Умер Сёитиро Тоёда – создатель бренда Lexus, гибрида Prius и системы контроля качества Toyota
17 февраля 2023
На 98-м году жизни скончался бывший президент Toyota Motors
Александр Климнов, фото производителя
Во вторник в возрасте 97 лет скончался бывший президент концерна Toyota Motor Corp. доктор Сёитиро Тоёда, который руководил основанной его отцом Киитиро Тоёдой компанией (начинавшей с производства деталей к ткацким станкам – авт.), а также представлял клан Тоёда в совете директоров в течение 57 лет, что сделало его самым долговременным директором этого автопроизводителя.
Отец нынешнего генерального директора Toyota Акио Тоёды – доктор Сёитиро Тоёда, руководил компанией имени своей семьи с 1981 по 1992 год в период наибольшей торговой напряженности между США и Японией в 1980-х.
К 1980-м Toyota Motor Co. стала уважаемым и признанным автомобильным брендом во всем мире. Тем не менее, это все еще была компания, полагавшаяся преимущественно на прямой экспорт. Доктор Тоёда знал, что для того, чтобы стать действительно транснациональной компанией, Totota необходимо производить свою продукцию на местных рынках, и особенно в Северной Америке.
Когда в июле 1981 года Тойода возглавил компанию, все автомобили Toyota, продававшиеся в Северной Америке, были импортными (впрочем, как и у всех прочих японских брендов – авт.).
Стремление японского автопроизводителя начать производство автомобилей непосредственно в США отчасти было также направлено на смягчение торговых трений между этой страной и Японией (Америка при президенстве Рональда Рейгана попросту проигрывала экономическое соревнование со Страной Восходящего солнца, как это сейчас происходит у нее с Поднебесной, и готова была начать торговую войну – авт.). Такое решение смогло заложить основу для более сбалансированной структуры производства, повысить экономичность выпускаемых автомобилей, которые стали в наибольшей степени отвечать вкусам местной клиентуры (недаром сейчас в США седаны производят по большому счету только японские бренды – авт.).
В 1983 году Сёитиро Тоёда начал переговоры с концерном General Motors о создании совместного производственного предприятия. Новая компания названная New United Motor Manufacturing Inc. (NUMMI) основанная на базе бывшего завода GM во Фримонте (штат Калифорния),
Субкомпактный автомобиль Chevrolet Nova (перелицованная под вкусы американцев Toyota Corolla AE82) производства СП NUMMI открыл эру японского автопрома на североамериканском континенте
выпустила свой первый автомобиль (модели Chevrolet Nova – одноплатформенного близнеца с Toyota Corolla поколения AE82 – авт.) в декабре 1984 года (однако в 2010-м завод был закрыт повторно и выкуплен компанией Tesla Motor – авт.). К тому времени, когда он покинул свой пост в 1992 году, уже 40% из них были произведены на американских заводах компании.
На посту председателя правления всего концерна Toyota Motor Corp. доктор Сёитиро Тоёда находился с 1992 по 1999 год, а также был председателем престижной организации Business Federation с 1994 по 1998 год. В 1999 году он стал почетным председателем Toyota Motor и в качестве такового оставался до своей смерти.
Его пребывание на посту президента корпорации Toyota Motor было примечательно не только прорывом этого ведущего японского автопроизводителя в автопром Северной Америки, где он составил достойную конкуренцию Большой тройке (GM, Ford и Chrysler), но и запуском в 1989-м премиального бренда Lexus, перевернувшего представления о качестве для автомобилей класса «люкс» и, кроме того, в 1998-м стал «отцом гибрида» Toyota Prius, также приведшего к перевороту в мировом автопроме.
Инженер
Родившийся в далеком 1925 году в Нагое Сёитиро Тоёда, получил инженерное образование в местном университете в 1947 году, а позже защитил докторскую диссертацию по проблемам впрыска топлива в ДВС, за что внутри компании в знак уважения его обычно называли «доктором Тоёдой». С 1952 года он работал в Toyota Motor Corp. Докторское титулование также помогало отличать его от Эйдзи Тоёды, двоюродного брата его отца Киитиро Тоёды, который предшествовал Сёитиро на посту президента компании.
В компании Toyota Motor в 1961 году он был назначен управляющим директором за успехи по улучшению качества продукции, в частности внедрив ставший потом всемирно известным производственный «метод Тойоты». Позже он был назначен старшим управляющим директором, а в 1972 году стал исполнительным вице-президентом. В конечном итоге доктор Тоёда возглавил слияние производственных и торговых организаций Toyota Motor Co. и стал ее президентом в 1981 году.
