Российские ученые смогли продлить ресурс КАМАЗов

Российские ученые смогли продлить ресурс КАМАЗов

Российские ученые смогли продлить ресурс КАМАЗов

22.06.2022


Российская наука смогла предложить способ восстановления полуосей КАМАЗов


автор

Александр Климнов, фото автора и МИСиС


По данным НАПИ/RAMR по итогам первых пяти месяцев 2022 года рынок подержанных грузовиков сократился на 23,3%, и составил 83,9 тыс. машин.
Структура рынка существенно не изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
tab.jpg
Так, сократилась доля подержанных грузовых автомобилей возрастом до 3 лет (–1,8%), 8-10 лет (–2,2%), старше 20 лет (–1,7%). Больше всего выросла доля грузовиков в возрасте 11–15 лет (+3%).

На этом фоне тем более значимым выглядит достижение российских ученых из НИТУ «МИСиС», СГАУ имени Вавилова и Казанского национального исследовательского технологического университета, которые предложили технологию восстановления изношенных стальных деталей узлов ходовой части грузовых автомобилей, которая позволит обеспечить технический суверенитет авторемонтного производства. Стоимость восстановления изношенных деталей составит примерно 80% от средней рыночной цены новой.

Введенные против России экономические санкции затронули в том числе и отечественную автомобильную промышленность: под запрет попали поставки компонентов для производства и ремонта автомобилей. Среди пострадавших от санкций – грузовой гигант КАМАЗ.

На сегодняшний момент не существует ресурсосберегающих технологий, позволяющих качественно и надежно восстанавливать подверженные интенсивному износу детали наиболее нагруженных узлов грузовых автомобилей и тяжелой техники для дальнейшей повторной эксплуатации. К таким деталям относятся, например, полуоси задних мостов автомобилей КАМАЗ, испытывающие значительные нагрузки и при этом имеющие низкий ресурс. Существующие методы восстановления полуосей наплавкой непосредственно на изношенную поверхность сложны, дороги, не отвечают требованиям безопасности при эксплуатации, не подходят для потокового ремонта техники.

Ученые предложили технологию восстановления изношенных металлоемких деталей грузовых автомобилей методом горячей пластической деформации c предварительным нанесением нового, компенсирующего износ металла на нерабочую поверхность, которая позволит частично решить проблему дефицита запчастей для отрасли грузоперевозок.

Процесс восстановления включает в себя очистку изношенной детали, приваривание стыковой сваркой к торцу компенсирующего слоя, преддеформационный нагрев заготовки до температуры пластической деформации, штампование, отжиг поковки, обработку резанием до номинальных размеров, термообработку, что позволяет максимально приблизить физико-механические свойства восстановленной детали к требованиям завода-изготовителя, в 2 раза продлить срок ее службы и обеспечить безопасность эксплуатации.

Один из авторов исследования, заведующий кафедрой промышленного менеджмента НИТУ «МИСиС», к.э.н. Юрий Костюхин поясняет: «Учитывая данные экологических организаций о том, что исчерпаемых ресурсов железа хватит на 150 лет, а переплавка сданных в металлолом изношенных стальных деталей требует значительных расходов топлива, кислорода, воды и электроэнергии, следует обратить внимание на такой резерв экономии металла, как восстановление изношенных деталей, уменьшающее обратимые и необратимые потери металла, как в сфере эксплуатации, так и при производстве новых запасных частей».
1.jpg
В качестве опытных образцов исследователями были взяты полуоси ведущего моста КАМАЗа весом примерно 20 кг каждая, изготовленные из стали марки 47Mn8 и изношенные более чем на 70%. Выбор именно этой детали для восстановления не случаен: только в отдельно взятом аграрном регионе страны – Саратовской области, например, спрос на новые полуоси грузовых автомобилей составляет 2500 штук в год. Всего же в России в настоящее время эксплуатируется свыше 700 тысяч КАМАЗов.

В качестве источника компенсационного материала для наиболее изношенных частей узла были использованы фрагменты не подлежащих восстановлению аналогичных полуосей. После приварки компенсатора и удаления грата, восстановленная часть локально нагревается в соляной печи до температуры пластической деформации 1150–1120 °С. Затем нагретая деталь помещается в специальное штамповальное устройство, размещенное на рабочем столе 400-тонного гидравлического пресса, где происходит формообразование поковки с припусками на последующую механическую обработку.
2.jpg
Авторы исследования подсчитали, что восстановление только 2500 полуосей из Самарской области в год позволит сэкономить до 50 тонн высокопрочной стали, тем самым снижая нагрузку на окружающую среду. При этом стоимость восстановления одного узла составит примерно 7400 рублей при средней рыночной стоимости новой детали более 9000 рублей. Капитальные затраты, необходимые для приобретения кузнечно-прессового и нагревательного оборудования, составляют около 900 тысяч рублей. По оценке авторов, ежегодные расходы на восстановление 2500 полуосей ведущих мостов грузовых автомобилей составят примерно 4,5 млн рублей. Развернуть ремонтный цех можно за 1 год, а на самоокупаемость проект должен выйти примерно через 6 лет при рентабельности 18%.
MISIS.jpg
P.S. В условиях, фактически санкционной войны Запада против России каждая отечественная технология, позволяющая продлять ресурс автотехники, становится реальным вкладом в стабилизацию экономики страны.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Подписаться

Подписаться бесплатно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

МАЗ и бодибилдер «МАЗ-Купава» представили автобус МАЗ 281 сегмента VIP

МАЗ и бодибилдер «МАЗ-Купава» представили автобус МАЗ 281 сегмента VIP

В Белоруссии начинается выпуск микроавтобусов МАЗ-281 представительского класса

В России презентован новый малый газовоз на шасси Forland 3

В России презентован новый малый газовоз на шасси Forland 3

Газовоз на малотоннажном шасси Forland 3 с цистерной объемом 3500 литров стал первым в своей категории на российском рынке

«ГАЗон NEXT» получил систему курсовой устойчивости ESC

«ГАЗон NEXT» получил систему курсовой устойчивости ESC

Среднетоннажники «ГАЗон NEXT» теперь будут оснащать электронными системами активной безопасности ESC, ASR и HSA

Российский 5-осный вездеход АМТ 10х10 впервые показан на ПМГФ-2025

Российский 5-осный вездеход АМТ 10х10 впервые показан на ПМГФ-2025

Миасская компания АМТ создала уникальный промышленный сочлененный вездеход с колесной формулой 10x10 для решения самых тяжелых задач в самой непроходимой местности

Китайские грузовики марок SITRAK и HOWO снова разрешили

Китайские грузовики марок SITRAK и HOWO снова разрешили

Утверждена очередная программа корректирующих мероприятий для грузовиков SITRAK и HOWO концерна Sinotruk

У КАМАЗа появился новый логотип терминальной техники с морским коньком

У КАМАЗа появился новый логотип терминальной техники с морским коньком

Портовый тягач КАМАЗ Galleon получит собственную фирменную эмблему с морским коньком вместо Аргамака

«МБ Рус» запустит рестайлинговый микроавтобус Foton Toano T осенью

«МБ Рус» запустит рестайлинговый микроавтобус Foton Toano T осенью

«МБ РУС» намеревается присутствовать во всех сегментах легкой коммерческой техники


Возврат к списку