На рынке новых автобусов по данным ООО «Автостат Инфо» в декабре 2016 года произошел настоящий бум
На рынке новых автобусов по данным ООО «Автостат Инфо» в декабре 2016 года произошел настоящий бум – плюс 91,2% (+824 ед.) к аналогичному месяцу 2015 года, составив 1728 ед., а к ноябрю продажи подскочили на 60,7%! Конечно же, декабрь оказался и самым «тучным» месяцем для автобусов за весь 2016 год.
Сегмент отечественных марок в последнем месяце года показал рост на 91% (+799 ед.) до 1677 ед., а сегмент иномарок вырос на 96,2% (+25 ед.) до 51 ед. Часть иномарочных брендов при этом все же показала рост, а часть так и осталась на «фоновом» уровне, да еще с большим минусом. Всего же на рынке к концу года реально оперировали 16 автобусных брендов (отечественных и иностранных) против 14 брендов годом ранее. При этом на долю отечественных марок пришлось 97% рынка против 97,1% годом ранее, а доля иностранных брендов составила 3% против 2,9%, что, впрочем, было характерно и для всего года.
Регистрации автобусов на российском рынке по месяцам 2016 года
Большинство регионов по динамике продаж за 2016 год вышло в плюс, но трое так и остались в минусе. Так, за прошедший год Дальневосточный ФО благодаря росту в 2,2 раза (доля рынка 6,2%) из аутсайдеров переместился в лидеры, а на втором месте закрепился Центральный ФО с ростом на 77,3% (доля 33,4%), соответственно, на третьем – Северо‑Западный ФО с ростом на 43,1% (доля 11,7%). Середнички – Уральский ФО (доля 10,9%) и Сибирский ФО (доля 10,1%) показали рост, соответственно, на 14,4% и 9,8%. У Южного ФО (доля 6,7%) спад оказался минимальным, всего –0,3%, а вот у Приволжского ФО (доля 18,7%) и у Северо‑Кавказского ФО (доля 2,2%) сравнительно большим, соответственно, –22,1% и –26,7%.
В рейтинге за весь 2016 год лучшим по динамике с ростом в 6,3 раза стал Yutong, хотя и всего лишь с 57 реально проданными машинами. Второе место как по динамике, так и по продажам за ЛиАЗом с +76,6% (1845 ед.). Третье место за King Long (+73,3%, 52 ед.). На четвертом месте также и на рынке МАЗ с +55,6% (812 ед.), на пятом – Урал с +34,8% (306 ед.), далее – КАвЗ с +24,9% (366 ед.), ПАЗ с +18,3% (5836 ед. – и свое неизменное первое место на рынке). Скачок в конце года Volzhanin‑а все же позволил ему выйти в плюс, хотя и небольшой (+0,7%, 275 ед.). А, вот НефАЗ в плюс так и не вышел (–6,5%, 1057 ед. – 3‑е место по продажам). Замкнул Топ‑10 неожиданно Irisbus (–12,1%, 51 ед.). Таким образом, китайские автобусные бренды потихоньку начинают отталкиваться от дна, но до российских конкурентов им еще весьма далеко.
За 2016 год лидером по динамике стал «старый‑добрый» низкопольник МАЗ‑103 с ростом в 2,8 раза (до 174 ед.). На втором месте ПАЗ‑3204 с +48,1% (961 ед.), а на третьем – ПАЗ‑3203 с +44,8% (562 ед.). Далее следует вахтовка Урал‑3255 с +34,8% (306 ед.) и низкопольник ЛиАЗ‑5292 с +31,7% (768 ед.). Лидер продаж ПАЗ‑3205 (3691 ед.) с +16,2% лишь на 6‑м месте, а городской НефАЗ‑5299 с +0,7% (603 ед.) на 7‑м по динамике и 4‑м по продажам. Новый ЛиАЗ‑4292 (738 ед.) пока с нулем. ПАЗ‑4234 ушел в минус на 13,2% (540 ед.), а замкнувшая Топ‑10 вахтовка НефАЗ‑4208 – на 13,7% (295 ед.).
В Москве в декабре было реализовано 158 машин, что в 10,5 раз больше аналогичного месяца 2015 года. В их числе 65 ед. ЛиАЗ‑4292, 32 ед. ЛиАЗ‑5292, 30 ед. ПАЗ‑3204 и 14 ед. ЛиАЗ‑6213, а также 7 ед. ПАЗ‑3205 (рост в 7 раз) и 3 ед. Yutong 6119. Прочих марок и моделей продано по одной машине. За весь 2016 год реализация новых автобусов возросла почти в 5 раз (+394,8%) и составила 1524 ед. Самой популярной моделью стал ЛиАЗ‑5292 (рост в 9,1 раза до 670 ед.), а также новый ЛиАЗ‑4292 (277 ед.) и «гармошка» ЛиАЗ‑6213 (126 ед.). Соответственно, на долю бренда ЛиАЗ (1088 ед.) пришлось 70,9% рынка против 53,3% годом ранее. На долю ПАЗа (194 ед.) приходится, соответственно, 24,1% против 33,3%, ну, а прочие представлены единичными машинами. Так, все иномарки суммарно за 2016 год разошлись тиражом всего лишь в 34 ед. (2,2% рынка).
Такое увеличение реализации больших автобусов связано с масштабной передачей муниципальных маршрутов частным перевозчикам (Автолайну и проч.), которые и обеспечили флит‑закупки городских ЛиАЗов. Фактически единичные закупки утилитарных моделей ПАЗ для служебных перевозок обеспечили строительные (в том числе метростроители) и дорожно‑строительные компании, а разовые заказы импортных междугородных лайнеров (преимущественно китайских) – преимущественно спортклубы.
Новейший мидибус ГАЗ (ЛиАЗ)‑4292 пришелся «ко двору» на столичном автобусном рынке
В Санкт‑Петербурге в декабре реализована 171 машина: 55 ед. ПАЗ‑3203, 45 ед. МАЗ‑103 и 33 ед. ПАЗ‑3204, а также 17 ед. Volgabus 6271 и 11 ед. 52 701 и проч. За весь 2016 год рост продаж составил 58,3%, преимущественно модели ПАЗ‑3204 (130 ед. и рост в 2,4 раза).
ПАЗ‑3204 предлагают также в газовой версии
За весь 2016 год автобусный сегмент в целом восстановился на 21,4% (+1901 ед.) до 10 782 ед., при этом сбыт отечественных автобусов вырос на 23,8% (+2018 ед.) до 10 499 ед., а иномарки продолжили спад на 29,3% (–117 ед.) до мизерных 283 ед. и то за счет некоторого восстановления во второй половине года и особенно уже упомянутого декабря.
Рынок автобусов в России 2003–2017
Структура рынка автобусов в России с 2003 по 2017 год
Производство автобусов в России выросло на 14% до 41,5 тыс. из которых 32,1 тыс. отечественных и 9,4 тыс. иностранных брендов. Прогноз на 2017 год – рост производства на 4% до 43 тыс. из которых 33 тыс. отечественных и 10 тыс. иностранных брендов. Продажи автобусов в 2017 году могут возрасти на 9,8%.
Производство автобусов в России в 1990–2017 (данные АСМ‑холдинг)
Принципиальную роль в возобновлении положительного тренда на автобусном рынке, включая регионы, конечно, сыграли стимулирующие госпрограммы, особенно импортозамещающий (без всяких кавычек) запрет на приобретение госструктурами импортных автобусов. Сюда же надо отнести и масштабные программы обновления парка колесных транспортных средств (22,5 млрд руб.), льготы по приобретению нового подвижного состава автобусов в рамках программы газификации (3,3 млрд), льготного лизинга КТС (5 млрд), льготного автокредитования (11,3 млрд), субсидии на закупку городского электротранспорта (1 млрд), а также блок промышленных субсидий (80,4 млрд), компесацию процентов по инвестиционным кредитам (7,2 млрд) и поддержку экспорта (3,3 млрд). И, хотя, непосредственно на автобусный сегмент пришлась лишь часть этих льгот, но переоценить их значение невозможно, особенно для регионов. Кроме того, этот сегмент авторынка всей мощью своего бюджета поддержала столица за счет масштабной программы обновления парка.
Структура производства автобусов в России с 1990 по 2017 год (данные АСМ‑холдинг)
Объективно рынку есть куда расти, ведь свыше 90% парка автобусов оснащены двигателями ниже уровня Евро‑4, а машин старше 15 лет в нем свыше 45%. Средний же возраст автобусов по парку составляет 15 лет.
Парк автобусов на начало 2016 г.
Год 2016‑й увенчался первой российской выставкой BusWorld, проводившейся в «Крокус‑Экспо»
|
|
Дефицит дальнобойщиков усугубляется ростом парка автопоездов
Диалог таксомоторного бизнеса и власти в новой системе координат прошел на XII Международном Евразийском форуме «Такси»
Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»
За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%
Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus
КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники
«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK