Карлос Сайнс-младший завоевал на городской трассе Марина-Бэй в Сингапуре победный дубль
Александр Климнов, фото f1news.ru
Временная трасса Марина-Бэй проложена непосредственно по улицам Сингапура, кроме 1,2-километрового отрезка с боксами, паддоком и стартовой прямой. Это третья из самых скоростных городских трасс в календаре – после Баку и Джидды, но вторая после Монако по наименьшей средней скорости на круге.
Трасса окружена временным ограждением уникальной конструкции. Из 2000 блоков четверть устанавливается непосредственно перед Гран При, чтобы не мешать жителям и туристам в обычные дни. После гонки ограждение демонтируют, чтобы в следующем году возвести вновь. Но главный повод для гордости – система искусственного освещения.
Девиз первой ночной гонки в истории Формулы-1 – «Светло, как днем». Разработкой системы освещения занималась компания итальянца Валерио Майоли, имеющая сорокалетний опыт подобных работ на спортивных аренах.
Ширина трассы – от 10 до 15 метров, при этом нужно направить световые потоки так, чтобы обеспечить равномерное освещение, достаточное для гонщиков и телевидения, избежав ослепления при разворотах и бликов в случае дождя.
Осветить пять километров городских улиц, на отдельных участках закрытых деревьями, с уникальной архитектурой и особенностями – задача не из легких, тем не менее, на всей дистанции обеспечен стабильный световой поток в 3000 люкс – примерно в четыре раза больше, чем на футбольном стадионе.
Валерио Майоли поясняет: «Мы не могли осветить городские улицы, используя принципы, которые применяются на стадионах – здесь невозможно поставить высокие башни с приборами, поэтому нужно было равномерно распределить источники света, избежав ослепления гонщиков и появления тени, к примеру – от машин соперников. Вдоль дорог растут деревья, поэтому и электрический кабель пришлось прокладывать сверху, вместе со световыми приборами».
На трассе установлено 240 опор, связанных 108 километрами электрических кабелей, и 1500 прожекторов, каждый мощностью по 2000 Вт, общая мощность освещения – больше трех миллионов Ватт.
События уик-энда проходят вечером, но гонщики и команды живут и работают в Сингапуре по европейскому времени, чтобы не адаптироваться к часовому поясу. Первая и третья тренировки проходят рано, при солнечном свете и в совершенно иных условиях, чем квалификация и гонка, так что собранная на них информация не слишком актуальна.
Состав асфальта разработан специально для сингапурского автодрома при участии компании Shell – инженеры считают, что он обеспечивает на 20% лучшее сцепление, чем обычный. Каждый год покрытие на отдельных участках меняют, в том числе и в этом году, но добиться идеальной ровности не удается – гонщики жалуются на многочисленные кочки, а инженерам приходится настраивать подвеску на максимальную по ходу сезона высоту.
Трасса закручена против часовой стрелки. Формально обгоны возможны в трех поворотах – первом, седьмом и 14-м, но на практике бороться за позицию в Сингапуре крайне сложно, поэтому важен хороший результат квалификации, эффективный старт и удачная стратегия.
Скорость в самом медленном повороте – 75 км/ч, в самом быстром – 275 км/ч. Вероятность выезда автомобиля безопасности – 100%, команды учтут этот фактор при разработке стратегии.
Трасса требует высокого уровня прижимной силы, велика нагрузка на тормоза. В это время года в Сингапуре почти каждый день утром идут грозы, обычно уже днем асфальт полностью высыхает, но в 2017-м году гонка получилась дождевой, а в прошлом году дождь шел по ходу уик-энда.
Осенью прошлого года организаторы Гран При Сингапура представили обновленную конфигурацию трассы, отказавшись от четырех поворотов – 16-го, 17-го, 18-го и 19-го. Вместо них на отрезке от 14-го до бывшего 20-го поворота появится прямая – в Сингапуре надеются, что такое решение позволит увеличить число обгонов, с которыми всегда были сложности.
В Pirelli привезли на этап самые мягкие составы – С3, C4 и C5 в роли Hard, Medium и Soft, но на скользком асфальте многие жаловались на плохое сцепление.
По ходу уик-энда лидировали гонщики Ferrari. Карлос Сайнс показал лучшее время в пятницу и утром в субботу, потом второй раз подряд выиграл квалификацию.
КВАЛИФИКАЦИЯ
Выиграв квалификацию в Сингапуре, Карлос Сайнс завоевал пятый поул в карьере, первый в Сингапуре и впервые выиграл две квалификации подряд.
Впервые с Гран При России оба гонщика Red Bull не прошли в финал квалификации.
