Ферстаппен оформил на Гран При Японии двухкратное чемпионство
10 октября 2022
Выиграв в Сузуке Макс Ферстаппен стал двухкратным чемпионом мира
Александр Климнов, фото f1news.ru
Легендарный автодром Сузука расположен в одноименном городе префектуры Мие. Трасса сконфигурирована в виде «восьмерки» и разработана Джоном Хугенхольцем для тестов дорожных машин Honda, т.е. это их домашняя трасса. В Сузуке имеются все типы поворотов, что позволяет оценивать характеристики дорожной техники Honda, но для машин Формулы-1 становится серьезным испытанием.
Автодром в Сузуке временно покидал чемпионат после реконструкции и возвращения в календарь трассы Фудзи, потом владельцы двух трасс договорились чередовать гонки, но в июле 2009-го в Фудзи отказались от этапа из-за финансовых проблем, и с тех пор Гран При Японии вновь проходил только в Сузуке. Два года этап не проводился из-за пандемии коронавируса.
Европейские зрители всегда немного завидовали японцам – многие события, ставшие классикой Формулы-1 и описанные в правочниках, происходили именно в Сузуке.
В последние годы автодром был реконструирован – уложен новый асфальт, расширены зоны безопасности, но конфигурация трассы осталась практически неизменной.
Кстати, в 2014-м дождевую гонку завершили досрочно после катастрофы Жюля Бьянки (болид пилота боком влетел под трактор, эвакуировавший другую поврежденную машину и так как защиты Halo еще не было [она появилась в том числе как реакция на эту трагедию], то ударился головой, впал в кому и несколько месяцев спустя скончался – авт.).
В 2022 году Формула-1 вернулась в Японию после трехлетнего перерыва. Трибуны, несмотря на прохладную и дождливую погоду, оказались заполнены полностью. Японские болельщики соскучились по национальному Гран При. Этап был восемнадцатым в календаре – и стал вторым, где могла досрочно решиться судьба чемпионского титула. Для этого Максу Ферстаппену достаточно было на восемь очков опередить Шарля Леклера и на шесть Серхио Переса.
В октябре дожди в Сузуке – самое обычное дело, вот и в этом году погода стала одним из решающих факторов уик-энда. В пятницу на влажной трассе быстрее всех оказался Джордж Расселл.
Квалификация в Сузуке всегда получается интересной, но поул не имеет принципиального значения – за последние десять лет гонку лишь пять раз выигрывал гонщик, стартовавший первым. Из действующих гонщиков поул на японской трассе удавалось завоевать только Феттелю и Хэмилтону, которые на этот раз в борьбе за победу в квалификации не участвовали.
Выиграв посуху квалификацию в Сузуке, Макс Ферстаппен завоевал пятый поул в сезоне и 18-й в карьере, сравнявшись по этому показателю с Кими Райкконеном, Рене Арну, Марио Андретти и Шарлем Леклером.
Шарль Леклер квалифицировался вторым, уступив Ферстаппену всего одну сотую, что стало минимальным интервалом между первым и вторым местом в этом сезоне. Для Леклера это пятое второе место в сезоне – и 24-й в карьере старт с первого ряда.
Карлос Сайнс квалифицировался третьим, вновь уступив напарнику по команде. В этом году он лишь четыре раза опережал Леклера в квалификации – и 14 раз уступал.
Такой же счет в квалификации в Red Bull Racing – Серхио Перес показал четвертое время, в 14-й раз уступив Максу Ферстаппену.
Квалифицировавшись пятым, Эстебан Окон третий раз в этом году повторил свой лучший результат в сезоне. Лишь дважды в карьере он квалифицировался выше – третьим в Италии’17 и Бельгии’18.
Льюис Хэмилтон квалифицировался шестым – это его худший результат в Сузуке после перехода Формулы-1 на гибридные турбомоторы.
За час до старта начал накрапывать дождь.
Пьер Гасли стартовал с пит-лейн – в условиях закрытого парка ему изменили конфигурацию заднего антикрыла и настройки передней подвески, что запрещено правилами.
