Гран При Австралии – Карлос Сайнс побеждает через две недели после операции, а Макс Ферстаппен сходит на первых кругах из-за отказа тормозов
25 марта 2024
В Мельбурне Ferrari впервые за много лет завоевала дубль
Александр Климнов, фото f1news.ru, vk.com/f1commentattors
Первая гонка сезона на отличной трассе Альберт-парк вполне удалась, даже жаль, что не Гран При Австралии открывал нынешний сезон, настолько сенсационными вышли результаты гонки в Мельбурне. Перед этим четвертый год подряд сезон стартовал в скучном Бахрейне, третий год в паре с Джиддой, и к приезду в Мельбурн все уже стало как бы более-менее ясно.
Как и годом ранее, на двух первых этапах гонщики Red Bull Racing завоевали два победных дубля и приехали в Мельбурн законными фаворитами. Даже очков Ферстаппен и Перес набрали столько же, сколько и в 2023-м.
Но прошлогодние «засады» трассы в Альберт-парке никуда не делись. Почти все сессии уик-энда изобиловали авариями и прерывались красными флагами, что привело к неожиданным переменам.
Впервые за много лет в Williams к началу сезона не стали строить третье шасси, которое можно было бы использовать в качестве запасного, потратив время и ресурсы на решение других задач. Опытный Джеймс Ваулз просто попросил гонщиков не попадать в аварии, понадеявшись на авось – и оказался в проигрыше.
В первой пятничной тренировке Алекс Элбон приложил машину сначала об одну стену, потом о другую, так что восстанавливать было уже нечего. Сломанные опоры двигателя, разбитая коробка, трещины в кокпите. Но шансы Элбона заработать очки были выше шансов его напарника Логана Сарджента. И американского пилота попросту сняли с Гран При, а на основе его шасси собрали болид для Алекса (у которого, кстати, в воскресенье было День рождения – авт.). Гонщики Формулы-1 менялись шасси по ходу этапов в начале истории Больших гонок, но в 2024-м такое дежавю стало неожиданным.
Карлос Сайнс за две недели восстановился после проведенной в Саудовской Аравии аппендэктомии (операция по удалению аппендицита была проведена малоинвазивным способом, т.е. с минимальными разрезами – поэтому пилот и смог уже через два дня появиться в паддоке, а через две недели принять полноценное участие в гоночном уикенде – авт.) с ограничениями, отработал тренировки, опередил напарника в квалификации и мужественно вышел на старт.
Напомним, что в конце сезона Сайнс-младший покинет Ferrari, уступив кокпит Льюису Хэмилтону, но испанец еще раз доказал всему миру, что он – истинный гонщик.
Болиды Ferrari были быстры в Альберт-парке. Шарль Леклер показал лучшее время на тренировках в пятницу и субботу.
КВАЛИФИКАЦИЯ
В квалификации Макс Ферстаппен в нужный момент прибавил – и в третий раз в этом году и в четвертый раз подряд оказался на поуле, который стал 35-м в его карьере.
Карлос Сайнс квалифицировался вторым – это его лучший результат в Мельбурне и в этом сезоне. В 12-й раз за карьеру испанец стартовал с первого ряда, сравнявшись по этому показателю с Хосе-Фройлан Гонсалесом и Хайнцем-Харальдом Френтценом.
Серхио Перес показал третье время, повторив свой лучший результат в Альберт-парке, показанный в 2022-м, но потерял три места на старте за блокировку Нико Хюлкенберга в первой части квалификации.
Четвертое место Ландо Норриса – лучший результат McLaren в этом сезоне.
Пятое место Шарля Леклера прервало его серию из шести подряд стартов с первого ряда.
Шестое место Оскара Пиастри – его лучший результат на домашней трассе.
Джордж Расселл квалифицировался седьмым, впервые с 2011 года в первой шестерке в Австралии не оказалось машин Mercedes.
Лэнс Стролл квалифицировался девятым, впервые в сезоне и лишь четвёртый раз с начала 2023 года опередив Фернандо Алонсо.
Впервые с 2010 года Льюис Хэмилтон не смог пройти в финал квалификации в Мельбурне, в пятом Гран При подряд уступив напарнику по команде.
Даниэль Риккардо впервые за карьеру выбыл в Австралии уже в первой части квалификации.
Гуаньюй Чжоу стартовал с пит-лен, потому что у команды не оказалось переднего антикрыла той же спецификации с тем, что он разбил, хотя он и так квалифицировался последним.
В Pirelli впервые в сезоне привезли на этап «мягкую» тройку составов – C3, C4 и C5 в роли Hard, Medium и Soft. В гонке Алонсо и Хюлкенберг стартовали на Hard, Чжоу, Хэмилтон и Риккардо на Soft, остальные на Medium.
ГОНКА
На старте Ферстаппен уверенно сохранил лидерство, но оказался «халифом на час», точнее на один круг, так как уже на 2-м круге Сайнс во вполне внешне боевом режиме опередил Ферстаппена в борьбе за лидерство.
Причина замедления лидера гонки и чемпионата стала проясняться на 4-м круге – тормоза на машине Ферстаппена начали явно дымиться,
Макс медленно вернулся в боксы и сошел с дистанции, причем, по дороге его охромевший болид терял детали, а на пит-лейн вообще выпустил облако черного дыма, а при въезде на пит-стоп и сноп огня.
На 9-м круге при смене шин у Валттери Боттаса, как и в двух прошлых Гран При, возникла заминка с колесной гайкой, которая вообще укатилась на ту часть пит-лейн, по которой ехали болиды (после гонки этот инцидент, кстати, обошелся команде в 5000 евро штрафа).
На 17-м круге при обслуживании болида Эстебана Окона произошла заминка, пленка от визора попала в воздуховод охлаждения тормозов и задымилась.
И на этом же 17-м круге силовая установка на машине Хэмилтона резко потеряла мощность. Английский пилот остановился на третьем секторе, а дирекция гонки объявила режим виртуальной машины безопасности.
На 18-м круге был объявлен рестарт.
На 27-м круге Перес обогнал Алонсо в борьбе за пятое место.
На 42-м круге Сайнс провел пит-стоп, сохранив лидерство в гонке. Пиастри обогнал Алонсо в борьбе за четвертое место. Фернандо свернул на пит-стоп.
На последних кругах Расселл прессинговал Алонсо в борьбе за шестое место, но испанец остался впереди.
За два круга до финиша Сайнс пожаловался на сильный износ шин, Леклер стремительно сокращал отставание.
На 58-м круге Джордж Расселл в борьбе с Алонсо разбил машину, ее бросило в защитный барьер и она замерла на боку посреди трассы. Объявили режим виртуального автомобиля безопасности (хотя гонщик просто орал в эфир, требуя красный флаг, так как оказался беззащитным перед любым дополнительным столкновением – авт.), за которым гонка и финишировала. Машины не коснулись, но видеозапись с Mercedes Расселла показала, что Алонсо замедлился сильнее, чем обычно, когда они входили в поворот перед двумя зонами DRS, устроив сопернику «брейк-тест». Стюарды признали вину Алонсо, наказав 20-секундным штрафом и тремя штрафными баллами.
Выиграв Гран При Австралии Карлос Сайнс одержал третью победу в карьере – все в составе Ferrari. Он выиграл в Великобритании’22, Сингапуре’23 и Австралии’24. Это 244-я победа Ferrari в Формуле-1 и 23-я после перехода на гибридные турбомоторы.
Карлос превзошел рубеж 1000 километров лидирования и 1000 очков за карьеру. Это был 150-й Гран При, в котором Сайнс финишировал. Подиум в Мельбурне – 20-й в его карьере.
Шарль Леклер финишировал вторым, продлив результативную серию до 12 гонок – это самая продолжительная в его карьере серия гонок подряд, в которых он зарабатывал очки. Для монегаска это 32-й подиум за карьеру, он финишировал в первой тройке в пяти из шести последних Гран При.
Впервые с 2004 года Ferrari завоевала победный дубль в Мельбурне – тогда это были Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло. Это 86-й победный дубль в истории Ferrari.
Третье место Ландо Норриса принесло McLaren первый подиум в Мельбурне за десять лет. В 2014-м Кевин Магнуссен финишировал вторым, а Дженсон Баттон – третьим.
В карьере Норриса это 14-й подиум, он превзошел рекорд Ника Хайдфельда по числу подиумов без побед.
Четвертое место Оскара Пиастри – повторение лучшего результата австралийских гонщиков в домашнем Гран При после Марка Уэббера в 2012-м, и Даниэля Риккардо в 2016 и 2018-м.
Второй год подряд оба гонщика Aston Martin заработали очки в Мельбурне.
Финишировав восьмым, Юки Цунода заработал первые очки в этом сезоне.
Впервые после Австрии’22 оба гонщика Haas F1 заработали очки.
12-е место Даниэля Риккардо – его лучший результат в сезоне.
Впервые после Азербайджана’21 команда Mercedes не заработала очков в гонке.
Через две недели борьба продолжится в Сузуке!
P.S. Остается надеяться, что Ferrari, воодушевленная победным дублем в Мельбурне, сохранит взятый темп (а не только за счет схода главного соперника) и покажет класс и в других Гран При, став главным соперником Red Bull, что только добавит зрелищности нынешнему длинному (в 24 гонки) чемпионату.