Первому советскому грузовику исполнилось 95 лет

Первому советскому грузовику исполнилось 95 лет

Первому советскому грузовику исполнилось 95 лет

18.11.2019


В ноябре 1924 года появился первый советский автомобиль АМО-Ф-15


автор

Александр Климнов, фото К.Закурдаева и autowp.ru


Седьмого ноября 1924 года по Красной площади прошла автоколонна из 10 грузовиков АМО-Ф-15 красного цвета – первенцев советского автопрома.
amo-f15_17.jpg

Первые советские грузовики АМО-Ф-15 едут в свой первый автопробег

Во времена СССР считалось, что в Российской империи автопрома как такового не было и его рождение состоялось исключительно в годы первой пятилетки (1928–1932). Однако, как неоспоримо доказали историки – автопром в дореволюционной России автопром был, хотя и в зачаточном состоянии (из тех времен наиболее известна марка «Руссо-Балт», созданная как автомобильное подразделение при Русско-Балтийском вагонном заводе, располагавшемся в Риге).
2554345402.jpg

Братья Степан и Сергей Павловичи Рябушинские на площадке будущего завода АМО в Тюфелевой роще

Во время Первой мировой войны Царское правительство вынуждено было озаботиться созданием национальной российской автопромышленности, чья продукция была крайне необходима для фронта, но из шести заложенных в 1916 году автомобильных заводов (один из них был создан как раз на основе эвакуированного оборудования РБВЗ) до высокой стадии готовности к поворотному для нашей страны 1917 году был готов лишь АМО («Товарищество на паях автомобильного Московского общества»), основанный торговым домом «Кузнецов, Рябушинские», который взял военный подряд (ценой в 27 млн золотых рублей) на поставку 1500 ед. 1,5-тонных грузовиков FIAT-15ter. Не успевая со строительством к контрактному первому сроку сдачи продукции – 150 грузовиков в марте 1917 года (оборудование для завода приходилось завозить из САСШ и Сибирь – таким образом было получено порядка 500 новейших американских станков),
1.jpg

Завод АМО в начале 1917 года (слева уцелевшее до наших дней здание заводоуправления, справа механосборочные цеха)

Рябушинские закупили сборочные комплекты грузовых автомобилей в Италии и с весны 1917-го по весну 1919-го АМО грузовики FIAT 15ter собирались в Тюфелевой роще под Москвой из импортных частей (всего 1319 ед.). В дальнейшем, укомплектованный на 3/4 завод (национализирован ВСНХ в августе 1918 года и через год наряду с прочими недостроенными автозаводами включен в состав т.н. «Автотеста», с 1921 года – ЦУГАЗа) пять лет занимался ремонтом и восстановлением разношерстной автомобильной техники, доставшейся разоренной Гражданской войной стране. К концу 1922 года предприятие уже самостоятельно изготавливало до 75% деталей, включая всю силовую установку, 3-тонного американского грузовика White TAD (который даже называли Уайт-АМО) и намеревалось полностью его локализовать, но потом решение о выпуске собственной модели было изменено в пользу более востребованной полуторки Fiat, на которую имелась полная документация, включая и два контрольных образца грузовика FIAT 15ter. В 1922/23 хозяйственном году Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал АМО необходимые средства на реорганизацию производства, а недавно созданный Госплан в июне того же года определил для АМО производственное задание на 1923–1927 гг. По традиции тех лет 30 апреля 1923 года заводу АМО было присвоено имя итальянского коммуниста Пьетро Ферреро. Однако в условиях дефицита не столько оборудования, сколько инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадров перейти к производству полного цикла удалось только осенью 1924 года.
amo-f15_55.jpg

Первый АМО-Ф-15 с брезентовой крышей и пуском мотора исключительно «кривым стартером»

Первый грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1924 года, во многом благодаря энтузиазму самих рабочих (инженерный корпус инкорпорированный из «буржуазных спецов» был настроен гораздо критичнее). Последнюю 10-ю машины собрали и окрасили уже под утро 7 ноября и заводчане двинулись на демонстрацию на грузовиках, чья непросохшая краска еще прилипала к рукам. Тем не менее, именно эта автоколонна стала первой в послереволюционной стране не импортированной, собранной полностью своими силами, что стало знаковым явлением в восстанавливающейся за счет НЭПа стране.
amo-f-15.1926.jpg

