ВАЗ все же прекратит выпуск линейки моделей Датсун
29 мая 2020
Бренд Datsun покидает российский рынок навсегда из-за проигрыша бренду LADA
Александр Климнов, фото производителя
Бюджетный бренд Datsun все же окончательно уходит с российского рынка, а на заводе ВАЗ в Тольятти производство моделей on-DO и mi-DO будет свернуто в декабре нынешнего года (фото на заставке). После этого головной бренд Nissan займется в России исключительно SUV, причем, освежит их модельный ряд. Так было решено в рамках переформатирования Альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, о чем мы недавно уже писали. Собственно, чего-то подобного от Альянсе уже достаточно давно ждали.
На этой неделе руководство Nissan объявило о трансформации работы компании в течение ближайших четырех лет. Перезагрузка маркетинговой стратегии бренда как раз и включает полный вывод с российского рынка бюджетных моделей бренда Datsun (кстати, представляющих собой лишь перелицованную российскую LADA Kalina-2/Granta – авт.). Новость была обнародована топ-менеджерами Nissan на годовой пресс-конференции 28 мая, и ее подтвердили в российском представительстве японского производителя.
Данный шаг компания объясняет так: «Мы сфокусируемся на тех сегментах, где компания проявила себя наиболее эффективно, а именно в сегменте кроссоверов и внедорожников. Производство планируется увеличить до 6 млн автомобилей в год. При этом мы сосредоточимся именно на основных и самых важных для компании моделях. К 2023 году мы полностью прекратим выпуск устаревших легковых моделей и грузовиков. Мы отказываемся от бренда Datsun в России, а также снижаем количество моделей в нашем портфолио с 69 как минимум до 55».
Российский офис компании уточнил, что производство автомобилей под брендом Datsun на Волжском автозаводе (ВАЗе) в Тольятти прекратится в декабре 2020 года: «Это позволит консолидировать ресурсы, укрепить позиции Nissan в России сегодня, а также обеспечит прочный фундамент для дальнейшего роста и развития в будущем».
Естественно, что компания Nissan пообещала сохранить послепродажное обслуживание и продажу запчастей для более 130-тысячного парка автомобилей Datsun через сеть авторизованных ДЦ Nissan. Гарантийная политика остается прежней. При этом Nissan уточнил, что решение о прекращении производства моделей Datsun в России никак не затронет прочие рынки, на которых оперирует данный бренд, и так никак не отразится на работу в России премиального бренда Infiniti.
Седан Datsun on-DO прошел под 2020 модельный год небольшой фейслифтинг
На нашем рынке бренд Datsun представлен лишь двумя моделями – седаном on-DO и хэтчбеком mi-DO, построенными на платформе LADA Kalina-2/Granta. Модели оснащают 1,6-литровыми четверками ВАЗ мощностью 87 л.с. (8 клапанов) и 106 л.с. (16 клапанов). С ними агрегатируют 5-ступенчатую МКП либо с 4-ступенчатую АКП производства японской фирмы Jatco.
Большая часть покупателей Datsun предпочитала именно седан on-DO за его самый большой в классе багажник
Цены на обе модели стартуют, начиная со ₽516 тыс. (без учета скидок и акций). Кроме того, российские «датсуны» экспортируются в Белоруссию, Казахстан, Индию (где производится и собственная модельная линейка Datsun – авт.), Непал и Малайзию.
Хэтчбек Datsun mi-DO был наименее популярной моделью на платформе Kalina-2
Справка: производство автомобилей бренда Datsun стартовало на ВАЗе летом 2014 года, еще во времена руководства тольяттинским автогигантом шведским топ-менеджером Бу Андерссоном. Тогда суммарные производственные мощности компании АВТОВАЗ составляли порядка 1 млн автомобилей в год, хотя реально компания (с учетом филиалов) выпускала порядка 600–650 тыс. автомобилей в год. Таким образом, освоение производства моделей бренда Datsun должно было помочь загрузить свободные производственные мощности завода ВАЗ в Тольятти. Маркетинговый план предполагал, что японский шильдик позволит заинтересовать тех потребителей, которые нуждаются в бюджетных моделях, но страдают «идиосинкразией» к марке LADA. Тогда уровень цен на самые дешевые версии Datsun on-DO начинались от ₽329 тыс., тогда как Lada Kalina-2 была лишь немного дешевле.
Занимавший на тот момент позицию главы бренда Datsun Винсент Кобе заверял российскую общественность, что автомобили данного возрожденного (после закрытия в 1983 году – авт.) бренда, хотя и построены на базе моделей Granta и Kalina-2, но якобы существенно от них отличаются. При этом он признавал, что дилерская сеть АВТОВАЗа во много раз мощнее, автомобили Datsun реализовывались исключительно через дилерскую сеть Nissan. Президент АВТОВАЗа Бу Андерссон тогда сообщал о том, что технологические наработки Datsun могут быть использованы для решения проблем с качеством ряда моделей LADA.
На протяжении ряда последующих лет, по данным АЕБ, среднегодовые продажи Datsun составляли порядка 20 тыс. машин. Так, в 2014 году их было продано 11 414 ед., в 2015-м – 32 008 ед., в 2016-м – 18 772 ед., в 2017-м – 24 510, в 2018-м – 20 559 ед., а в прошлом году модели брнеда разошлись в количестве 22 426 ед. За 4 месяца 2020 года реализовано 5048 автомобилей бренда Datsun.
По данным инсайдеров портала autonews.ru Альянс Renault–Nissan–АВТОВАЗ уже давно «мечтал» избавиться от марки Datsun в России. Слухи о печальном для Datsun решении по России просачивались, действительно, слишком регулярно, поэтому оно и не стало сенсацией. Даже дилеры марки высказывались за такое решение. Например, гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин признал уход Datsun с российского рынка «признаком сильного менеджмента компании».
Петрунин в интервью autonews.ru сказал: «Производитель представлен в России тремя брендами: Infiniti (премиум), Nissan (средний класс) и Datsun (бюджетный массовый сегмент). Высокая конкуренция с локальным автопроизводителем в массовом сегменте требует больших инвестиций. Изначально проект был высокорискованным, и продажи Datsun в России не оправдали ожиданий. На дилерах уход Datsun отразится нейтрально, экономика бренда практически нулевая, и продажами Datsun в основном занимались только дилеры Nissan».
В свою очередь глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что сама компания Nissan, впрочем, как и все прочие автопроизводители Альянса, переживает достаточно сложные времена. Тем более, в свете скандала с бывшим топ-менеджером Альянса Карлосом Гоном и трансформацией, которую бренд начал еще до пандемии, Nissan, которые значительно осложнили для компании итак непростую ситуацию на мировом рынке.
Он сказал: «Рынка на всех не хватит, мировые продажи автомобилей рухнут на 20–25%, в России – на 25–30%, поэтому выживать будут сильнейшие, а слабые – уходить. В России Datsun не прижился. Видимо, в 2014 году бренд решили вернуть, чтобы часть продаж LADA перешла к Nissan. Но ведь это была та же Granta, только с небольшими доработками и другим шильдиком».
Финансовый эксперт международной финансовой компании «Альпари» Александр Лосев также считает, что решение Nissan обусловлено текущей рыночной конъюнктурой, а также резонно отмечает, что частично это связано и с заметным повышением качества автомобилей национального бренда LADA.
Он отметил: «Ослабленный бренд не смог выдержать локальную конкуренцию наряду с мировым замедлением экономики. Конкурентами Datsun в текущих реалиях стали даже поддержанные старые иномарки. Также сильным конкурном стали новые версии автомобилей LADA».
Источники autonews.ru сообщают, что некоторыми ДЦ специализировавшимися именно на бренде Datsun уже интересуется китайский производитель Haval.
Касательно самого бренда Nissan – в компании пообещали в ближайшие четыре года освежить весь модельный ряд в России, в том числе и за счет новых моделей, включая и электромобиль. Все новинки пообещали поставлять со свежим поколением системы помощи водителю ProPILOT. Локализованные модели Nissan (преимущественно кроссоверы – авт.) по-прежнему будут собирать на его заводе «НИССАН МЭНУФЭКЧУРИНГ РУС» под Санкт-Петербургом.
P.S. Получается: баба с возу – кобыле легче. Российские автомобилисты все же за четверть века рыночной экономики (ко второй половине 2010-х) стали достаточно искушенными в моторизации, чтобы покупать под видом и по цене «коня» условного «осла». Тем, более, что реальное качество, а значит и имидж бренда LADA, действительно, подтянулся за последние годы (что стало как раз положительной частью наследия президентства Бу Андерссона).
Загрузка
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек