Российский производитель ТОНАР из подмосковного Ликино-Дулево известный, прежде всего, прицепной техникой, показал 18 мая своим клиентам и представителям специализированных СМИ новейший 60-тонный карьерный самосвал серии 7501.
Ввиду эксклюзивности такой техники для российских производителей ТОНАР уже не первый год ставит национальные рекорды по грузоподъемности. Например, более ранний бескапотный карьерник ТОНАР-45251 (клон одной из китайских моделей, но с отечественным двигателем, рамой, подвеской и кузовом) перевозил 40 тонн, прошлогодний капотник также под индексом «45251» был также 40-тонной грузоподъемности, а вот на представленной новинке грузоподъемность поднята сразу в 1,5 раза – до 60 тонн.
Весьма внушительная машина с габаритами 10,4х3,63х3,81 м (только передний свес выходит за пределы передней оси на два с лишним метра) была представлена в двух вариантах с кузовами для перевозки угля и руды. Угольный вариант теперь вмещает 48 кубов (на 40-тоннике – 35 кубов), а для перевозки скальной породы – 27 кубов (22,5 кубометра).
Полная масса ТОНАР-7501 составляет 27,5 тонн и это при грузоподъемности в 60 тонн! У 40-тонника «45251» собственная масса составляет 24,2 тонны, что говорит о гораздо лучшем коэффициенте тары именно у 60-тонной машины. Для такого тяжелого автомобиля пришлось применить кроме более грузоподъемных 35-тонных (вместо 25-тонных) ведущих мостов производства китайской фирмы Hande Axle также и 17,5-тонный управляемый мост (вместо 13-тонного).
Зато прочие узлы и агрегаты вроде кузова, рамы и подвески (спереди пневморессорная, сзади – на четырех вертикальных резиновых упругих элементах и продольных тягах с резинометаллическим шарнирами) разработаны самим производителем. Такая подвеска значительно выносливее традиционной шарнирно-балансирной, а также проще пневматической, слишком чувствительной к морозам.
Капотная схема предпочтительна в плане свободы установки разных силовых агрегатов (на представленных машинах стояли рядные 6-цилиндровые дизели Cummins QSX 15 объемом 15 л и 7-ступенчатая АКП Allison 4700 с интегрированным ретардером, который значительно экономит ресурс рабочих тормозов при длительных спусках).
Кабина теперь полностью разработана самим ТОНАРом и стала 2-местной. Качество исполнения вполне приличное для такой техники. На панели выделяется солидный рычаг управления ретардером, предусмотрено место для крепления смартфона, который также может быть монитором системы управления парком. Под ним блок управления АКП, а еще ниже красные предохранители рычажков механизмов блокировок межосевого и межколеснх дифференциалов.
Первый экземпляр углевозного ТОНАР-7501 уже продан и будет работать в Кемерово на угольном разрезе, где ранее нашли применение 40-тонные капотные самосвалы ТОНАР-45251.