АМО-Ф-15 сразу стали участвовать в автопробегах, которые подтвердили качество машин русской выделки

Уже 25 ноября, в полдень, на Красной площади был дан старт первого для советских автомобилей испытательного пробега по маршруту: Москва – Тверь – Вышний Волочек – Новгород – Ленинград – Луга – Витебск – Смоленск – Рославль – Москва, в который отправились три машины из первой десятки (№ 1, № 8 и № 10). Автопробег оказался вполне успешным, подтвердив вполне удовлетворительное качество продукции АМО. Серийное производство грузовиков АМО-Ф-15 началось с марта 1925 года – до конца года было изготовлено 113 машин, а в 1926 году – 342 полуторки.
В 1925 году завод АМО был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году его директором был назначен легендарный И.А.Лихачёв. Производство на АМО постепенно нарастало и к 1931 году было суммарно произведено 6383 (по другим данным 6971 ед.) АМО-Ф-15, из которых 2590 ед. пришлось на 1929/30 хозяйственный год.
amo-f15_5.jpg

К концу 1920-х поставки АМО стали более-менее стабильными – машины стали отгружать целыми эшелонами (фото 1928 года)

Параллельно совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл две модернизации. Так, первая модернизация (соответственно на АМО-Ф-15 второй серии 1926–192 гг.) принесла жесткую кабину с боковыми стеклами, внутренний рычаг стояночного тормоза, упрощенное рулевое управление, «сухое» двухдисковое сцепление, бензобак с вакуумным бензонасосом. Вторая модернизация (третья серия 1928–1931 гг.) дала аккумулятор, электрические фары, стартер и электрический клаксон, но от бензонасоса отказались и вернули бензобак на прежнее место выше двигателя, чтобы топливо поступало в карбюратор самотеком.
amo-f15_48.jpg

Шасси АМО-Ф-15СП (с двумя постами управления) для броневика БА-27, вытаскивает из непролазной грязи заводского двора гужевой роспуск с досками для кузовов

Конечно, далеко не все технологические и производственные процессы на АМО были отлажены и доведены хотя бы до минимально приемлемого уровня с точки зрения экономики. Так коленчатый вал первоначально «выделывали» не общепринятым методом ковки, а высверливали и вырубали зубилами из размеченной по контурам металлической отливки и потом доводили чистовой обработкой на станках. В результате себестоимость автомобиля, чья конструкция содержала большое количество деталей из цветных металлов, а значительная часть деталей и агрегатов и изготавливалась фактически кустарными методами, оказалась слишком велика: так, первый десяток автомобилей 1924 голу обошелся по 18 000 рублей за машину, второго поколения обходился в 12 786 рублей, а третьего – в 11 000 рублей.Хотя в 1927/28 годах себестоимость АМО-Ф-15 снизилась до 8500 рублей, в те же годы более совершенный по характеристикам грузовик Ford-АА в виде машинокомплекта с доставкой в СССР, стоил всего лишь 800–900 рублей (вот наглядный пример преимущества фордовской системы поточного конвейерного производства перед стапельной кустарщиной, от которой, впрочем, европейский автопром только начинал избавляться – авт.).
b884b2ds-1920.jpg

Стапельное производство наращивало объемы производства чрезвычайно туго и страна разворачивавшая индустриализацию уже никак не могла с этим мириться

Кроме того, масштабы стапельного производства были совершенно неудовлетворительными для страны, решительно разворачивавшей индустриализацию, и механизацию РККА. Уже в 1928 году необходимость кардинальной реконструкции завода и освоение современной модели грузового автомобиля (дальнейшее развитие конструкции Ф-15 – грузовик АМО-20 с повышенной до 2 т грузоподъемностью было признано бесперспективным) стали неотложной необходимостью, но это уже другая история.
2.jpg

