равнорасположенным расположением трех ведущих мостов, и через год образец этого грузовика ЗИЛ-132А с бортовой платформой отправился на испытания.
ЗИЛ-132А образца 1969 года
В.А. Грачев тогда удивил меня многим. Во время обсуждений технических вопросов он был очень въедлив, а его высочайшая квалификация позволяла любому, даже маститому конструктору, сделать замечания и дать предложения, которые всегда принимались из-за их целесообразности.
ГАЗ-61-40 образца 1940 года (за рулем В.А.Грачев, рядом с машиной А.А.Липгарт)
Много лет спустя я узнал, что нештатным конструктором Виталий Андреевич начал работать еще в молодости в начале 30-х годов на заводе им. Егорова в родном Томске после окончания среднего учебного заведения, а потом до СКБ, созданного «под него» по решению самого маршала Г.К. Жукова, были годы работы на ГАЗе, где он создал знаменитые вездеходы ГАЗ-64, ГАЗ-61, ГАЗ-67Б, трехосный автомобиль с колесной формулой 6х4 ГАЗ-ААА, самоходную пушку с приводом на 4 колеса, бронеавтомобиль БА-64.
БА-64Б образца 1942 года
ГАЗ-67Б образца 1944 года (на фото версия 1949 года со штампованной фальш-радиаторной решеткой) – знаменитый «Иван-виллис»– наш ответ ленд-лизовскому джипу Willys MB
Но и это еще не все. Если бы не передача современного, построенного «с нуля» в конце 40-х годов ракетной отрасли Днепропетровского автозавода, Грачев успел бы еще очень многое сделать на Украине, ведь он был Главным конструктором этого большого предприятия, сегодня известного всему миру как «Южмаш». Но и то, что он сделал там за 1944 – 1951 годы, поражает: разработано семейство 4-тонных грузовиков ДАЗ-150, первые отечественные автопогрузчики с гидроподъемниками, большой плавающий автомобиль(БАВ) ДАЗ-485, принятый на вооружение с первым в СССР пневмогидравлическим приводом тормозов и шинами с централизованной регулировкой давления воздуха.
ДАЗ-150 «Украинец» образца 1951 года
За создание бронеавтомобиля БА-64 и БАВ В.А. Грачев был награжден двумя Сталинскими премиями в 1942 и в 1951 годах, но главная работа у Грачева все же была осуществлена в СКБ на ЗИЛе. А до создания в 1954 году СКБ он принял самое активное участие в передаче производства БАВ на другое предприятие, разработке трехосных полноприводных автомобилей на базе грузовика ЗИС-150, а также междугородного автобуса ЗИС-127. Следует сказать, что В.А. Грачев был не только выдающимся конструктором, но и опытнейшим испытателем, который всегда, насколько позволяло здоровье, старался проверить технику сам.
Амфибию ЗИС-485 (БАВ) образца 1950 года выпускали до 1962 года.
Особая атмосфера в СКБ объяснялась неординарной личностью Главного, отличавшегося чутким отношением к коллегам, интеллигентностью, добротой и простотой в общении. Видимо, многое шло от семейного очага. В.А. Грачев родился в семье предпринимателя, его мать была земским врачом. Именно непролетарское происхождение не позволило талантливому молодому человеку (построившему даже планер собственной конструкции) закончить Томский политехнический институт. До мобилизации на строящийся автогигант в Нижнем Новгороде он успел поработать грузчиком, киномехаником, отслужить в армии автомехаником, поработать и на инженерной должности. А как он играл на фортепиано!
Виталий Андреевич Грачев на фоне своего самого легендарного прототипа вездехода ЗИЛ-Э167
В.А. Грачев поощрял конструкторов, принимавших участие в испытаниях автомобилей. Воспользовался в полной мере этим и я. С его согласия после окончания солидного объема конструкторской работы я ездил с бригадой испытателей летом на Украину, а зимой – в Коми АССР, в район города Ухта, традиционное место, где СКБ испытывало свои вездеходы на проходимость по 1–2-метровому снегу.