Перед стартом дождь усилился, но дирекция гонки приняла решение о старте с места. Все стартовали на промежуточных шинах.
На старте Ферстаппен допустил пробуксовку и Леклер атаковал, но Макс сохранил лидерство. Стролл поднялся на 13-е место. После контакта с Алонсо Феттель вылетел в гравий и оказался последним.
Сайнс разбил машину после вылета в 12-м повороте – и вынес на трассу рекламный баннер, который повредил машину Гасли.
Элбон остановился после контакта с Магнуссеном из-за пробитого радиатора.
Выехал автомобиль безопасности. Через пару минут гонку остановили красными флагами.
Гасли сменил шины и догонял пелотон, когда в 12-м повороте в последний момент увидел трактор, эвакуирующий машину Сайнса, и стоявшего рядом с ним маршала.
Пьер проехал опасно близко к ним на скорости около 250 км/ч, через две секунды после того, как гонка была остановлена. Пилот сказал своему инженеру: «Что это за трактор на трассе? Я проехал рядом. Это неприемлемо. Вспомните, что произошло. Не могу в это поверить».
Эпизод Гасли с трактором вяще напомнил о трагедии с Жюлем Бьянки в Сузуке'14
После инцидента в FIA опубликовали короткое заявление: «Что касается инцидента на третьем круге, он произошел после того, как выехал автомобиль безопасности и гонка была нейтрализована. Условия ухудшились и красный флаг был показал до того, как гонщик машины #10 проехал место аварии, в котором пострадала его машина на прошлом круге».
Первая пятерка в момент остановки гонки: Ферстаппен – Леклер – Перес – Окон – Хэмилтон.
Дождь лил в полную силу, на трассе появились лужи. Гонщики вернулись на пит-лейн и покинули машины. На машине Гасли заменили поврежденное переднее антикрыло.
Рестарт несколько раз откладывали. Для оценки состояния трассы выезжала медицинская машина, но ситуация постепенно ухудшалась – дождь не был сильным, но с каждой минутой лужи становились все больше.
В 16:15 по местному времени (через 2 часа и 15 минут после первого старта) объявили рестарт за автомобилем безопасности на шинах для сильного дождя, чтобы проехать хоть какую-то дистанцию. Дождь продолжался. Промокшие и замерзшие зрители встретили гонщиков аплодисментами.
Через два круга автомобиль безопасности покинул трассу и на 5-м круге гонщики смогли бороться.
Ферстаппен сохранил лидерство.
Далее шла позиционная борьба, самым интересным эпизодом которой стала борьба за 2-е место между Леклером и Пересом.
В последнем повороте на 28 круге Леклер ошибся, выехав за пределы трассы, но вернулся вторым, сохранив позицию, получив незаконное преимущество, что обернулось пятисекундным штрафом и потерей второго места.
Гонка закончилась по истечении двухчасового лимита. Гонщики проехали только 29 кругов из 53-х, но в FIA решили начислить полные очки, объяснив это тем, что неполные очки начисляются только в случае приостановки гонки [красным флагом], которая не может быть возобновлена, а если она остановлена стандартным клетчатым флагом, то очки сохраняются полностью.
Выиграв Гран При Японии, Макс Ферстаппен одержал 12-ю победу в сезоне, приблизившись к абсолютному рекорду – больше побед (по тринадцать) было только у Михаэля Шумахера в 2004-м и Себастьяна Феттеля в 2013-м. Макс одержал 32-ю победу в карьере, сравнявшись по этому показателю с Фернандо Алонсо. Также Макс Ферстаппен стал вторым самым молодым двухкратным чемпионом мира после Себастьяна Феттеля.
Впервые с 2011 года судьба чемпионского титула решилась в Сузуке. Тогда титул выиграл Себастьян Феттель за рулем машины, построенной Эдрианом Ньюи, и тоже за четыре гонки до конца сезона.
Победа Ферстаппена стала первой победой Red Bull в Сузуке после перехода Формулы-1 на гибридные турбомоторы. Интересно, что до этого Макс никогда не лидировал на Сузуке.
Серхио Перес классифицирован вторым, позволив Red Bull Racing впервые в своей истории завоевать пять победных дублей в одном сезоне.
Шарль Леклер стал третьим, т.е. в четвертой гонке подряд поднялся на подиум, повторив самую продолжительную серию в своей карьере, а также превзошел отметку в 800 очков за карьеру.
Четвертое место Эстебана Окона – лучший результат Alpine в этом сезоне. Фернандо Алонсо финишировал седьмым, команда заработала за этап 18 очков, что тоже является лучшим результатом в сезоне, вернув себе четвертое место в Кубке конструкторов, опередив McLaren.
Себастьян Феттель на своей 250-й гонке стал шестым, повторив лучший результат сезона.
Николас Латифи закончил гонку девятым, впервые в сезоне заработав очки.
Льюис Хэмилтон стартовал в своем 306-м Гран При, сравнявшись с Дженсоном Баттоном на пятой строчке в общем рейтинге. Пятое место – худший результат британца в Сузуке с 2013 года, когда он сошел с дистанции.
Гуаньюй Чжоу стал 136-м гонщиком в истории Формулы-1 – и первым китайцем, оставившим за собой лучший круг гонки (правда, очко он за него не получил, так как финишировал вне первой десятки).
На специальной чемпионской пресс-конференции Макс Ферстаппен на вопрос о задержке при начислении очков рассказал: «По ходу гонки я понятия не имел, что они решат с очками. Целью была победа в гонке. Финишировав, я сказал: «Потрясающая гонка. Много очков, но я все еще не чемпион». Затем я давал интервью после финиша, и вдруг мои механики начали аплодировать. И я спросил: «Что происходит?»
Потом я понял, что Серхио стал вторым вместо Шарля, но по-прежнему не понимал, получим мы полные очки, половинные или какие-нибудь 75%. И тут Том Вуд [медиаделегат FIA] сказал, что я стал чемпионом мира. И мы начали праздновать.
Потом вдруг люди стали говорить: «Нет, у тебя недостаточно очков». Но в итоге их оказалось достаточно и я снова стал чемпионом мира!».
На вопрос о росте скорости машин Red Bull по ходу сезона Макс Ферстаппен ответил: «Люди всегда ждут от вас большего, но для меня это ничего не меняет. Я не думаю, что стал более быстрым гонщиком, на этом этапе карьеры вы вряд ли найдете еще одну или две десятых за счет пилотирования. Нужно извлечь уроки из предыдущих сезонов и использовать этот опыт на практике. В некоторых ситуациях вы порой действуете быстрее просто потому, что уже знаете, как с ними справляться.
По ходу сезона наша машина не была самой быстрой в квалификациях, имела лишний вес, что тоже не помогало. Но в этом году с новыми машинами многое изменилось. Если прежде вы много времени уделяли подготовке к квалификации, поскольку обгонять было сложно, то сейчас даже после не самой удачной субботы вы знали, что в воскресенье сможете обгонять. Это прекрасное качество новых машин.
Если бы в прошлом году у нас были такие проблемы в квалификациях, как в этом, мы не были бы столь конкурентоспособны. А в этом году поул отнюдь не гарантировал победу, которых мы одержали немало».
Через две недели борьба продолжится в американском Остине, а еще через неделю – в Мехико (и надо думать, что Перес постарается блеснуть перед земляками.
P.S. Победа Макса Ферстаппена в чемпионате 2022 года была предсказуема уже в середине сезона, а на Сузуке она произойдет или позже, всерьез инересовало разве что букмекеров. В любом случае голландского пилота можно поздравить со вторым титулом, завоеванным в уверенном чемпионском стиле – теперь никто не усомнится, что Макс чемпион «природный», а не случайный. По этому поводу команда Red Bull даже разместила видеоролик о ходе борьбы Макса за титул на 18 этапах. Кубок конструкторов, также практически уже в кармане Red Bull и Honda. Впрочем, впереди еще два «двойника», на которых будет решаться судьба вице-чемпионского титула между Пересом и Леклером, а также 4-го места между Расселом и Сайнсом.