Корпоративный парк полноприводных грузовиков растет с Востока на Север
Корпоративный парк полноприводных грузовиков растет с Востока на Север
Концентрация полноприводных грузовиков в корпоративных парках РФ наибольшая в северных и восточных регионах страны
Александр Климнов, фото автора
Значение полного привода, повышающего проходимость автомобилей для нашей по-прежнему необъятной страны неоспоримо. Особенно это касается грузовых автомобилей, которые в северных и азиатских регионах зачастую выступают единственным видом транспортных средств, включая, естественно, и вахтовые автобусы на грузовых шасси, обеспечивающих транспортную связь между удаленными населенными пунктами, производственными объектами, воинскими частями и т.д. и т.п., а также технологические работы в карьерах, при строительстве и дорожно-строительных работах. Даже обслуживание железных дорог в этих регионах зачастую невозможно без спецмашин на полноприводных грузовых шасси. Работают полноприводные грузовики и в коммунальном хозяйстве данных регионов.
В этой связи RAMR представил несколько интересных цифр по доле полного привода в грузовых корпоративных парках страны. Так, на 1 июля 2018 года парк корпоративных грузовых автомобилей в России составляет 1 млн 814,6 тыс. При этом грузовые автомобили с полным приводом, включая колесные формулы 4х4, 6х6, 8х8 и 10х10, занимают в нем 21,6% от общего корпоративного парка грузовой техники.
На приведенном графике отлично видно, что полноприводные грузовые автомобили составляют основу корпоративных парков в ряде азиатских регионов России – Чукотском (доля 75,9%), Ямало-Ненецком (75,8%), Ненецком (73,2%) и Ханты-Мансийском (70,9%) автономных округах (АО), возглавляющих Топ-10 регионов по доле парка полноприводников с долями превышающими 70%, в то время как следующие за ними регионы отстают с большим отрывом. Так, в Республике Коми доля корпоративного полного привода лишь немного превышает 51%, далее следуют Республика Саха (Якутия) с 46,9%, Томская (38,4%) и Магаданская (36%) области, Хабаровский (35,4%) и Камчатский (33,9%) края. Тем не менее, даже в последнем в Топ-10 регионе доля полного привода в корпоративных парках составляет свыше трети (при том, что здесь даже в корпоративных парках велика доля импортных грузовых автомобилей).
Напротив, грузовая техника с полным приводом как более дорогая по стоимости, более затратная по эксплуатационным расходам и сложная в ремонте как в расчете на тонно-километр полезной работы, так и по жизненному циклу автомобиля, наименее востребована в западных и южных регионах европейской части страны, где исторически имеется достаточно протяженная сеть дорог с твердым покрытием.
В Топ-10 «антилидеров» по полному приводу, соответственно, находятся: Калининградская (6,8%), Смоленская (8,8%), Воронежская (8,85%) и Ростовская (9,4%) области, город Санкт-Петербург (9,5%), Белгородская область (9,7%). В данных регионах грузовая техника с полным приводом составляет менее 10% от корпоративного парка. К ним примыкают регионы с долями лишь немного превышающими 10% и все же не достигающими и 11% – Липецкая область (10,1%), Республика Карачаево-Черкесия (10,14%), Республика Мордовия (10,3%) и город Москва (10,7%).