Данные по российскому парку грузовиков неутешительны
По данным ООО «Автостат Инфо» российский парк грузовиков на начало января 2018 года составил 3 млн 255,4 тыс. (по данным RAMR – 3 млн 535 тыс.) из которых на машины отечественных марок пришлось 2 мле 387,1 тыс. (73,3%), а на иномарки – 868,3 тыс. (26,7%).
По регионам грузовой парк распределился так: в Центральном ФО сосредоточено наибольшее количество грузовых машин страны – 24,2% или 788,9 тыс. из которых отечественных 567,9 тыс. (72% от регионального парка), а иномарок – 220,9 тыс. (28%); в Приволжском ФО – 18,3% или 597,1 тыс. из которых 498,1 тыс. (83,4%) отечественных и 99 тыс. (16,6%) иномарок; в Сибирском ФО – 15,1% или 491,7 тыс. из которых отечественных 359,6 тыс. (73,1%) и 132,1 тыс. (26,9%); в Уральском ФО – 9,9% или 321,5 тыс. из которых отечественных – 248,9 тыс. (77,4%) и 72,6 тыс. (22,6%) иномарок; в Южном ФО – 9,3% или 303,1 тыс. из которых отечественный парк составляет 234,5 тыс. (77,4%), а иномарочный – 68,6 тыс. (22,6%); в Северо-Западном ФО – 9,1% или 295,5 тыс. из которых отечественных машин 197,4 тыс. (66,8%), а иномарок – 98,1 тыс. (33,2%); Дальневосточном ФО – 7,9% или 258,5 тыс. из которых отечественных грузовиков – 110,9 тыс. (42,9%), а иномарочный парк составляет 147,5 тыс. (57,1%); Северо-Кавказский ФО – 6,1% до 199,2 тыс. из которых на отечественные марки пришлось 169,7 тыс. (85,2%), а на иномарки – 29,5 тыс. (14,8%). Итак, самый иномарочный регион, кстати, единственный, где импортные грузовики превалируют над отечественными в соотношении 4/7 к 3/7 – Дальневосточный, а самый патриотический с минимальной долей иномарок – Северо-Кавказский, где их лишь 1/7.
Наиболее массовые отечественные марки: КАМАЗ – 790,5 тыс. (доля 33,1% от отечественных марок и 24,3% от всего парка), ГАЗ – 766,4 тыс. (32,1% и 23,5%), ЗИЛ – 415,9 тыс. (17,4% и 12,8%), МАЗ (все еще считающийся отечественным) – 222,6 тыс. (9,3% и 6,8%) и «Урал» – 127,1 тыс. (5,3% и 3,9%).
Из иномарок наиболее распространены: Volvo – 89,7 тыс. (доля 10,3% от иномарочного парка и 2,8% от всего парка); MAN – 85,7 тыс. (9,9% и 2,6%); Isuzu – 76,5 тыс. (8,8% и 2,4%); Scania – 74,3 тыс. (8,6% и 2,3%); Fuso – 67,6 тыс. (7,8% и 2,1%); Mercedes-Benz – 67,5 тыс. (7,8% и 2,1%); Nissan Diesel – 62,9 тыс. (7,2% и 2,1%); Hyundai – 48,8 тыс. (5,6% и 1,5%); DAF – 40,3 тыс. (4,6% и 1,2%); Hino – 32,9 тыс. (3,8% и 1%).