Реконструкция литейного цеха АМО в 1930 году – заводская территория все еще в первобытном состоянии

amo-f15_12.jpg

На базе АМО-Ф-15 в 1927 году даже сделали с десяток штабных легковых автомобилей

Сам же АМО-Ф-15 свою историческую задачу выполнил, став как заменой разномарочному до предела изношенному парку грузовиков (и частично автобусов), так и школой для производственников и «эксплоатационщиков» (как тогда писали и говорили – авт.).
amo-f15_2.jpg

Первенец советского автопрома – полуторка АМО-Ф-15 исправно возила трудящихся и красноармейцев с конца 1920-х до середины 1930-х

Все АМО-Ф-15 будучи достаточно надежными, хотя и требовавшими трудоемкого обслуживания и тряские без нагрузки, тем не менее, отличались хорошей выносливостью и проходимостью, честно прослужили свой век (эта машина находилась в составе армейского автопарка и автомобильных учебных заведений до середины-конца 1930-х, а в пожарных частях прослужила и после Великой отечественной).
amo-f15_pozarnyj_avtonasos.jpg

В пожарных частях линейки и пожарные насосы на базе АМО-Ф-15 дотянули и до послевоенных времен

Недаром среди довоенных шоферов ходила поговорка: «Машина АМО – всем машинам мама».
AMOF15post.jpg
Делали на шасси АМО-Ф-15 и почтовые и 
AMOF15Bus.jpg
обычные и почтово-пассажирские автобусы,
amo-f15_meditsinskij.jpg
кареты скорой помощи (для которых подвеска АМО-Ф-15 оказалась недопустимо жесткой) и даже...
ba-27.jpg

первые советские серийные бронеавтомобили БА-27, которых в 1928–1931 гг. построили 215 ед.

Как минимум один экземпляр АМО-Ф-15, был бережно восстановлен заводчанами до ходового состояния еще к 50-летию советского автомобилестроения (фото на заставке – авт.) дожил до наших дней в заводской коллекции АМО ЗИЛ, которая, правда, в последние годы, в связи с банкротством предприятия, была передана распределена на хранение в разные организации.
amo-f15_1.jpg

Рентген-схема АМО-Ф-15 (рисунок Ю.Долматовского) показывает насколько просто и  в то же время рационально был устроен АМО-Ф-15 (габариты: 5,1х1,7х2,25 м, база: 3,07 м плавали в зависимости ото года выпуска)

Полуторка АМО-Ф-15 была адаптированной к отечественным дорогам итальянским грузовиком FIAT-15ter, уже успевшим поучаствовать как в итало-турецкой воне 1911-12 гг., так и на дорогах Первой мировой (для улучшения проходимости на нем уменьшили сильно выступавший маховик двигателя, кстати, он же служил и вентилятором, протягивая воздух от радиатора через моторный отсек при условии плотно закрытых боковин моторного отсека, а также усилили раму, в конечном счете объем переделок позволил присвоить автомобилю собственный индекс АМО-Ф-15 от Фиат-15). Интервалы обслуживания на АМО-Ф-150 не превышали 500 км, а шасси надо было шприцевать через 150-200 км, пробег до капремонта был всего 20-30 000 км.
amo-f15_8.jpg

Четырехцилиндровый мотор АМО-Ф-15 рабочим объемом 4,4 л выдавал всего 35 л.с., что не мешало ставить его на броневики и трехтонки Я-3 Ярославского завода 

  

Подписаться

Подписаться бесплатно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

	 На МЕФТ-2024 обсудили самые острые вопросы в сфере такси и городской мобильности

На МЕФТ-2024 обсудили самые острые вопросы в сфере такси и городской мобильности

Диалог таксомоторного бизнеса и власти в новой системе координат прошел на XII Международном Евразийском форуме «Такси»

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники

	 На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK

Шоу-стоппером выставки Comvex 2024 стал концептуальный тягач МАЗ-Х

Шоу-стоппером выставки Comvex 2024 стал концептуальный тягач МАЗ-Х

Огромный интерес у посетителей выставки коммерческого транспорта Comvex'24 вызывал гибридный концепт-трак МАЗ-Х


Возврат к списку