Московский газоперерабатывающий завод, принадлежащий компании «Газпром газомоторное топливо», открыл на своей территории (развязка МКАД и Каширского шоссе) первую в столице заправку сжиженным природным газом (СПГ или как пишут за рубежом LNG) типа мобильный комплекс (криоблок).
Установка обслуживает парк «Автомобильной компании – Мостранс», базирующейся в подмосковном Подольске. Данная компания в рамках обновления своего автопарка купила 25 седельный тягачей IVECO Stralis. Тягач оснащен криогенным баком емкостью 200 л, так что с учетом баллона для КПГ (сжатого метана) общий запас хода достигает 900–1000 км. Время заправки сжиженным метаном составляет ~20 мин.
Причем, это только первый этап газификации автопарка транспортной компании, которая намеревается довести общий парк ТС на газомоторном топливе до 125 ед., которые будут обслуживать контейнерные перевозки в Москве и Московской области.
Мобильный комплекс (криоблок) представляет собой малогабаритную установку, которая объединяет в себе блок сжижения газа и модуль для заправки автомобилей. Все оборудование помещается в 45-футовый контейнер, производительность комплекса – 600 кг СПГ в час. Таким образом, криоблок обслуживает в час три автомобиля, а за сутки порядка 70 газомоторных машин. На сегодня стоимость кубометра (литра) СПГ составляет ₽25,5.
Справка: производство сжиженного природного газа (СПГ) на сегодня – один из самых быстрорастущих секторов мирового рынка энергоресурсов. Согласно прогнозам специалистов к 2020 году поставки СПГ увеличатся почти вдвое и достигнут около 45% от международной торговли природным газом. Во всем мире производство и применение СПГ стремительно росло в течение трех последних десятилетий, и к настоящему времени его доля в общем потреблении газа развитыми государствами, например, в Японии достигает 75%, а США – 25%. СПГ активно используется за рубежом в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания автомобилей, морских и речных судов, локомотивов и вертолетов. По оценке компании «Газпром газомоторное топливо» наибольший опыт по применению СПГ имеется именно в США, где в настоящее время на сжиженный метан переведено 25% муниципального автотранспорта, 600 карьерных самосвалов, а также автобусы, морские и речные суда, тепловозы и другие транспортные средства. Работы по внедрению этого перспективного вида топлива разворачиваются и в России, для которой именно СПГ, специалистами признается наиболее перспективным, по крайней мере, на ближайшие 25-35 лет.
Производство сжиженного природного газа представляет собой процесс перевода природного газа в жидкое состояние при температуре ниже критической. Природный газ состоит в основном из метана, имеющего низкую температуру кипения в связи с чем перевод его в сжиженное состояние требует сравнительно больших энергозатрат необходимых при использовании криогенных технологий. В процессе сжижения природный газ проходит стадии подготовки ( как правило абсорбционная очистка и осушка), охлаждения, конденсации и охлаждения сконденсированной жидкости до температуры кипения, дросселирования и накопления в системе хранения готовой продукции (см. схему).
Транспортировка СПГ с приемных терминалов и заводов по производству сжиженного природного газа осуществляется морским, железнодорожным и автомобильным транспортом с использованием стандартных (ISO) танк - контейнеров, специализированных цистерн и криогенных полуприцепов.
Наиболее широкое распространение в последнее время получили 20- и 40-футовые танк-контейнеры, оптимально приспособленные для мультимодальных перевозок.
Использование криогенных полуприцепов с вакуумно-перлитовой, полиуретановой, многослойной и комбинированной изоляцией ёмкостью до 54 000 литров сжиженного природного газа позволяет создать гибкую и эластичную систему доставки СПГ до потребителя.
МГПЗ осуществляет производство, поставку, монтаж и пуско-наладочные работы по вводу в эксплуатацию заводов по производству сжиженного природного газа производительностью до 200 т/сут. Кроме того, МГПЗ производит строительство систем хранения и отпуска потребителям природного газа.
С 14 июня на трассе М-11 стартовал первый этап проекта «Беспилотные логистические коридоры» – запущено движение беспилотных магистральных тягачей КАМАЗ
Принадлежащие Toyota и Daimler производители грузовиков и автобусов Hino и Mitsubishi Fuso объединяются для выпуска водородного коммерческого транспорта