Fiat с трудом борется за сохранение производства в Италии
17 октября 2024
Город Турин изо всех сил пытается предотвратить закрытие последнего автозавода Fiat – Mirafiori
Александр Климнов, фото Stellantis, uk.motor1.com
За последние 40 лет город Турин потерял четыре своих автомобильных завода, и теперь производство на единственном оставшемся заводе Mirafiori было приостановлено на большую часть года.
Расположенный у подножия Южных Альп на северо-западе Италии город Турин, в котором вместе с пригородами проживает около 2,2 млн человек, и где находится старейший в Европе автомобильный завод Mirafiori (фото на заставке), стал олицетворением промышленного упадка, с которым сталкиваются и другие страны, поскольку его автопроизводители борются с огромными затратами на электрификацию, низким спросом (так и не восстановившемся после пандемии – авт.) и конкуренцией со стороны дешевых электромобилей из Китая.
Турин – это место, где 125 лет назад семья Аньелли основала компанию FIAT, которая в настоящее время стала частью группы Stellantis. Сейчас Stellantis борется с упадком своей некогда доминирующей отрасли, о чем свидетельствует состояние ее исторического завода Mirafiori.
Завод Mirafiori производит городской электромобиль Fiat 500e (на фото выше) и две спортивных модели Maserati серии M189 – купе GranTurismo II и родстер GranCabrio II (на фото ниже), но из-за низкого спроса его производство было приостановлено на большую часть текущего года, так что 2800 рабочих оказались в отпуске с пониженной зарплатой.
Из-за низкого спроса под угрозой находятся даже модели культового бренда Maserati
Работник завода и профсоюзный деятель FIOM Cgil Джакомо Зулианелло, который был среди тех, кто был уволен до начала ноября, говорит: «Мирафиори уже закрыт. Просто иногда он снова открывается».
Чтобы выжить, Fiat был вынужден «разбавить» свою итальянскую идентичность, когда он взял на себя управление, а затем и объединился с компанией Chrysler в 2014 году, создав концерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA), а в 2021 году объединился с PSA Group, чтобы сформировать транснациональную группу Stellantis.
Между тем, за последние четыре десятилетия Турин потерял четыре своих автомобильных завода, начиная с Lingotto в 1982 году, известного испытательным треком на крыше, который фигурирует в классическом фильме 1960-х «Ограбление по-итальянски», и заканчивая предприятием Grugliasco в прошлом году.
Огромный завод Mirafiori – когда-то символ могущества «Фиата», на котором работало около 60 000 человек и который выпускал до 1 миллиона автомобилей в год (кстати, ВАЗ в Тольятти больше 0,75 млн автомобилей в год никогда не выпускал – авт.), включая оригинальный заднемоторный Fiat Nuovo 500, Fiat 124 (ставший нашим ВАЗ-2101 «Жигули») и множество других моделей – превратился в тень самого себя.
Город Турин попытался переосмыслить себя в качестве туристического направления, рекламируя свой элегантный центр, лучшие музеи и еду, а также близость к Альпам, а также центр знаний с более чем дюжиной университетов и академий.
Здесь также находится процветающая аэрокосмическая промышленность и базируется «Ювентус» – самый успешный футбольный клуб Италии.
Тем не менее, поскольку от 50 000 до 60 000 рабочих мест в этом районе все еще связаны с автомобильной промышленностью, настроение в городе мрачное, поскольку рабочие Stellantis готовятся к национальной забастовке и маршу в Риме 18 октября, чтобы оказать давление на правительство и компанию с целью сохранения рабочих мест.
Последний уцелевший автозавод Турина
Отражая общеотраслевые проблемы, которые также затрагивают лидера европейского рынка Volkswagen Group, производство Stellantis в Италии в этом году упадет ниже полумиллиона автомобилей, что станет самым низким показателем, начиная с 1958 года, согласно данным профсоюза FIM Cisl.
В настоящее время Mirafiori остается последним автомобильным заводом в Турине, его рабочая сила в основном простаивает и приближается к выходу на пенсию. Средний возраст рабочих и служащих составляет 57–58 лет, говорят в профсоюзе, в то время как молодое поколение работа в автомобильном секторе больше не привлекает до такой степени, что некоторые местные молодые люди даже не знают, что такое Stellantis и что он производит, шокируя этим старых работников завода.
профессор менеджмента в Венецианском университете Ка' Фоскари и научный директор Центра инноваций в автомобилестроении и мобильности Франческо Зирполи говорит, что итальянское производство автомобилей резко упало из-за того, что Stellantis экономит на инвестициях в новые модели, особенно для своих итальянских заводов.
Он говорит: «Это было больше, чем ошибкой – это был стратегический выбор».
Вхождение «Фиата» в состав группы Stellantis означает, что Турин перестал быть основным центром проектирования и разработки продуктов, добавляет Зирполи.
Хотя дизайн последних моделей Fiat, Alfa Romeo и Lancia и создан в Италии, но на них используются в основном французские двигатели и платформы.
Производятся эти модели за рубежом, причем, CEO группы Stellantis Карлос Таварес сказал, что производство, одной из них – Alfa Romeo Junior именно в Италии, а не в Польше, добавило бы 10 000 евро ($10 900) к его розничной цене.
Будущее Турина за трансформацией
«Мирафиори», известный как «город в городе», представляет собой огромный комплекс, раскинувшийся на площади более двух миллионов квадратных метров. Но теперь, когда рабочие идут от ворот завода до сборочной линии, им предстоит 15-минутная прогулка через заброшенные помещения.
Отправленные в отпуск работники получают всего около 1100 евро в месяц после уплаты налогов, по сравнению с обычной зарплатой около 1600 евро. Профсоюзы говорят, что многие из них с трудом сводят концы с концами.
При этом Stellantis настаивает на том, что у предприятия Mirafiori все же есть будущее.
Завод производит коробки передач для электромобилей и гибридов, содержит центр переработки автомобильных запчастей и лабораторию аккумуляторных технологий, а в конце 2025 года должен приступить к производству новой гибридной версии Fiat 500 Hybrid.
Турин также может выиграть, если правительство привлечет еще одного автопроизводителя в Италию, положив конец статусу Stellantis как единственного крупного национального производителя автомобилей. Так, продолжаются переговоры с китайскими компаниями Dongfeng и Chery.
Концерн Stellantis продлит приостановку производства своего электромобиля Fiat 500e (модель запущена на европейский рынок в 2020 году) с ранее заявленного 11 октября до 1 ноября из-за плохого спроса (в августе в Италии реализовано всего 69 этих «электричек» и 1689 ед. с начала года – авт.), сообщил автопроизводитель.
В заявлении Stellantis профсоюзам, констатируется что рынок электромобилей в Европе «находится в глубоком кризисе».
Глобальное замедление продаж электромобилей, отчасти из-за разнонаправленных политик в отношении «зеленых» стимулов покупателям, заставило автопроизводителей во всем мире скорректировать свои планы по росту производства электромобилей.
Несмотря на временную остановку производства, Stellantis подтвердил свой план инвестировать 100 миллионов евро ($110,93 млн) в электромобиль Fiat 500e с высокопроизводительной батареей, а также начнет производство нового 500 Hybrid.
Ранее в этом году Италия запустила план стоимостью миллиард долларов, чтобы помочь автомобилистам перейти на более чистые транспортные средства, с субсидиями на покупку BEV.
Кроме того, в ноябре Stellantis приостановит в Италии деятельность на некоторых сборочных и моторных заводов, в том числе для модели Fiat Panda из-за трудного положения на рынке.
Запланированные остановки затронут заводы Pomigliano d'Arco, Termoli и Pratola Serra в течение нескольких дней в период с 11 по 29 ноября, говорится в заявлении Stellantis Italy от 16 октября.
Stellantis заявила, что полна решимости «обеспечить непрерывность» своих итальянских операций, но отметила, что столкнулась с «трудным путем, требующим сложного выбора и не предлагающим простых решений».
Европейские продажи Panda упали до 3873 ед. в августе с 6505 ед. в том же месяце 2023 года, по данным агентства Dataforce.
Кроме того, что Stellantis сталкивается с общеотраслевыми проблемами, такими как низкий спрос на более дорогие электромобили и конкуренция со стороны Китая в Европе, так его положение дополнительно ухудшают избыточные дилерские запасы в США, которые привели к сокращению прогнозов прибыли и денежных потоков, а также устойчивым слухам об отставке Тавареса по окончании его контракта в конце 2025 года.
Кстати, он недавно заявил, что прежний 10-летний план по реструктуризации концерна до 2031 года фактически сорван, так что гарантировать, что все входящие в его состав бренды доживут до конца срока уже не приходится.
В свою очередь главный операционный директор Stellantis в Европейском регионе Жан-Филипп Импарато заявил, что производство электромобилей будет иметь приоритет над автомобилями с двигателем внутреннего сгорания (ICE) в 2025 году, поскольку правила ЕС по выбросам ужесточаются. Поэтому Stellantis готов сократить производство ICE в Европе для выполнения требований к компании по выбросам CO2.
P.S. Трудности франко-итало-американского концерна Stellantis на фоне кризиса всего европейского и североамериканского автопрома неудивительны – если уж славившиеся своим качеством и передовыми технологиями немецкие бренды пасуют перед китайцами, то упадок всегда хромавшего по качеству сборки, надежности и ресурсу «Фиата» скорее даже закономерен, тем более на фоне ошеломительно дорогого «зеленого» перехода на электромобили...
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.