Самые распространенные модели грузовиков в России (ТОП-10):
Самый распространенный в России на сегодня грузовик бензиновый 4,5-тонный ГАЗ-3307 (на фото битопливная газобаллонная версия ГАЗ-33075)
Самый массовый на сегодня в стране грузовик – rарбюраторный среднетоннажник ГАЗ-3307 (1989–2012) – парк 194,8 тыс. (доля в парке отечественных моделей – 8,2%, а в общем парке – 6%);
Второй по массовости грузовик в России – ГАЗ-53 (на фото поздняя модель ГАЗ-53-12 (1984-1993))
2-е место – его тоже карбюраторный предшественник ГАЗ-53 (1961–1993) – парк 154 тыс. (6,5% и 4,7%);
Третий по массовости грузовик России – строительный самосвал КАМАЗ-55111
3-е место – строительный 13-тонный самосвал КАМАЗ-55111 (1987–2012) – парк 117,2 тыс. (4,9% и 3,6%),
Четвертый по массовости и грузовик РФ – ГАЗ-52 (на фото бортовая версия ГАЗ-52-04 (1975–1989))
4-е место – 2,5-тонный ГАЗ-52 (1964–1993) – парк 108,7 тыс. (4,6% и 3,3%) в прежние времена считался малотоннажником;
КАМАЗ-5320 стал прорывом в деле дизелизации отечественного грузового парка в конце 1970-х, но многие машины бегают по дорогам и сейчас
5-е место – бортовой КАМАЗ-5320 (1976–2001) – 100,5 тыс. (4,2% и 3,1%);
Шасси КАМАЗ-65115 очень популярно у российских производителей надстроек (на фото с платформой строительного самосвала)
6-место – многоцелевое 17-тонное шасси КАМАЗ-65115 (с 1999–) – 82,3 тыс. (3,5% и 2,5%);
Пока в производстве остаются обе серии Урал-4320 (выпуск с 1977 года) и Урал NEXT (выпуск с 2015 года)
7-е место – внедорожный Урал-4320 включая поколение NEXT (с 1977/ 2014–) – 70,5 тыс. (3% и 2,2%);Много "Уралов" в европейской части страны используются именно как носители спецнадстроек, например автокранов
Знаменитый вездеход «шишига» ГАЗ-66 в идеальном состоянии остался, пожалуй, только у военных
Дизельный 4,5-тонный ГАЗ-3309 (выпуск с 1995 года) до сих пор популярен у коммунальщиков в регионах, а также в агропроме
Бортовой грузовик КАМАЗ-53215 т.н. поколения К2 (выпуска 1990-2000-х) до сих пор один из самых распространенных в стране
10-е место – бортовой 13-тонный КАМАЗ-53215 второго поколения (1995?–2013).
Эти грузовики не просто морально устарели, но подошли и даже перешагнули свой предел физического износа и их наличие в парке и, более того, продолжение транспортной работы возможно только за счет заботливых рук их, преимущественно, частных владельцев.
Самая популярная грузовая иномарка в России – Mitsubishi Fuso Canter (на фото более ранняя праворульная модель выпуска до 2012 года)
Популярность Mitsubishi Fuso Canter после начала ее сборки в Набережных Челнах увеличилась (суммарный парк с более ранними праворульными моделями равен 49,2 тыс.)
Вторая по популярности грузовая иномарка в РФ – Nissan Atlas (преимущественно праворульные модели выпуска до 2008 года) – парк 46,2 тыс.
Так, по данным RAMR российский парк грузовых автомобилей (3,54 млн) фактически поделен надвое между юридическими и физическими лицами. Так, по состоянию на 01.01.2018 года доля юридических лиц составляла 51%, а физических – 49%. В абсолютных числах это, соответственно, 1 млн 732 тыс. и 1 млн 803 тыс.
