Главная

Первенец отрасли

Первенец отрасли

Начальной датой развития отечественного автостроения принято считать 7 ноября 1924 года


автор

Вячеслав Мамедов, фото из архива автора

Начальной датой развития отечественного автостроения принято считать 7 ноября 1924 года, когда по брусчатке Красной площади в Москве в составе колонны демонстрантов проехали десять ярко-красных грузовиков АМО-Ф15, собранных накануне в цехах завода, ставшего потом ЗИЛом.


Что же это были за автомобили? И кто их разработал? Постараемся разобраться, а для начала заглянем в далекое прошлое, в самое начало бурного ХХ века. Именно тогда было отмечено желание установить прочные взаимовыгодные экономические отношения между Россией
и Италией. Газеты самых различных направлений в 1907 году требовали от итальянского правительства воспользоваться уникальными возможностями, которые открывались при развитии торговли с бескрайней Россией. Отношения между странами стали ближе после встречи в Италии короля Виктора Эммануила III и императора Николая II, результатом которой стало активное участие России в 1911 году в Международной выставке, проходившей в Турине.


Следующим шагом к упрочению экономических связей стал визит в Россию в 1913 году по приглашению муниципальных властей и торговых палат Санкт-Петербурга и Москвы делегации туринских промышленников. Накануне Первой мировой войны в России стал выходить двуязычный бюллетень российско-итальянской торговой палаты. Большое число российских студентов обучалось в итальянских университетах. Открывались представительства различных итальянских компаний, возрос экспорт автомобилей, производимых в Италии, в частности, на заводе FIAT. Примечательна в этой связи резолюция Николая II на уставе созданного Русского акционерного общества автомобилей FIAT: «Государь Император устав сей рассматривать и высочайше утвердить соизволил в Царском Селе, в 1 день декабря 1913 года». Цель создания общества формулировалась так: «Для устройства и содержания в Санкт-Петербурге, в Варшавском уезде и в других местностях Российской империи заводов и мастерских для постройки и ремонта автомобилей и их принадлежностей, для торговли как за свой счет и по поручениям автомобилями, моторными лодками, моторами и иными тому подобными предметами и для устройства и эксплуатации автомобильных сообщений…».


Начавшаяся Первая мировая война потребовала обеспечивать транспортом воинские подразделения, а количественный выпуск автомобилей в России был ничтожен. Спешные закупки техники за рубежом проблему не решали. Вот тогда-то, в мае 1915 года, крупный русский промышленник П.П. Рябушинский выдвинул идею создания Военно-промышленных комитетов, призванных мобилизовать российскую промышленность на нужды войны. В конце 1915 года по предложению члена Центрального военно-промышленного комитета, бывшего заведующего автомобильным производством Русско-Балтийского вагонного завода, М.В. Пиолунковского, было принято правительственное решение о постройке в России пяти частных и одного государственного автозаводов для выпуска продукции по заказам Главного военно-технического управления. Заключение договоров о постройке датируется 27 февраля 1916 года. Постройке подлежали заводы следующих фирм: АМО и «Русско-Балтийский» в Москве (оборудование этого завода было эвакуировано из Риги), «Русский Рено» в Рыбинске, «Аксай» в Нахичевани-на-Дону, «Лебедев»
в Ярославле и «Казенный завод военных самоходов» в Мытищах.


АМО – Автомобильный московский завод акционерного общества «Кузнецов, Рябушинские и К°» был основан в 1916 году братьями Сергеем и Степаном Павловичами Рябушинскими совместно
с Александром Ивановичем Кузнецовым. Согласно Договору с ГВТУ завод должен был выпускать большие штабные и 3-тонные грузовики конструкции FIAT, но затем они были заменены на единственную модель – 1,5-тонный грузовик FIAT-15 Ter, созданный в годы итало-турецкой войны 1911 – 1912 годов, бушевавшей на территории Северной Африки. Значительное количество этих автомобилей уже поставлялось в Россию, и они полностью устраивали военных. К производству был выбран грузовик FIAT-15 Ter модели 1916 года с 4-цилиндровым, 30-сильным, 4-литровым двигателем. По данным Военного ведомства на август 1917 года на АМО было построено 95 % производственных зданий и имелось 85 % оборудования. На других заводах положение было много хуже. Осенью 1917 года сборка грузовиков FIAT-15 Ter началась, и до 1919 года завод собрал
1319 автомобилей из итальянских машинокомплектов.


После национализации предприятия выпуск автомобилей прекратился и был возобновлен только
1 ноября 1924 года, когда из ворот сборочного цеха выкатился первый из десяти красных АМО-Ф15. Первоначально производство планировали возобновить в начале 1924 года, но трудностей оказалось значительно больше и срок был сорван. Инженеры В.И. Цыпулин (главный конструктор), С.О. Макаровский, В.Г. Соколов, Е.И. Важинский, Б.Д. Страканов, И.Ф.Герман, А. Пайков и М. Власов существенно модернизировали автомобиль (на 20 % увеличили мощность двигателя, улучшили систему охлаждения, уменьшили диаметр маховика, изменили тип колесных дисков, карбюратор, сцепление, бензобак), лучше приспособив конструкцию машины к российским условиям.


Конструктивно АМО-Ф15 сильно отличается от моделей, производство которых впоследствии было налажено в 30-е годы. Так, двигатель имел зажигание от магнето и водяное охлаждение
с центробежным насосом, эффективность которого зависела от интенсивности вращения маховика, спицы которого имели форму вентиляторных лопастей. Боковины капота (без щелей) при этом должны были плотно прилегать к каркасу.


Коробка передач располагалась отдельно от двигателя, а все ее валы лежали в горизонтальной плоскости. Руль находился справа, а рычаг управления коробкой - за правым бортом кабины. Механические тормоза действовали только на задние колеса. Впускной и выпускной коллекторы мотора были выполнены в отливке блока цилиндров, а карбюратор и выпускная труба крепились непосредственно к блоку. Отштампованные из листовой стали балка заднего моста и кожух карданного вала представляли собой один узел в форме буквы «Т». Полуоси задних колес составляли угол 178°, увеличивающийся до 180 ° под нагрузкой.


При колесной базе 3070 мм колея передних и задних колес равнялась 1400 мм. Снаряженная масса достигала 1900 кг, максимальная скорость ограничивалась 50 км/ч, расход топлива составлял
28 л/100 км.


Три автомобиля из первых десяти успешно выдержали испытательный пробег протяженностью
2000 км, проведенный осенью 1924 года.


В 1925 году АМО-Ф15 также успешно преодолел сложности более протяженного пробега по маршруту Ленинград – Москва – Курск – Тифлис – Москва, что подтвердило его репутацию крепкого
и надежного грузовика.


Завод постоянно работал над совершенствованием конструкции. В 1927 году автомобили получили кабину с жесткой (а не матерчатой) крышей, рычаги тормоза и коробки передач стали устанавливать внутри кабины, с 1928 года грузовики комплектовались электросигналом, электростартером, фарами; были проведены и другие усовершенствования.


Среди разработанных модификаций АМО-Ф15 отметим 14-местный автобус,


фургон для перевозки денег, штабные автомобили,


версию «скорая помощь», пожарную машину;


были построены даже бронеавтомобили БА-27.


За семь лет до 1931 года АМО выпустил 6 285 автомобилей АМО-Ф15. Сохранилось два: один – на ЗИЛе и один (пожарный) в Политехническом музее Москвы.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

УАЗ «Профи» подался в монтажники-невысотники

УАЗ «Профи» подался в монтажники-невысотники

На базе УАЗ «Профи» выпущена новая версия компактного автогидроподъемника АГП-15РТ для городских коммунальных служб

ГАЗ запатентовал внешность интеллектуальной «ГАЗели NN»

ГАЗ запатентовал внешность интеллектуальной «ГАЗели NN»

Роспатент закрепил за АЗ ГАЗ экстерьер новой «ГАЗели New Next»

Электромобили взорвут мировой рынок после 2030 года

Электромобили взорвут мировой рынок после 2030 года

Bloomberg считает, что электромобильность уже не остановима

Каршеринг частично перезапустился в Москве с 25 мая

Каршеринг частично перезапустился в Москве с 25 мая

Дептранс Москвы разрешил брать машины в каршеринг только после дезинфекции и на 5 дней

Умный цех ESAB для экскаваторов КРАНЭКС

Умный цех ESAB для экскаваторов КРАНЭКС

ESAB поставил цех резки металла для крупнейшего отечественного производителя экскаваторов – «МК КРАНЭКС»

Германия продлила обнуление дорожных сборов для экологичных грузовиков до 2023 года

Германия продлила обнуление дорожных сборов для экологичных грузовиков до 2023 года

В ФРГ еще на три года продлен эксперимент по отказу от оплаты за пользование дорогами для грузовиков на LNG и аккумуляторах

Американский сегмент фургонов в первом квартале 2020 года оказался устойчивее рынка

Американский сегмент фургонов в первом квартале 2020 года оказался устойчивее рынка

В сегменте коммерческих фургонов США продолжает править бал бренд Ford


Возврат к списку