Таксисты получат собственный закон

Таксисты получат собственный закон

Таксисты получат собственный закон

13.06.2019


Госдума готовит законопроект о регулировании работы такси


автор

Александр Климнов, фото автора


Очень нужный законопроект о работе такси прошел пока только первое чтение, но ряд предложенных поправок в нем грозит новыми неприятностями таксистам, как будто им итак мало проблем.
Рынок таксомоторных перевозок по данным исследования BusinesStat вырос за последнюю пятилетку двое – до ₽633 млрд. Как следствие выросло количество таксистов и обострилась конкуренция, так средняя стоимость поездки по стране снизилась с ₽313 до ₽260, т.е. почти на 17%. Да, конечно, IT-технологии вроде специальных сервисов по заказу такси здорово упростили жизнь клиентам, что также привело к росту спроса на данный вид общественного транспорта. Но вот роль, точнее цена, которую взяли на себя посредники между клиентами и таксистами вызывает весьма нелицеприятные вопросы у наших законодателей. На сегодня в соответствии с регулирующим деятельность такси законом №69-ФЗ от 21 апреля 2011 года нет даже самого понятия «агрегатор», а они уже фактически владеют этим рынком, рассчитывая стоимость поездок и определяя размер комиссии за свои «услуги»! В результате большая часть таксистов работает на нескольких агрегаторов и хронически перерабатывая попросту не высыпается, попадая в аварии.
Член профильной рабочей группы комитета Госдумы по транспорту и строительству Юрий Нагерняк считает, что агрегаторы – именно что участники перевозок, которые должны нести ответственность за здоровье и безопасность пассажиров: «Это подтверждается практикой Евросоюза, в частности решением Суда Европейского Союза в отношении компании Uber, которым агрегатор был признан участником перевозки, ответственным за ее осуществление».
Нагерняк вполне резонно полагает, что агрегаторы либо должны отказаться от формирования цен, либо делать это исходя из себестоимости поездки и предоставляемых информационных услуг, т.е. снова найти берега для своей жадности: «Комиссии в 30 процентов не может быть ни при каких условиях. Это повысит доход водителей и избавит их от сверхурочной работы».
Глава комитета Евгений Москвичев утверждает: «Теперь оператор не будет забирать себе 20-30 процентов от стоимости заказа, как это было раньше, а будет получать не более двух-трех процентов», уточняя, что разработкой методики расчета цен для каждого региона должны заниматься Министерство транспорта и Федеральная антимонопольная служба.
Впрочем, некоторые считают, что это не по рыночному, так, например, Замглавы столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дмитрий Пронин считает, что тарифы относятся именно к компетенциям таксомоторных компаний или непосредственно частных водителей. А, вот задача агрегаторов – доносить данную информацию клиентам-пассажирам, которые сами выберут наиболее подходящего для них перевозчика.
Сами агрегаторы (например «Яндекс.Такси» и Uber) уже идут таким пожеланиям навстречу – еще с конца 2017 года они ввели страхование пассажиров и водителей: на время поездки каждый ездок в автомобиле, застрахован на сумму ₽2 млн. При ДТП сотрудники компании должны связаться с пострадавшими и помочь оформить документы для компенсации.
Еще одна инициатива компании — камера контроля усталости водителей, анализирующая уровень их внимательности почти по 70 точкам на лице. Выявив сонливость, камера подает специальный сигнал. В будущем ее свяжут с таксометром и научат закрывать смену уставшим водителям. Уже до конца этого года такими устройствами оснастят пять тысяч автомобилей.
Кроме того, с прошлого года агрегаторы «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и «Везет» реализуют совместный пилотный проект по контролю времени нахождения машин на линии.
20160325_164456.jpg
Пресс-служба «Яндекс.Такси» сообщает: «У нас нет возможности контролировать, что делает водитель, когда не выполняет заказы нашего сервиса: отдыхает, принимает заказы других агрегаторов или работает «от борта». Поэтому еще в 2018 году мы обратились к другим сервисам с предложением наладить обмен данными».

Специальными алгоритмами предполагается также выявлять тех таксистов, которые закрывая смену в одном агрегаторе и тут же открывают ее в другом. Сейчас эта система тестируется в Москве, Московской области и Ярославле. Представители агрегатора «Везет» утверждают, что более половины перевозчиков работают в ночные часы и многие жалуются на усталость глаз. Поэтому для них предусмотрели специальный «темный» режим экрана навигатора с более комфортной цветовой гаммой. За первый месяц новинкой воспользовались уже 40% водителей, а это косвенно подтверждает количество «переработчиков».