Квалифицировавшись вторым, Джордж Расселл впервые в карьере прошел в финал квалификации в Сингапуре.
Шарль Леклер второй раз подряд квалифицировался третьим, а его напарник второй раз подряд завоевал поул.
Четвертое место – лучшая стартовая позиция Ландо Норриса в Сингапуре.
Пятое место – худший результат Льюиса Хэмилтона на квалификации в Сингапуре, он остается единственным гонщиком, который участвовал во всех местных Гран При.
Седьмое место Фернандо Алонсо позволило ему продлить успешную серию – во всех Гран При этого сезона он выходил в финал квалификации.
Нико Хюлкенберг квалифицировался девятым – впервые с Австрии’22 обе машины Haas F1 прошли в финал квалификации.
Лиам Лоусон квалифицировался десятым, добившись лучшего результата в карьере.
Впервые с Гран При России 2018 года ни одна из машин Red Bull не прошла в финал квалификации.
Квалифицировавшись 13-м, Серхио Перес седьмой раз в этом сезоне не прошел в финал квалификации.
ГОНКА
Впервые за историю Гран При Сингапура на старт вышли лишь 19 гонщиков, так как Лэнс Стролл, хотя и не получил серьезных травм в субботней аварии, но в гонке участвовать не смог, о чем команда сообщила утром в воскресенье. Замену искать было поздно, резервному пилоту для допуска нужно было участвовать в тренировке или квалификации, так что Aston Martin в гонке представлял лишь Фернандо Алонсо.
С первого ряда стартового поля гонку начинали Сайнс и Расселл, со второго – Леклер и Норрис, с третьего – Хэмилтон и Магнуссен.
Леклер, Цунода, Пиастри и Чжоу выбрали Soft для первого отрезка гонки. Ферстаппен, Перес и Боттас – Hard, остальные стартовали на Medium.
Перед стартом механики Alfa Romeo поменяли силовую установку на машине Гуаньюя Чжоу – он стартовал с пит-лейн.
На старте Сайнс сохранил преимущество, Леклер поднялся на второе место. Хэмилтон срезал шикану, опередив Расселла и Норриса, и вернул позиции. Цунода из-за прокола в контакте с Пересом остановился в 14-м повороте и выбыл из борьбы.
Магнуссен долго сопротивлялся атакам Ферстаппена, но на седьмом круге Макс вышел вперед в борьбе за восьмое место, а Перес опередил Пиастри в борьбе за 13-е.
Когда интервалы между машинами оказывались меньше секунды, они перегревались, так что инженеры просили гонщиков оставаться на чуть большей дистанции, что не позволяло бороться за позицию, но почти все ехали друг за другом в «поезде DRS», так что перегревались и машины, и гонщики. И никаких обгонов.
В Ferrari попросили Леклера отстать от Сайнса на пять секунд, чтобы, с одной стороны, сохранить позиции, с другой, обезопасить себя от атак Расселла.
На 20-м круге выехал автомобиль безопасности из-за аварии Сарджента, но в итоге гонщик смог сам добраться до боксов. Почти все сменили резину, у Леклера возникла заминка – и расстановка сил изменилась. Алонсо получил 5-секундный штраф за двойное пересечение белой линии на въезде на пит-лейн.
На рестарте Сайнс сохранил лидерство. Расселл и Норрис опередили Ферстаппена, Хэмилтон – Переса, а потом и Ферстаппена.
На 28-м круге Леклер обогнал Ферстаппена в борьбе за пятое место.
Алонсо на изношенных шинах собрал за собой большую группу гонщиков, как и Перес за собой, но обогнать было невозможно. Все берегли шины и топливо, даже не сражаясь за позицию. Вот за это гонка в Сингапуре и подвергается критике.
Все ждали выезда автомобиля безопасности из-за аварии, но все ехали весьма аккуратно. Отрывы были минимальны, но разницы в скорости не хватало, чтобы побороться за позицию даже с тремя зонами DRS.
На 37-м круге Магнуссен срезал поворот, потеряв сразу три позиции.
Алонсо атаковал Переса и вышел вперед, но Серхио сразу вернул позицию. Воспользовавшись этой борьбой, и Окон опередил Алонсо, а потом и Переса.
На 40-м круге Перес сменил резину, на 41-м – Ферстаппен.
На 43-м круге появились желтые флаги – машина Окона остановилась во втором повороте из-за проблем с силовой установкой. Дирекция гонки объявила режим виртуальной машины безопасности. Многие свернули в боксы, сменив резину.
На 46-м круге после ошибки на торможении Алонсо заехал в карман безопасности в 14-м повороте, но потом продолжил движение.
Ферстаппен долго прессинговал Хюлкенберга в борьбе за девятое место, и на 49-м круге вышел вперед, а на 51-м опередил и Лоусона, поднявшись на восьмое.
Сайнс, Норрис и Леклер выбрали стратегию одного пит-стопа, за десять кругов до финиша шины были изношены, а ехавшие позади Расселл и Хэмилтон на более свежей резине выигрывали по две секунды на круге. В итоге на 53-м круге сначала Расселл опередил Леклера, а кругом позже и Хэмилтон.
На 55-м круге Ферстаппен опередил Пиастри.
На 58-м круге Ферстаппен опередил Гасли в борьбе за шестое место, а первая четверка собралась в плотную группу – их разделяли шесть десятых. На последнем круге Расселл врезался в барьер – на торможении перед 10-м поворотом он задним правым колесом задел барьер и сломал подвеску.
Карлос Сайнс выиграл Гран При Сингапура с дублем и лидированием со старта до финиша. Впервые в сезоне победу одержал не гонщик Red Bull. Вторым финишировал Ландо Норрис, на третью ступеньку подиума поднялся Льюис Хэмилтон. Лиам Лоусон финишировал девятым, заработав первые очки в Формуле-1.
Выиграв Гран При Сингапура, Карлос Сайнс одержал первую победу в сезоне и вторую в карьере. Во второй гонке подряд он поднялся на подиум. Это четвертая победа Ferrari в Сингапуре.
После гонки испанский пилот сказал: «Невероятные эмоции под конец этого невероятного уик-энда! Хочу поблагодарить всю команду Ferrari, которой удалось переломить ситуацию, и после трудного начала сезона мы все-таки одержали эту победу!
По ходу гонки мы все делали как надо, действовали идеально и финишировали первыми – сегодня вся Италия может гордиться Ferrari! Сегодня важнее всего было беречь резину, особенно в начале каждого отрезка, чтобы нормально проехать запланированное количество кругов.
Понятно, что из-за автомобиля безопасности пришлось провести пит-стоп раньше, чем мы планировали, и я знал, что мне предстоит проехать очень длинный отрезок на жесткой резине, по ходу которого надо было сдерживать Джорджа Расселла, чтобы не позволить ему воспользоваться появлением сейфти-кара или провести еще один пит-стоп, когда он перешел бы на резину состава Medium.
Мы идеально реализовали этот план, но под конец борьба была очень острой. Я намеренно позволил Ландо Норрису подъехать близко, чтобы ему помочь, и он мог использовать DRS. В итоге я первым пересек линию финиша.
Если честно, я чувствовал, что контролирую ход гонки, я мог ехать в нужном темпе, позволявшим делать то, что мне нужно. Разумеется, был риск ошибиться, но мне казалось, что я нормально справлюсь. И когда мы победили, я испытал самое радостное чувство, какое только возможно – сейчас я на седьмом небе!».
Напомним, что победа Сайнса прервала рекордную серию Red Bull Racing из 15 побед подряд и рекордную серию Макса Ферстаппена из 10 побед подряд.
Финишировав вторым, Ландо Норрис третий раз в этом году поднялся на подиум. Это первый подиум McLaren с Сингапура'12.
Льюис Хэмилтон финишировал третьим и впервые в этом году поднялся на третье место в личном зачете.
Шестое место Пьера Гасли – его лучший результат в Сингапуре.
Финишировав девятым, Лиам Лоусон заработал первые очки в карьере. Он стал 350-м гонщиком в истории, заработавшим очки в Формуле 1, и шестым новозеландцем в этом списке после Денни Халма, Брюса Макларена, Криса Эймона, Хоудена Генли и Брендона Хартли.
Финишировав десятым, Кевин Магнуссен повторил свой лучший результат в этом сезоне. До этого он финишировал десятым на других уличных трассах – в Джидде и Майами.
Финишировав 15-м, Фернандо Алонсо впервые в этом сезоне не смог заработать очки. Испанец стал первым гонщиком в истории, который проехал в гонках Формулы-1 100 000 километров.
P.S. На городской трассе в Сингапуре команду Red Bull как подменили – Макс еще во время тренировок ругался на коробку передач и оба гонщика на сцепление шин с дорогой, в результате реально провального выступления до сих пор безоговорочно лидировавшая команда, прервала рекордную цепь побед, что впрочем, никак не отразилось на ее положении в турнирной таблице. Зато успех Сайнса и Ferrari реально вдохновил болельщиков Формулы-1, а последние круги гонки стали одними из самых впечатляющих в сезоне.