Доктор Тоёда пользовался уважением за свой критический взгляд на производимые продукты. Именно он раньше других функционеров японского автопрома понял, что японские автомобили совсем непривлекательны для иностранцев, которые считали их непривлекательными, маломощными, а главное – ненадежными. Поэтому, будучи еще управляющим директором, он внедрил комплексный контроль качества на всех операционных уровнях. Поначалу замысел выглядел «пустой тратой времени и денег», однако, уже через год количество дефектов в автомобилях снизилось вдвое, в результате чего система (или «метод Тойоты» – авт.) идеально дополнила принцип так называемого бережливого производства.
Он также признавал, что участие американских конструкторов, дизайнеров и маркетологов было необходимым условием, чтобы сделать автомобили бренда Toyota более привлекательными для американцев, что стало важным шагом на пути к глобальной экспансии.
Справка: по состоянию на 2023 год концерн Toyota Motor Corp. (первое место в мире с 10,48 млн произведенных автомобилей) управляет многочисленными производственными предприятиями в Северной Америке, а также в 50 других странах. Непосредственно в Японии кроме собтвенно брендов Toyota и Lexus ей принадлежат Daihatsu (миниавтомобили или K-кары) и Hino (грузовые автомобили и автобусы).
Доктор Сёитиро Тоёда также привнес в Toyota чувство ответственности за окружающую среду, полагая, что «окружающую среду нельзя игнорировать, но с ней нужно взаимодействовать активно».
Г-н Сёитиро Тоёда был введен в Зал автомобильной славы в Дирборне (штат Мичиган), в 2007 году.
Глобальный рост
Продажи Toyota Motor в США выросли с 712 тыс. автомобилей, когда он стал президентом в 1981 году, до 1,1 млн в 1990 году, а затем снова упали до 1 миллиона, когда он ушел в отставку в кризисном 1992 году. Бурно развивающийся бизнес в США способствовал взрывной глобальной экспансии Toyota в 1980-е годы. Мировые продажи выросли на 39% до 4,6 млн автомобилей в 1992 году с 3,3 млн в 1981 году.
Рост продаж в США был вызван первыми сборочными заводами Toyota в Северной Америке. Первое, New United Motor Manufacturing Inc. (NUMMI), было совместным предприятием с General Motors, созданным в 1984 году во калифорнийском Фремонте для «проверки почвы» (ранее это предприятие «славилось» самой низкой культурой производства в GM и было закрыто в 1982-м – авт.).
Следующий завод открылся четыре года спустя в Джорджтауне (штат Кентукки) и остается крупнейшим предприятием Toyota Motor of America, произведя 445 136 ед. автомобилей в 2022 году.
Доктор Тоёда также дал зеленый свет первому сборочному заводу Toyota в Европе, в английском Бернастоне (тем самым српася и британский автопром – авт.), и первому в Канаде – в Кембридже (провинция Онтарио).
Деятельность СП NUMMI доказало и самому Тоёде и компании Toyota в целом, что инвестиции в американских рабочих (несмотря на всю их изначальную гомерическую расхлябанность, доходившую до анархизма – авт.) сработают. Так, в книге Эдвина М. Рейнгольда «Toyota», опубликованной в 1999 году, цитируется фраза доктора Тоёды: «Между американскими рабочими и японским руководством установились доверительные отношения». Это в частности стало возможным за счет принципиального изменения принципов взаимодействия персонала, обучения американских рабочих новым методам Toyota непосредственно на ее конвейерах в Японии (а также недопущению на предприятие руководства всеамериканского профсоюза работников автопрома – авт.).
Требование времени вынудило Toyota организовать и нарастить производство автомобилей непосредственно в Северной Америке. Добровольные ежегодные экспортные ограничения, согласованные японским правительством в год, когда Тойода стал президентом, ограничили поставки японского производства в США (ввоз в США не более 1,7 млн импортных японских автомобилей – авт.).
Последовавшее затем соглашение 1985 года Plaza Accord, призванное понизить курс доллара, спровоцировало (в 1990-м – авт.) скачок стоимости иены, что еще больше подорвало жизнеспособность японского экспорта в США.
Сёитиро Тоёда в числе прочих руководителей Toyota представляет первенца премиального бренда Lexus – седан LS400, который взорвал рынок люксовых моделей в Северной Америке своим высочайшим качеством
Также среди заслуг Сёитиро Тоёды – запуск бреда Lexus. Правда, предложение о создании люксовой марки он сначала отверг. Идею отложили в долгий ящик и вернулись к ней спустя почти 10 лет. К тому моменту руководство Toyota знало все о вкусах американского среднего класса и выработало рецепт идеального автомобиля. В нём должны были сочетаться американский шик и японское качество. На стыке этих двух фундаментальных основ в 1989 году появился Lexus LS.
Toyota Prius стала первым массовым и успешным гибридом в мировом автопроме
Наконец, не без поддержки Сёитиро Toyota выпустила первый массовый гибрид – Prius.
Путь к качеству
Доктор Тоёда умело провел компанию Toyota Motor через эти трудности, а затем закрепил присутствие автопроизводителя в США, представив на американский рынок премиальный бренд Lexus, выпустивший на рынок в 1989 году седан LS 400.
В то время как сверхсекретный проект «Lexus» находился под непосредственным контролем тогдашнего председателя правления Эйдзи Тойоды, его разработка началась под руководством Сёитиро Тоёды в 1983 году.
Шаги, которые привели к созданию безукоризненной репутации автопроизводителя в отношении качества в виде бренда Lexus, когда-то начинались с автомобиля, который был отвергнут американскими покупателями как маломощный и небезопасный для американских дорог.
Cедан Toyopet Crown, первым из японских автомобилей, попавший в 1958 году на американский (калифорнийский) рынок, не смог привлечь местных покупателей ни дизайном (кроме разве что манекещиц в кимоно), ни динамикой, ни качеством сборки
Так, в 2007-м доктор Тоёда вспоминал, что первый экспортный автомобиль Toyota в США – седан Toyopet Crown, потерпел сокрушительную неудачу (это было неудивительно, ведь в Штатах тогда был расцвет «Детройтского барокко» и на дорогах царили гигантские «дорожные дредноуты» Большой тройки, которым скромненький плохо собранный японский седанчик не мог противостоять по определению – в первые годы авто японских марок продавали только в Калифорнии и покупали их только представители местной японской диаспоры – авт.) . Это тогда подтолкнуло его коллег к тому, чтобы внять и ответить на критику покупателей из США. Г-н Сёитиро Тоёда сказал об этом в сентябре 2007 года в речи в Вашингтоне, посвященной 50-летию ведения бизнеса Toyota в США: «Мы в большом долгу перед Америкой за наше осознание важности качества».
В 1960-х доктор Тоёда сыграл решающую роль в создании знаменитой системы контроля качества компании (Toyota Production System или TPS), которая в конечном итоге укрепила ее бренд как производителя самых надежных автомобилей в мире.
Именно внедрение комплексного контроля качества на всех операционных уровнях привело к качественному снижению количества дефектов, и идеально дополнило принцип так называемого бережливого производства.
Вызов Lexus
Также среди заслуг Сёитиро Тоёды – запуск бреда Lexus. Правда, предложение о создании люксовой марки он сначала отверг. Идея пролежала на полке целое десятилетие. К тому моменту руководство «Тойоты» знало все о вкусах американского среднего класса все и выработало рецепт идеального автомобиля, в котором должны были сочетаться американский шик и японское качество. На стыке этих двух фундаментальных основ в 1989 году и появился седан Lexus LS400.
Настойчивость доктора Тоёды в отношении контроля качества позволила новой премиальной марке Lexus бросить вызов немецким люксовым брендам Mercedes-Benz, BMW и Audi (а также едва не похоронить американские люксовые бренды Cadillac и Lincoln – авт.).
В апреле 2014 года в серии из нескольких автобиографических статей под названием «Моя личная история» для японской газеты «Ниххон Кейдзаи» доктор Тоёда написал, что при разработке автомобилей марки Lexus: «Мы требовали точности обработки деталей (на порядок точнее, чем для массовой модели Corolla – авт.), которая превышала возможности станков в те дни, и технологи утверждали, что это попросту невозможно».
Он написал также: «Мы укрепили сотрудничество за пределами отделов и пересмотрели точность наших инструментов, решая проблемы одну за другой. Мы смогли превзойти Mercedes-Benz и BMW в точности подгонки соединений, используя роботов на серийной линии, тогда как Daimler-Benz и BMW обрабатывали их вручную. Это бросило вызов самим нормам точности обработки [в тогдашнем автопроме]».
Семья основателей
Отец Тойоды, Киитиро Тоёда, основал Toyota Motor Co. в 1937 году в надежде производить автомобили, но вскоре ресурсы компании были направлены на производство грузовиков для японской армии (нацелившейся тогда на завоевание вслед за Маньчжурией и всего континентального Китая – авт.).
Непростые для фирмы первые послевоенные годы (завод был разбомблен американской авиацией – авт.) были отмечены финансовыми кризисами и трудовыми спорами, кульминацией которых стал 1950 год, когда кредиторы компании вынудили Киитиро уйти в отставку, а компания Toyoda разделила свое торговое и производственное подразделения на две юридически отдельные компании. Семье Тоёда тогда пришлось отступить, уступив контроль над управлением посторонним управляющим (аналогичные случаи тогда происходили и во всех прочих дзайбацу (промышленно-банковских монополиях), расформированных американской оккупационной администрацией – авт.). Киитиро Тоёда планировал вернуться к руководству в 1952 году, но умер в марте того же года.
Молодой, но уже дипломированный инженер Сёитиро Тоёда присоединился к компании в июле 1952 года в качестве члена правления по настоянию тогдашнего президента Тайдзо Исиды, который хотел, чтобы Тоёда восстановил семейную преемственность. Однако представитель семьи Тоёда отсутствовал на высшем посту в компании до 1967 года, когда Эйдзи Тойода, двоюродный брат отца Сёитиро, вернул себе контроль над компанией в качестве ее президента.
В 1981 году доктор Тоёда, еще нестарый по японским меркам мужчина с ненасытным любопытством, любивший гольф и автоспорт, возглавил торговую компанию Toyota.
В следующем году он смог слить торговые и производственные компании в концерн Toyota Motor Corp., став его президентом.
Хотя доктор Тоёда и привел компанию к новым зарубежным производственным предприятиям и новым сегментам в виде премиального бренда Lexus, он обычно делал это осторожно, первоначально пробуя почву в виде совместного предприятия с местным автопроизводителем и новым заводом, производящим проверенный продукт.
Инсайдеры часто объясняли корпоративную осторожность, по крайней мере, частично, диктатом банков, когда-то требовавших разделить автопроизводителя пополам. Конечно, Тоёда всегда настаивал на очень консервативном финансовом балансе с огромными резервами, что фактически означало, что автопроизводителю смог навсегда уйти от финансового и маркетингового диктата своих банков (к чему в свое время призывал еще Генри Форд – авт.).
Он также работал, иногда за кулисами, чтобы сохранить влияние своей семьи в компании.
Уйдя с поста президента, Тойода был председателем совета директоров Toyota с 1992 по 1999 год и оставался в совете директоров до 2009 года, когда его сын Акио Тойода занял пост президента.
Почетный председатель
Доктор Тоёда до самой смерти носил титул почетного председателя компании. Его родной брат Тацуро Тойода, сменил Сёитиро на три года на посту президента Toyota Motor.
Однако, когда Тацуро заболел и ему пришлось оставить пост президента, по иронии судьбы именно Сёитиро Тоёде отдал компанию в руки посторонних менеджеров, выбрав следующим президентом Хироси Окуда.
За Окуда последовал Фудзио Чо, а затем Кацуаки Ватанабэ. Когда пришло время заменить Ватанабэ, доктор Тоёда сыграл важную закулисную роль, помогая Акио Тойоде стать следующим президентом.
На публике Акио обычно преуменьшал влияние отца на принятие собственных решений.
При этом они жили в одном доме в Нагое и регулярно виделись. Без сомнения, любовь Акио Тойоды к автомобилям и его глубокое понимание уходят корнями к его отцу. Страстный фанат гонок, Сёитиро Тоёда обычно вытаскивал на гоночную трассу (имеются ввиду гонки Формулы-1 – авт.) всю свою большую семью.
Доктор Тоёда также позаботился о том, чтобы Акио получил степень магистра делового администрирования в Бэбсон-колледже в Массачусетсе – учебном заведении, которое изначально было основано для обучения наследников управлению семейным бизнесом.
На пресс-конференции в январе 2009 года после того, как Акио назначили президентом Toyota Motor, назвал своего отца «флагом», вокруг которого компания традиционно сплачивалась в трудные времена.
Затем сын Сёитиро добавил: «Я еще не тот символ компании, но я намерен сделать все возможное, чтобы, может быть, через 20 или 30 лет люди могли оглянуться назад и называть меня таким симводом». Напомним, что несколько недель назад Акио Тоёда уступил пост президента Toyota Motor, стороннему топ-менеджеру, сохранив за собой пост в совете директором – явно подражая своему отцу.
На заставке г-н Сёитиро Тоёда, в то время почетный председатель Toyota Motor Corp., выступает на церемонии закладки фундамента завода Toyota в Сан-Антонио в 2003 году.
P.S. Итак, вслед за Карлом Ханом (создателем глобальной империи Volkswagen Group) ушел еще один из столпов мирового автопрома ХХ века – бывший глава «Тойоты» Сёитиро Тоёда, чьи подходы к качеству выпускаемых автомобилей преобразовали мировой автопром. Видимо это некий знак необратимых кардинальных перемен в мировой автопроме и во всемирной экономике, основы которых закладывали как раз эти столпы индустрии…