А, вот претензии депутатов к происхождению и гражданству водителей, которые требуют, чтобы и таксисты и агрегаторы были исключительно российского происхождения. Компании с зарубежной регистрацией считают, что такое требование приведет к ограничению конкуренции и росту цен.
Глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов считает: «Во-первых, такие планы противоречат задачам по улучшению инвестиционного климата в стране. Во-вторых, искусственное сужение рынка незамедлительно приведет к росту цен. Не исключаю, что на место изгнанных конкурентов придет «избранный» монополист, который примется диктовать свою ценовую политику. В итоге такси снова может стать транспортом для богатых».

Однако государству будет проще контролировать агрегаторов в плане их манипуляций персональными данными водителей и клиентов. Так «Яндекс.Такси» надеется убедить законодателей открыть им доступ к различным базам данных о водителях.
В «Яндекс.Такси» считают: «Онлайн-сервисам нужны доступы к базам данных с достоверной информацией. Например, реестр актуальных водительских удостоверений, реестр электронных путевых листов, которые выписываются водителю, если он прошел телемедицинский осмотр, реестр разрешений и так далее. Далеко не все базы данных существуют в машиночитаемом виде. А именно он нужен, чтобы сервисы имели возможность хотя бы частично нести ответственность за то, что требует от них регулирование. Без этого законопроект выглядит неэффективным».

В ограничениях для иностранных водителей видят проблему далеко не все агрегаторы. Так сервис «Везет» считает: «Их доля в базе активных перевозчиков в нашем сервисе совсем невелика. В крупных городах – не больше 1%, а в пунктах с населением менее 300 тысяч – не более 0,3%. Поэтому драматического уменьшения активных перевозчиков мы не ждем». Сервис «Ситимобил» считает примерно также.
С прошлого года, когда законопроект был принят в первом чтении, рабочие группы по этому вопросу не собирались, но Евгений Москвичев утверждает, что обсуждение поправок с представителями отрасли состоится в ближайшее время: «Думаю, в комитете по этому законопроекту пройдет еще три-четыре рабочих группы, и в конце июня – начале июля мы отдадим его в Правовое управление Госдумы на обсуждение. Если быстро все пройдет, примем до конца сессии в июле. Не получится – рассмотрим окончательно в сентябре».

P.S. Вот и разгорелась война с агрегаторами. Цифры комиссий за, в сущности, пустяшную информационную услугу в 20–30% от цены заказа просто вызывают оторопь, что называется – хорошо устроились! Фактически таксисты сегодня работают на них, а не на себя. Так что закон об агрегаторах таксомоторных услуг категорически нужен – на сегодня таксисты получились едва ли самой эксплуатируемой категорией трудящихся. Кроме того на них сыплются все видеофиксируемые штрафы, причем, особенно «великолепен» 3-тысячный штраф за превышающую 10 секунд (!) в зоне запрета остановки. Ну, а попробуйте-ка посадить-высадить инвалида или пассажира с ребенком?! Причем клиентов на такие места с запретом остановки наводят сами агрегаторы, имеющие свой «комиссионный» процент с оплаты штрафов водителями. Если это не беспредел, то что это?! Такое ощущение, что именно таксистов, сделали подлинными козлами отпущения, которым позволено лишь вкалывать круглосуточно за кусок хлеба. И это еще не все – даже покупка лицензии не дает нынешнему таксисту основания почувствовать себя спокойно – его лицензию спокойно могут перепродать еще и не один раз, а штрафы за нарушения такси-двойников будут приходить первому законному обладателю лицензии. Так, что я совершенно не удивляюсь протестным акциям среди таксистов – их просто-напросто загнали в угол.

Подписаться

Подписаться бесплатно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В России нарастает дефицит водителей-дальнобойщиков на фоне расширения парков

В России нарастает дефицит водителей-дальнобойщиков на фоне расширения парков

Дефицит дальнобойщиков усугубляется ростом парка автопоездов

	 На МЕФТ-2024 обсудили самые острые вопросы в сфере такси и городской мобильности

На МЕФТ-2024 обсудили самые острые вопросы в сфере такси и городской мобильности

Диалог таксомоторного бизнеса и власти в новой системе координат прошел на XII Международном Евразийском форуме «Такси»

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники

	 На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK


Возврат к списку