Характерной особенностью российского грузового парка юридических и физических лиц выступает их заметная разница по возрастной структуре. Если грузовики до 10 лет выпуска у физлиц не превышают 17%, то в парке юрлиц – почти треть или 31%. Автомобили в возрасте 11-20 лет занимают четверть в парке физлиц и 18% – в парке юрлиц. А, вот наиболее старые грузовики в возрасте свыше 20 лет у физлиц достигают 58% парка, а у юрлиц – 50%. В том числе машины в возрасте 21-25 лет – у физлиц составляют 14%, а у юрлиц – 9%, ну, а полные ветераны в возрасте свыше 25 лет (выпуска до 1993 года) у физлиц составляют 44%, а у юрлиц – 41%. В абсолютных числах парк 25-летних машин составляет 762 тыс. у физлиц и 739 тыс. у юрлиц. Как раз тогда (в 1992-1993 гг.) закончился сверхмассовый выпуск ЗИЛов, КАМАЗов и ГАЗов, каковые и составляют львиную долю столь старых грузовиков. Если для КАМАЗов и ГАЗов отечественная замена в лице серий КАМАЗ К3 и К4, а также «ГАЗон NEXT» имеется, то обширный парк марки ЗИЛ заменить на данный момент кроме импорта пока практически нечем – переразмеренный 7-тонный КАМАЗ-4308 не в счет, к тому же его выпуск просто мизирен (0,5-0,7 тыс. в год), а парк на сегодня составляет лишь 7,4 тыс.
Среднетоннажное шасси КАМАЗ-4308 из-за своей малосерийности никак не может претендовать на звание преемника ЗИЛа (на фото прототип шасси с электроприводом)
Ну, а парк «ГАЗон NEXT» составляет также пока лишь 14,1 тыс. – явно недостаточно для замены огромного парка среднетоннажных ГАЗов
И хотя, в линейке «ГАЗон NEXT» и заложена перспективная усиленная модель полной массой до 12 т, как раз предназначенная для замены базовых моделей ЗИЛ, масштабы ее производства явно будут недостаточны для сколько-нибудь динамичной замены парка ЗИЛов, разве что в наиболее ответственных сегментах, например, пожарной и аварийно-ремонтной техники.
Cтоличный парк грузовиков на начало 2018 года составлял почти 165 тыс. или 5,1% от общероссийского (3,26 млн). Российские марки в столице составляют 60,8% от парка (100,2 тыс.) против 73,3% в парке (2,39 млн) всей страны. Парк иномарок в Москве, соответственно, составляет 64,7 тыс. (39,2%) против 868,3 тыс. (26,7%) по РФ. За последние полгода именно их парк рост наиболее быстро: 3,8% против 1,8% у российских марок и 2,6% среднего показателя.
Грузовиков в возрасте 10 лет и более в столичном парке 85,3 тыс. или 51,7% против 2,45 млн (75,2%) в парке страны, что вполне рельефно отражает особенности именно столичного рынка. Соответственно кардинально отличаются и доли 3-летних, т.е. свежих грузовиков: 19,1 тыс. (22,4%) по Москве против 161,3 тыс. (менее 5%) по стране.
Среди марок наибольшая доля в столичном парке у КАМАЗа – 22% (36,3 тыс.), на втором месте ЗИЛ – 14,9% парка и 24,6 тыс., на третьем – МАЗ с долей в 10,6% (17,4 тыс.). Далее идет ГАЗ с долей 9,9% (16,4 тыс.). На пятом месте лучшая из иномарок – MAN с долей 5,9% (9,8 тыс.). Кроме того, в парке Москвы присутствуют как все оперирующие на рынке марки, так присутствовавшие в нем за последние, как минимум, десять лет. В Топ-30 марок китайские марки в сумме занимают 6,1% (3,5 тыс.) от парка иномарок. Соответственно «Большая европейская семерка» занимает в столичном иномарочном парке ровно 60% (38,8 тыс.), а в парке в целом – 23,5%.
Шасси КАМАЗ-65115 грузоподъемностью до 17,5 т очень популярно у столичных коммунальщиков
Наиболее распространенный грузовик в столице – базовый 15-тонный КАМАЗ-65115, парк которого составляет 7772 ед. или 4,7%,
|
|
Дефицит дальнобойщиков усугубляется ростом парка автопоездов
Диалог таксомоторного бизнеса и власти в новой системе координат прошел на XII Международном Евразийском форуме «Такси»
Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»
За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%
Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus
КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники
«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK