В Музее ГОН прошла презентация восстановленного советского междугородного автобуса ЗИЛ-127

В Музее ГОН прошла презентация восстановленного советского междугородного автобуса ЗИЛ-127

В Музее ГОН прошла презентация восстановленного советского междугородного автобуса ЗИЛ-127

16.02.2024


В Музее ГОН презентован второй ходовой экземпляр первого советского междугородного автобуса ЗИЛ-127


автор

Александр Климнов, фото автора, autohis.ru, benderlogblog.livejournal.com, rcforum.ru



В 53-м павильоне ВДНХ в «Музее ГОН» 15 февраля 2024 года прошла презентация восстановленного первого советского междугородного автобуса производства Завода имени Сталина – ЗИЛ-127, приуроченная к 70-летию его выпуска.

Первая попытка создать полноценный советский «междугородник» не уступающий импортным аналогам началась в 1951 году. Создание новой модели, которой присвоили цифровой индекс «127», поручили конструкторскому бюро автобусов, возглавлявшемуся А. И. Израэль-Скерджиевым. Вместе с ним над машиной трудились Р. Г. Пископель, Г. В. Битт, М. И. Фридман, Е. А. Степанова, В. А. Прокофьев, В. З. Киселев, В. Т. Потанин, Н. В. Кугель и другие инженеры, включая легендарного уже тогда В.А.Грачёва
ZIS-127_prototype.gif

Дизайн и конструкция опытного ЗиС-Э127 1953 года отличалась от последующих предсерийных образцов и серийной модели весьма существенно 

В начале 1953 года на испытания отправилась пара экспериментальных заднемоторных прототипов ЗИС-Э127, каждый из которых был рассчитан на перевозку 41 пассажира. Осенью 1955 года были собраны опытные образцы №4 и №5, в которых устранялись указанные на приемочных испытаниях замечания. Эти машины уже были максимально приближенны к тем, которые впоследствии пошли в серию.
Zastavka_1.gif
Первая партия из 30 товарных автобусов ЗиС-127 была собрана к декабрю 1955 года. Автобус ЗиС-127 (в 1956-м завод стал называться Завод имени Лихачёва, а модель, соответственно, переименовали в ЗИЛ-127) производился с 1955 по 1961 год. Всего было произведено 851 машина этой модели, причем, в нескольких сериях, отличавшихся количеством боковых окон, задней частью кузова и прочими деталями.
SAM_0063.gif
Автобус с габаритами 10,22х2,68х3,06 метра, созданный по подобию американского «коуча» Pacific Greyhound (GMC PD-3751), в подражание которому был оснащен гофрированными бортами кузова и обильной хромированной деталировкой, был рассчитан 32 пассажира (16 двухместных кресел), а под его полом были размещены багажные отсеки из-за чего пол салона был поднят над дорогой на 935 мм) и оснащался двухтактным 7-литровым 180-сильным дизелем ЯАЗ-206Д, расположенным в заднем свесе, причем, поперек кузова.
SAM_0017.gif
Он агрегатировался с 4-ступенчатой механической коробкой передач. На ЗИЛ-127 впервые в отечественном автопроме были применены независимые контуры тормозов переднего и заднего мостов.

Кабина водителя, отделенная от салона металлической перегородкой со шторками окон,
SAM_0033.gif
оснащена мягким сиденьем, а приборы (спидомер градуирован до отметки в 120 км/ч, хотя паспортная скорость машины только 95 км/ч, но некоторые лихачи, говорят, разгонялись и до 110 км/ч) оформлены хромированными окантовками,
SAM_0036.gif
а также панелью лампового радиоприемника модели «А-5» на торпедо,
SAM_0037.gif
отличается отличным обзором, однако,
SAM_0025.gif
размещенный почти в горизонтальной плоскости руль, напоминает, что в середине ХХ века эргономика делала только первые шаги.
SAM_0030.gif
Салон междугородного автобуса был оснащен креслами авиационного типа с откидными высокими спинками, багажными полками и ламповым освещением. Достаточно скоростная и буквально по-авиационному комфортная для тех времен машина полюбилась неизбалованным удобствами советским пассажирам и долгие годы успешно работала на самых дальних междугородных трассах.
SAM_0065.gif

На стенде представлена инсталляция из проспектов ЗИЛ-127 «Автоэкспорта» – советский автобус поставлялся в несколько стран, например, Египет и Саудовскую Аравию

В те годы комфортабельный и выносливый к дальним поездкам ЗиС(ЗИЛ)-127 был суперсовременной машиной и без преувеличения воспринимался как своего рода дорожный аналог первого советского реактивного авиалайнера Ту-104
bYBgUeWGOxc.gif

Аэроэкспрессы были уже в 1960-х – и ЗИЛ-127 прекрасно справлялся с этой функцией

и был полноправным автобусным флагманом всего советского автопрома.
SAM_0048.gif
Однако, слишком большая габаритная ширина (свыше 2,6 м), к тому же не соответствовавшая международным стандартам (CCCР тогда присоединился к международной конвенции по дорожному движению, ограничивавшей ширину ТС строго 2500 мм), сложности переноса производства автобусов со столичного ЗиЛа на завод в Ликино-Дулево (Ликинский автобусный завод –ЛиАЗ), а также переориентация Госплана СССР на импорт междугородных автобусов из Венгрии (в те годы, прежде всего, моделей Ikarus 55 и 66), а также привела к досрочной остановке производства ЗИЛ-127.
zis-127_42.jpeg
Автобусы ЗИЛ-127 эксплуатировались до 1970-х, но до настоящего времени их уцелело всего 4 ед. из которых до состояния «на ходу» были восстановлены всего две машины, включая только что презентованный (а еще один ЗИЛ-127 был восстановлен в Риге).

На восстановление данного экземпляра ЗИЛ-127 потребовалось свыше пяти лет. Работы велись командой «МакАУРУС», которая сейчас унаследовала все технологии и компетенции МСЦ № 6 ЗИЛ (цеха столичного завода по изготовлению, реставрации и обслуживанию легковых автомобилей марок ЗиС и ЗИЛ, закрытого в 2016 году).

Реставраторам пришлось вновь изготовить порядка 90% его кузовных деталей, а двигатель был капитально отремонтрован. Передний мост подошел от одной модели ЛАЗа, а задний был откапитален. В трансмиссии сохранился оригинальный угловой редуктор.

Один из реставраторов – инженер Владимир Чуркин отметил: «У него исправные тормозная система, рулевое управление, двигатель, коробка, трансмиссия. Мы на нем ездили, к сожалению, немного, но он ездит, рулится, тормозит».
SAM_0008.gif
Итог их блестящей в прямом и переносном смысле работы и был представлен СМИ. Исторически точная и скрупулезная работа реставраторов первого советского «коуча» предстала во всей красе. А ее представление сопровождалось актерскими скетчами в костюмах 1960-х.

Кстати, возрожденный ЗИЛ-127 уже заявлен в числе участников очередного «Парада ретро-транспорта» в Санкт-Петербурге 18 мая 2024 года

P.S. Интересно, что ЗИЛ-127 послужил базой для единственного в стране газотурбинного автобуса «Турбо-НАМИ-053» с многотопливным 350-сильным ГТД в качестве основного силового агрегата (что было вдвое мощнее базового дизеля) и развивал максимальную скорость свыше 160 км/ч (ее ограничивали только скоростные возможности шин). Единственный опытный экземпляр такого автобуса был построен в 1959 году.
nami-053-1-autohis.gif
Продолжения данный эксперимент не имел, так как выявил все недостатки ГТД – слишком большой расход топлива, высокую шумность, плохую приемистость (медленное раскручивание турбины) и быстрое загрязнение от дорожной пыли.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Подписаться

Подписаться бесплатно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

На 101-м году жизни умер конструктор знаменитых грузовиков «Урал» – Анатолий Иванович Титков

ГК «СТТ» представила на TransRussia'24 серийный магистральный тягач «Валдай 45»

ГК «СТТ» представила на TransRussia'24 серийный магистральный тягач «Валдай 45»

На выставке «TransRussia 2024» компания ГК «СТТ» показала серийный седельный тягач «Валдай 45» рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 45 тонн

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Микроавтобус «Соболь NN 4WD» прочат в конкуренты ульяновской «буханке»

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

Обновленный электробус ЛИАЗ-6274 получил на треть более емкую АКБ, электрообогрев салона и много других усовершенствований

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Серия LCV Sollers пополнилась удлиненной версией Argo-L с 3-метровой базой

На бывшем заводе «Вольво Восток»в Калуге нарастает производство грузовиков марки Kaluga Next

На бывшем заводе «Вольво Восток»в Калуге нарастает производство грузовиков марки Kaluga Next

В 2024 году в Калуге предприятие АО «АМО» намечает произвести 2 тысячи грузовиков Kaluga Next


Возврат к списку