Более свежая версия ЗИЛ-49065 «Синяя птица» рядом с макетом спускаемого аппарата «Восток»
(Музей легковых автомобилей ЗИЛ)
Каждый месяц В.А. Грачев устраивал планерку с коллективом СКБ, на которой подводил итог проделанной работы и намечал план на будущее. В ненастную погоду это осуществлялось в большом зале, летом – на воздухе. Главный выступал, обычно, стоя на одном из больших зеленых ящиков, в которых во время войны завод получал комплектующие по ленд-лизу для сборки американских грузовиков. Надо было видеть, с каким вниманием слушали Главного собравшиеся! Тогда же В.А. Грачев отмечал тех, кто отлично потрудился, и критиковал тех, кто что-то сделал не так; правда таких было мало. Авторитет В.А. Грачева был на огромной высоте.
Важно отметить, что вечерняя работа оплачивалась по повышенному тарифу, и это был еще один повод боготворить Главного. Он брался за предельно трудные разработки, от которых отказывались на других заводах. Такие работы неплохо финансировались. Начиная с конца 60-х годов СКБ выполняло работу по обеспечению космических войск вездеходными средствами спасения, а также спецтехникой для поиска и доставки на базы спускаемых аппаратов. Эти машины резко отличались от привычных нам вездеходов. У них были стеклопластиковые водонепроницаемые корпуса, позволявшие им прекрасно держаться на плаву, алюминиевые рамы, мощный радионавигационный комплекс, крановая установка, комфортабельный салон для космонавтов и многое другое. Для космонавтов на ЗИЛе разработали даже велоэргометр!
ЗИЛ-49042 – прототип «Синей птицы»
Сплочению коллектива уделялось большое внимание. Для молодежи организовывались культурно-спортивные выезды в кузовах-кунгах на природу и по близлежащим городам, часто летом проводились оздоровительные и спортивные мероприятия; все это вспоминается с самыми хорошими чувствами. Никогда не забуду, как прекрасно было организовано празднование 20-тилетия СКБ на территории испытательной базы недалеко от подмосковного Чулково.
ЗИЛ-49061 – серийная «Синяя птица» образца 1975 года
Когда был построен вездеход ЗИЛ-132Р, традиционно, весь коллектив СКБ собрался у ворот экспериментального участка, где собрали первый образец. Я случайно оказался рядом с В.А. Грачевым. Грузовик из-за неважно отрегулированных торсионов независимой подвески имел опущенный передок, приподнятый задок, да еще и крен на одну сторону. В.А. Грачев был недоволен, но отреагировал с юмором: «Стоит, как поджаренный клоп!» - такое его выражение, конечно, не забудется.
ПЭУ-1 – Поисково-эвакуционная установка тип 1 образца 1966 года должна была вывозить спускаемые космические аппараты с места приземления по любой пересеченной местности
Самой последней большой работой, возглавляемой В.А. Грачевым, было создание комплекса из трех колесных вездеходов семейства ЗИЛ-4906 и компактного шнекороторного вездехода ЗИЛ-4904; в сборке первых трех образцов машин в 1975 году удалось поучаствовать и мне. В.А. Грачев в то время часто болел и очень от этого страдал. На него было просто больно смотреть. В 1978 году он отметил на табель-календаре дату, ниже которой все закрасил красным карандашом. «Дальше будете работать без меня», - сказал он. Это был его последний день на заводе.
Первый отечественный шнекоход ЗИЛ-4904 образца 1972 года
(шел в комплекте с «Синей птицей»)
Стараниями начальника автомобильного отдела Политехнического музея Е.С. Бабурина в начале 80-х годов была открыта специальная экспозиция, посвященная В.А. Грачеву, давно получившему неофициальный титул «Король бездорожья». А по-хорошему в стране надо бы открыть специальный музей, посвященный этому человеку и его достижениям. Тем более, что достаточно много уникальных образцов вездеходной техники, созданной в СКБ, энтузиасты автомотостарины спасли от уничтожения и даже постепенно реставрируют. Жаль, что пока такой музей никто не планирует открыть, а ведь наследие Грачева – наше общероссийское достояние, на котором стоит воспитывать молодежь.
ЗИЛ-4972 образца 1995 года – современный наследник славной «Синей птицы»
P.S. От фотографа А.Климнова – К счастью уникальные вездеходы В.А.Грачева не погибли, а в основном попали в государственный «Военно-технический музей» в подмосковной Черноголовке (gvtm.ru), где и пребывают в более-менее сохранном состоянии (съемка 2014 года).
|
|
Дефицит дальнобойщиков усугубляется ростом парка автопоездов
Диалог таксомоторного бизнеса и власти в новой системе координат прошел на XII Международном Евразийском форуме «Такси»
Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»
За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%
Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus
КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники
«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK