Shell и Airflow Truck Company представили грузовой «Звездолет»
Shell и Airflow Truck Company представили грузовой «Звездолет»
Очередной концепттрак назван просто и без затей – «Звездолет» (Starship)
Александр Климнов, фото Shell
В марте 2018 года концерн Shell и компания Airflow Truck Company представили концепт инновационного грузовика Starship («Звездолет»), который призван продемонстрировать выдающиеся аэродинамические качества и топливную экономичность. Премьера концепта Starship состоялась на выставке в американском городе Атланте. Затем концепттрак демонстрировался на стенде Shell на выставке Shell Make the Future California в Сономе.
Проект Starship – представляет собой это важный шаг по повышению эффективности коммерческих перевозок и экономии топлива при параллельном сокращении выбросов CO2. Учитывая растущий мировой спрос на энергию, который по прогнозам к 2050 году увеличится вдвое, концерн Shell намеревается внести и свой необходимый вклад в радикальные изменения в глобальной энергетической и транспортной системе.
Проблема создания реально эффективного грузовика представляет собой сложный процесс с учетом больших размеров и массы, а также традиционно присущей североамериканским тягачам и прицепам консервативности в конструкции. Реализация проекта Starship потребовала свыше 18 тыс. часов работы в течение трех лет. При его создании специалисты Shell и Airflow Truck Company применили комплексный, улучшив как аэродинамические свойства кабины, так и повысив энергоэффективность за счет использования новейших технологий при производстве двигателей, а также синтетических масел Shell последнего поколения с пониженной вязкостью.
Кроме улучшения аэродинамики при создании Starship особое внимание было уделено также и облегчению массы грузовика. Так, например, кабина водителя выполнена на 100% из углеродного волокна. В комплект оснащения введены активные заслонки решетки радиатора, которые автоматически открываются, позволяя воздуху поступать в моторный отсек только в те моменты, когда это реально необходимо. В остальное время, когда излишнее охлаждение не требуется, заслонки автоматически закрываются, снижая аэродинамическое сопротивление и, тем самым, обеспечивая снижение расхода топлива.
Несомненным дополнительным преимуществом активных заслонок решетки радиатора выступает сокращение времени необходимого для прогрева двигателя в холодную погоду. Сужающаяся хвостовая часть автопоезда, его удлиненные боковые панели, нижние боковые и задние обтекатели также позволяют снизить коэффициент сопротивления воздуха.
Тягач Starship оснащен гибридной электрической осью – размещенной на месте третьей задней, подкатной оси тягача, которую оснастили электродвигателем и редуктором. Такая гибридная схема решение создает дополнительную мощность на подъемах, позволяя не нагружать дополнительно двигатель. Гибридная ось позволяет также осуществлять рекуперацию энергии при торможении, идущую на зарядку аккумуляторной батареи, соответственно, при торможении или затяжном спуске запас энергии заметно пополняется.
Введена также автоматическая система подкачки шин, что обеспечивает стабильное давление в шинах, необходимое для поддержания минимального расхода топлива. Использование современной системы управления двигателем и роботизированной механической коробки передач позволило добиться снижения рабочих оборотов двигателя (downspeeding), а это, в свою очередь, в сочетании со специально подобранными передаточными числами главного редуктора, обеспечивает лучшую топливную эффективность и высокую тяговую мощность.
Еще одним гаджетом Starship стало размещение на крыше полуприцепа достаточно мощной 5-киловаттной солнечной панели, которая подзаряжает основную 48-вольтовую аккумуляторную батарею тягача. Эта аккумуляторная батарея запитывает систему кондиционирования воздуха в кабине и инвертор на 120V для питания бытовых приборов во время стоянок. При помощи понижающего преобразователя постоянного тока, на выходе которого напряжение составляет 12V, осуществляется питание обычного бортового оборудования грузового автомобиля, как-то: светотехники, стеклоочистителей, электромоторов вентиляторов, датчиков, шкал и других электроприборов.
В движение концепттрак Starship приводит обычный 6-цилиндровым дизель Cummins X15 объемом 15 л мощностью 400 л. с. и МКМ=2508 Н•м.
В двигателе применено полностью синтетическое моторное масло Shell от подразделения Shell Lubricants с пониженной вязкостью 5W-30, соответствующее новейшей категории API FA-4. Пониженная вязкость масла(соответствует вязкости масла Shell Rimula Ultra E +), по сравнению с традиционным маслом SAE 15W-40 обеспечивает заметную экономию топлива.
Использование полностью синтетических масел и усовершенствованная технология присадок обеспечивают повышенную защиту двигателя от износа, коррозии и отложений, а также повышает экономию топлива при низких и высоких температурах. Кроме того, в Starship использованы полностью синтетические трансмиссионные масла Shell Spirax.
«Мы ищем такие проекты, как концепттрак Starship для того, чтобы Shell оставалась на переднем крае развития технологий и энергоэффективности. Работа с Airflow Truck Company и другими поставщиками дает подразделению Shell Lubricants возможность взаимодействовать с инновационными компаниями, чтобы изучить возможности прогресса в топливной эффективности », – сказал технический менеджер по инновациям Shell Lubricants г-н Роберт Мейнваринг. «На долю транспорта приходится более четверти всего потребления энергии в мире и одна пятая глобальных выбросов CO2, связанных с энергетикой: 72% из них падает на автомобильные перевозки, из которых, в свою очередь, значительная часть приходится на грузовые автомобили. Таким образом, повышение эффективности и экономии топлива в секторе коммерческого транспорта может привести к значительному прогрессу, направленному на сокращение выбросов. Проект Starship – своего рода эквивалент Shell Concept Car для грузовых перевозок».
В мае Starship совершает пробег от Калифорнии до Флориды, выступая наглядным примером передового подхода к эффективности и экономичности грузовых перевозок. Автопоезд 8 класса грузоподъемности нагружен максимально допустимым грузом в пределах допустимой общей массы транспортного средства 36 287 кг (80 000 фунтов).
Во время пробега будут замеряться экономия топлива и эффективность грузоперевозок (в тонно-километрах), чтобы потом огласить результат публично. Эффективность перевозок в тонно-километрах выступает основным показателем, который измеряется на грузовом прототипе Starship. Компании Shell и Airflow считают, что именно этот показатель – наиболее значимое выражение эффективности грузовых перевозок. Он определяется как энергия, необходимая для перемещения груза из пункта А в пункт Б. Максимальное увеличение нагрузки, которую несет опытный автопоезд, уменьшит общую экономию топлива, однако, улучшит эффективность грузоперевозки в тонно-километрах и уменьшит удельный выброс CO2 в расчете на каждую тонну перевезенного груза.
За опытным пробегом Starship можно следить в социальных сетях по хештегу #ShellStarship.