Главная

Водителям прикрепят КБМ

Водителям прикрепят КБМ

Реформа ОСАГО продвигается к согласованию


автор

Александр Климнов, фото автора, графики РАНЧиГС и РОМИР



Сегодня в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция по итогам парламентских слушаний (в нижней и верхней палатах парламента) по «Совершенствованию Федерального закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств».
SAM_9984.jpg
В числе участников пресс-конференции (на фото слева направо) были: заведующий кафедрой «Фондовый рынок и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела РАНЧиГС Константин Корищенко, президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, координатор Общества синих ведерок Петр Шкуматов и руководитель количественного департамента Исследовательского холдинга РОМИР Светлана Поликанина.
Urgens.jpg

И.Г.Юргенс

В ходе пресс-конференции были высказаны ряд интереснейших моментов и цифр, важных для понимания современного состояния и вектора перспективного развития рынка ОСАГО, а также его влияние на статистику ДТП и менталитет российских водителей в целом.
Ufimcev.jpg

Е.В.Уфимцев

Так по данным РОМИР 50% ДТП совершают всего 5% водителей (т.е. примерно 1,5 млн из 3 млн ДТП в год по стране), как раз и вынуждая страховые компании нести основные расходы. Соответственно именно на них должна быть направлена (так и хочется написать «карающая длань закона»), т.е. повышенных КБМ (по возрасту и стажу) ОСАГО.
Shkumatov.jpg

П.М.Шкуматов

Пока же по словам Петра Шкуматова получается парадоксально-несправедливая ситуация, когда законопослушный водитель с большим стажем безаварийной езды вынужден платить в разы большие премии, а водитель-разгильдяй с пониженной социальной ответственностью, даже в случае судимости по статье 264 (повторное вождение в пьяном виде) платит минимальные суммы за ОСАГО, например, в Крыму (для данной области принят через чур щадящий понижающий коэффициент равный 0,6). При этом такие опаснейшие нарушения как повторный проезд на красный свет и т.д. никак в расценках на ОСАГО не сказываются.
Kornichenko.jpg

К.Н.Корищенко

А, вот, мощность мотора страхуемого автомобиля никак на статистике аварийности не сказывается, что также служит дополнительным аргументом за пересмотр существующей практики обложения повышенными страховыми премиями и налогами именно владельцев мощных авто.
SAM_9903.jpg

«Этапы большого пути» истории ОСАГО в России (из доклада К.Н.Корищенко)

Так, главным тезисом, высказанным Игорем Юргенсом и развитым Евгением Уфимцевым, а также горячо поддержанным Петром Шкуматовым и подтвержденным приведенными Светланой Поликаниной результатами общественных опросов автомобилистов, проведенных РОМИР, стало то, что в реформа ОСАГО (включая либерализацию рынка) давно не только назрела, но и перезрела, а также то что КБМ, вводимые с января следующего года полностью отвечают представлениям общественности о социальной справедливости. Тарифы ОСАГО должны быть пересмотрены в сторону дифференциации повышающих и понижающих коэффициентов для экстремалов и законопослушных водителей, которые на сегодня фактически по принципу «битый небитого везет» расплачиваются за художества агрессивного меньшинства, выявление которого, кстати, на сегодня никакой технической и организационной проблемы не представляет. Даже водитель-новичок всего за три-четыре месяца уже полностью выявляет свой индивидуальный стиль вождения, позволяющий потом корректировать его поведение как раз через КБМ. Минфин на слушаниях также предложил увеличить сумму выплат по ОСАГО до ₽1 млн или даже ₽2 млн, но пока что в качестве добровольной для водителей меры (соответственно, сопряженной с увеличением страховой премии).
SAM_9908.jpg

Границу безубыточности ОСАГО прошла еще в III квартале 2016 года

Кроме того, было отмечено, что рынок ОСАГО испытал три года назад шоковый период из-за падения курса рубля на 18%, вызванного антироссийскими санкциями, что привело в том числе и к уходу страховых компаний из ряда регионов, вызвав тем самым физический дефицит полисов в отдельных регионах, напоминающий по словам Игоря Юргенса о временах тотального дефицита при СССР.
SAM_9913.jpg

Рынок ОСАГО сокращается как абсолютно, так и относительно

Впрочем, пока что за счет ухода от монополизма и возрастающей конкуренции между страховыми компаниями, позволившей снизить цены полисов ОСАГО примерно на 15%, а также стабилизации курса рубля и экономики в целом, еще сохраняется некоторый «запас прочности» для страховщиков (при том, что только в 2017 году прямой убыток по ОСАГО для страховых компаний составил по данным ЦБ порядка ₽15 млрд), но нынешняя планка в 10% вверх и вниз от базового тарифа не позволяет страховщикам компенсировать свои потери в случае резкого изменения курса рубля, от чего Россия пока не гарантирована ввиду возможного ужесточения санкций.
SAM_9911.jpg

Наиболее «токсичные» для ОСАГО регионы лидируют и по количеству убытков от «автоюристов»

Кроме того, в ряде регионов количество страховых случаев значительно превышает другие регионы, в результате применения нынешних региональных коэффициентов получается, что законопослушные водители, например, Омска оплачивают агрессивно-аварийную езду волгоградцев. Поэтому Минфин озвучивает увеличение вилки тарифа до 20% вверх или вниз (и не обязательно тарифы тут же взлетят, они вполне могут и упасть до демпингового уровня), а кроме того, отвязать КБМ от конкретного автомобиля, привязав их индивидуально к каждому водителю в течение страхового года. Кроме того, это позволит владельцам нескольких автомобилей обходиться только одним своим полисом, а не приобретать их на каждую собственную машину. Необходимо также навести порядок и в выплатах по ОСАГО вреда жизни и здоровью пострадавшим в ДТП, которые пока лимитированы ₽500 тыс., в то время как пострадавшие в общественном транспорте пассажиры уже сейчас получают возмещение в пределах до ₽2 млн. Кроме того, в стадии обсуждения увеличение срока действия полиса ОСАГО до 2-х или даже 3-х лет, на что, правда, со стороны автостраховщиков последовало возражение озвученное г-дами Юргенсом и Уфимцевым, о том, что пока что в России трудно предсказать волатильность рубля и прочих «черных лебедей», особенно на фоне нынешней внешнеполитической напряженности. Также в стадии согласования страховые выплаты без учета износа автомобиля (пока что таковые возможны лишь при возмещении ремонтом).
SAM_9917.jpg

Европейский опыт (в частности ФРГ) показывает, что после либерализации тарифов ОСАГО они сначала могут немного вырасти, но потом конкуренция все ставит на свои места и немецкие потребители в конечном итоге выиграли около 15% от стоимости тарифов 

В целом же область автострахования находится еще в весьма недоурегулированном состоянии, так, например, на сегодня действующий штраф за отсутствие у водителя полиса ОСАГО составляет всего лишь 800 руб. (а при досрочной оплате и вообще 400 руб.), что провоцирует многих водителей ездить без такового полиса, фактически злоупотребляя своими гражданскими правами и оставляя в случае ДТП с законопослушными водителями, последних априори потерпевшей стороной.
SAM_9921.jpg

Рост тарифов по мысли авторов реформы ОСАГО должен покарать именно «плохих» водителей, а «хороших», наоборот, простимулировать 

Впрочем, Петр Шкуматов отметил, что с введением КБМ просматривается коллизия, так как вот эти самые 5% самых агрессивных и аварийных водителей как раз и станут самыми стойкими отказниками от ОСАГО, а удастся ли с них что либо получить по суду потерпевшим ущерб от них в ДТП еще большой вопрос (особенно если такой водитель из другого региона, например, из Северо-Кавказского ФО). Будущий же закон об ОСАГО должен учесть все эти нюансы, хотя окончательная доработка будет уже в ходе его применения – всего заранее не предусмотришь.
Кстати, по поводу тезиса «береженого бог бережет» – по словам Петра Шкуматова, в последнее время в связи с массовым распространением видеорегистраторов, значительно сократился поток жалоб в его организацию «Синие ведерки» на автоподставы – где есть надежное документальное свидетельство, там нет места спекуляциям и мошенничеству. Автоподставщики сами избегают машины оснащенные видеорегистраторами (особенно двойными – размещенными не только спереди, но и сзади). Тем, же кто экономит на таком верном и бдительном помощнике остается лишь надеяться на собственное везение, в данном случае все менее и менее вероятное.
SAM_9920.jpg

Выход из кризиса ОСАГО представляется только один – вперед к индивидуальным КБМ для каждого водителя

По мнению Игоря Юргенса после появления обобщенной резолюции по либерализации ОСАГО в Думе и в Совете Федерации, документ пойдет в федеральные органы власти (Минюст) и, как он надеется, будет подписан не позднее ноября текущего года с тем, чтобы уже с января 2019 года вступить в силу: «Парламентские слушания проводились для того, чтобы понять проблемы и присмотревшись к рынку ОСАГО начать его реформировать.
SAM_9925.jpg

Реформа ОСАГО должна пройти в три этапа: от отмены некоторых коэффициентов с лета 2018 года (уже передвинулись на осень) до полной либерализации с января 2020 года 

Основная идея сессий в обеих палатах была – установление справедливого тарифа, который для законопослушных водителей даже снизится, а вот для агрессивных водителей установить настолько высокий, насколько это будет возможным коэффициент КБМ, чтобы так сказать рублем заставить вести себя цивилизованно».
Polikanina.jpg

С.П.Поликанина

В свежем исследовании РОМИР, представленном Светланой Поликаниной, рассмотрен ряд итогов опросов автомобилистов по поводу ОСАГО:
SAM_9937.jpg

На вопросы РОМИР отвечали непосредственно пользователи ОСАГО

SAM_9940.jpg

Главный итог исследования РОМИР — общественность готова к реформе тарифов ОСАГО!

SAM_9945.jpg

Добропорядочные водители больше не хотят везти на свое шее лихачей и автоюристов

SAM_9947.jpg

Большинство в 59% водителей уже стоят за либерализацию рынка ОСАГО, а однозначно отрицательно относятся лишь 7%

SAM_9951.jpg

Добропорядочные водители стоят за увеличение срока действия полиса ОСАГО, но и тех кому пока выгоднее платить штраф за его отсутствие тоже хватает

SAM_9954.jpg

На сегодня ОСАГО стала столь же привычной как и водительские права, но нет предела совершенству...

SAM_9957.jpg

Соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных ОСАГО пока 1:2

SAM_9961.jpg

Большинство пользователей ОСАГО жаждет избавления от криминальных автоюристов и мошенников, а также развития удобного сервиса «электронного полиса ОСАГО» и либерализации тарифов

SAM_9964.jpg

Большинство автовладельцев все же выбирают свободу, хотя и не забывают о социально незащищенных

SAM_9967.jpg

Доверяет страховым компаниям пока большинство автовладельцев, но тенденции укрепления доверия все же не просматривается

SAM_9970.jpg

Отношение к таксистам («шашечникам») у большинства водителей немногим лучше, чем у пьяным за рулем и автохулиганам

Кстати, П.Шкуматов отметил, что в Москве именно таксисты – одни из самых аварийных водителей, но при этом платят те же тарифы ОСАГО, что и нормальные водители. «Вообще, вопрос по тарифам ОСАГО для коммерческого транспорта – один из самых сложных», отметил он.
SAM_9973.jpg

Хоть в лоб, хоть по лбу, но с мошенничеством вокруг ОСАГО надо что-то делать!

SAM_9976.jpg

Отношение к «Автоюристам» скорее брезгливое, хотя в реальности сталкивались с ними немногие



Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

В Китае открылась первая водородная заправка для автобусов

В Китае открылась первая водородная заправка для автобусов

Китайская фирма Houpu совместно с французской компанией Air Liquide открыла первую водородную заправку в провинции Чжэцзян

«Аэроэкспресс» добавил к железнодорожным шаттлам автобусы-экспрессы

«Аэроэкспресс» добавил к железнодорожным шаттлам автобусы-экспрессы

Между аэропортом Шереметьево и метро Ховрино по платной трасс М-11 запущен автобус-экспресс №1195

Автобусы ЛиАЗ «Круиз» отзываются из-за технических отклонений от регламента ТС

Автобусы ЛиАЗ «Круиз» отзываются из-за технических отклонений от регламента ТС

Росстандарт сообщил об отзыве 114 новых лайнеров ЛиАЗ-5290/-5291 «Круиз»

Фольксваген Коммерческие автомобили практически не сдал мировые продажи за три квартала 2019 года

Фольксваген Коммерческие автомобили практически не сдал мировые продажи за три квартала 2019 года

Продажи LCV подразделения  Volkswagen NFZ снизились за 9 месяцев 2019 года только на 0,5%

Российский рынок грузоперевозок – тенденции и перспективы до 2023 года

Российский рынок грузоперевозок – тенденции и перспективы до 2023 года

До 2023 года рынок грузовых автоперевозок будет расти по 5,2% ежегодно

Рынок LCV просел за три квартала на 5%

Рынок LCV просел за три квартала на 5%

ГАЗ снизил продажи LCV вдвое меньше рынка, а Ford вырос на 14%

Группа ГАЗ выпустила новый автобус для пригородных перевозок

Группа ГАЗ выпустила новый автобус для пригородных перевозок

С октября в Подмосковье приходят новые пригородные автобусы на базе ЛиАЗ-5292


Возврат к списку