Макс Ферстаппен выиграл Гран При Австралии, прошедший с тремя рестартами
Александр Климнов, фото f1news.ru
Гран При Австралии проводится с 1985 года – и в этом сезоне прошел в 37-й раз. Одиннадцать лет этап проходил в Аделаиде и закрывал сезон, а в 1996-м переехал в Мельбурн и, за редким исключением, принимал первую гонку. В июне 2022-го организаторы продлили контракт на проведение Гран При до 2035-го.
Городская трасса носит временный статус и проложена по дорожкам Альберт-парка, расположенного на берегах искусственного озера в деловом центре второго по величине города Австралии, административного центра штата Виктория – Мельбурна.
В прошлом году трассу кардинально переработали, что сделало ее примерно на пять секунд быстрее, а также построили новые трибуны. Две из них названы в честь чемпионов мира – Джима Кларка (между поворотами 8 и 9) и Ники Лауды (в 12-м повороте).
По ходу гоночного уик-энда Альберт-парк обычно посещают более 300 тысяч зрителей, а доходы местного бизнеса, прямо или косвенно связанного с Гран При, оцениваются в 39 млн. австралийских долларов. В этом году все рекорды посещаемости были перекрыты, так только на гонке побывали свыше 444 тыс. зрителей.
Трасса достаточно быстрая и не слишком требовательная к аэродинамике. Из-за пыли и грязи, обычных для городских трасс, сцепление с асфальтом серьёзно меняется по ходу уик-энда, осложняя работу с настройками. Уложенный в прошлом году новый асфальт оказался не таким уж ровным, как рассчитывали организаторы, осталось много кочек.
Трасса требовательна к моторам, по нагрузке на двигатель она уступает лишь Монце – 66% круга гонщики проезжают с полностью нажатой педалью газа. Из-за частых разгонов на выходе из медленных поворотов важна хорошая управляемость и стабильность двигателя в широком диапазоне оборотов.
Аэродинамика настраивается на средне-высокий уровень прижимной силы – по настройкам трасса в Мельбурне напоминает Сепанг или Сильверстоун, по ходу уик-энда инженерам приходится искать традиционный компромисс между прижимной силой и скоростью.
В нынешнем сезоне австралийский этап вновь стал третьим в сезоне, но за год ситуация изменилась. Так, гонщики Red Bull Racing завоевали два победных дубля подряд и приехали в Мельбурн безусловными фаворитами (даже больше, сам Хэмилтон широко распространяется о непобедимости болидов Red Bull в нынешнем сезоне – авт.).
В первой тренировке Ферстаппен показал лучшее время, вторую фактически дождем разделило на две части, и Алонсо оказался на первой строчке. На утренней тренировке в субботу Макс вновь возглавил протокол и он же выиграл квалификации, завоевав второй поул в сезоне, 22-й поул в карьере и первый для Red Bull Racing в Альберт-парке с 2013 года. По числу поулов он сравнялся с Фернандо Алонсо.
А вот на болиде его напарника Серхио Переса в третьей тренировке возникли проблемы с тормозами, из-за сего он несколько раз вылетал в гравий, однако, команда по какой-то причине так и не смогла их решить, и в результате вылет в самом начале квалификации вывел мексиканца из борьбы за поул. В условиях закрытого парка ему заменили элементы силовой установки и стартован Перес с пит-лейн, кстати, вместе с Боттасом, которому скорректировали настройки подвески.
На первом ряду стартового поля были Ферстаппен и Расселл, на втором – Хэмилтон и Алонсо, а на третьем – Сайнс и Стролл.
В Pirelli привезли на этап «среднюю» тройку составов – С2, С3 и C4 в роли Hard, Medium и Soft. Перес, де Вриз и Сарджент стартовали на Hard. Гасли, Окон, Чжоу и Боттас – на Soft, остальные на Medium.
На старте (первом – авт.) Расселл и Хэмилтон опередили Ферстаппена. Стролл зацепил Леклера,
монегаск вылетел в гравий и сошел с дистанции проехав считанные метры. На трассу в первый раз выехал автомобиль безопасности.
Первая десятка на 2-м круге: Расселл – Хэмилтон – Ферстаппен – Сайнс – Алонсо – Элбон – Стролл – Гасли – Хюлкенберг – Цунода.
На 4-м круге объявили второй рестарт. Расселл сохранил лидерство, не произошло и других перестановок.
На 8-м круге Элбон разбил машину в шестом повороте. Вновь выехал автомобиль безопасности.
На 9-м круге гонку остановили красными флагами – нужно было убрать с трассы гравий.
Первая десятка на момент приостановки гонки: Хэмилтон – Ферстаппен – Алонсо – Стролл – Гасли – Хюлкенберг – Расселл – Цунода – Норрис – Пиастри.
На 18-м круге загорелась машина Расселла (эффективно сработала внутренняя система пожаротушения – авт.) – он остановился на трассе и выбыл из борьбы. Дирекция гонки объявила режим виртуального автомобиля безопасности (VSC).
Первая десятка за VSC: Ферстаппен – Хэмилтон – Алонсо – Гасли – Сайнс – Стролл – Хюлкенберг – Норрис – Цунода – Пиастри.
На 20-м круге объявили третий рестарт. Позиции не изменились.
На Перес начал обгонять одного пилота за другим уже к 23-му кругу поднявшись на 9-е место.
На 25-м круге Сайнс опередил Гасли в борьбе за четвертое место.
На 43-м круге Перес опередил Норриса, на 45-м – Хюлкенберга, поднявшись на седьмое место.
На 48–м круге Ферстаппен вылетел на траву, потеряв четыре секунды, но сохранил лидерство.
На 54-м круге Магнуссен задел барьер, машина потеряла заднее правое колесо, оставшееся на трассе. Во второй раз выехал автомобиль безопасности.
Первая десятка за автомобилем безопасности: Ферстаппен – Хэмилтон – Алонсо – Сайнс – Гасли – Стролл – Перес – Норрис – Хюлкенберг – Окон.
На 55-м круге гонку остановили во второй раз красными флагами – нужно было убрать обломки.
Гонщики смогли сменить шины, получив Soft на последние два круга гонки. Пауза продолжалась 15 минут, потом гонщики стартовали с места.
На рестарте Ферстаппен сохранил лидерство. Во Сайнс задел машину Алонсо – и ее развернуло без последствий (но за этот чисто гоночный эпизод судьи, тем не менее, наказали испанца 5-секундным штрафом, что фактически уничтожило его гонку, отбросив с 4-го места на безочковое 12-е! – авт.). Столкнулись Окон и Гасли, Сарджент и де Вриз – из борьбы выбыли сразу четверо пилотов. Стролл вылетел в гравий. Вновь появились красные флаги. Эти инциденты стюарды оставили без последствий.
Первая десятка в момент остановки гонки: Ферстаппен – Хэмилтон – Сайнс – Хюлкенберг – Цунода – Норрис – Пиастри – Чжоу – Боттас – Перес.
Рестарт объявили за автомобилем безопасности в порядке перед прошлым рестартом с вычетом выбывших машин (решение, спорность которого будут обсуждать еще долго – авт.).
Порядок гонщиков на рестарте: Ферстаппен – Хэмилтон – Алонсо – Сайнс – Стролл – Перес – Норрис – Хюлкенберг – Пиастри – Чжоу – Цунода – Боттас
Сайнсу дали пятисекундный штраф за инцидент с Алонсо, прибавив его к результату гонки, что опустило его с 4–го на 12–е место. Карлос просил стюардов подождать с принятием решения, чтобы объясниться, но оно уже было принято.
На рестарте автомобиль безопасности провел пелетон из 12-ти оставшихся машин за собой, покинул трассу, и гонка сразу финишировала – через 2 часа и 32 минуты после старта.
После финиша машина Хюлкенберга остановилась на трассе.
Макс Ферстаппен выиграл Гран При Австралии, одержав 37–ю победу в карьере, вторую в сезоне – и первую в Мельбурне. Он в 80-й раз за карьеру поднялся на подиум, сравнявшись по этому показателю с Айртоном Сенной.
Для команды Red Bull Racing это лишь вторая победа в Альберт-парке – первую одержал Себастьян Феттель в 2011-м. Впервые в истории эта команда выиграла три первых гонки сезона. Гран При Австралии – 350-й в истории команды.
Льюис Хэмилтон финишировал вторым, впервые в сезоне поднявшись на подиум, заработав 192-й подиум в карьере и первый в этом сезоне. Фернандо Алонсо третью гонку подряд закончил третьим, подряд с начала сезоне.
На подиум в Мельбурне поднялись три чемпиона мира. В прошлый раз такое было в Венгрии’18, когда в первой тройке финишировали Хэмилтон, Феттель и Райкконен.
Команда McLaren преодолела рубеж 6000 очков в истории.
Через месяц борьба продолжится в Баку, где пройдет первый в этом году этап с субботним спринтом (также не совсем популярное решение, которое поддерживают не все пилоты – авт.).
P.S. Признаться такой «краснофлаговой вакханалии» за все три десятилетия боления за «королевские гонки» видеть не приходилось. Вообще, организаторы ГП Австралии провели минувший этап просто безобразно, ко всему еще допустив прорыв зрителей на трассу до фактического окончания гонки, причем, фанатам удалось добраться до вставшего болида, стоявшего в этот момент под электрическим напряжением. То, что обошлось без дополнительных ЧП почти что чудо. В результате FIA вызывала организаторов ГП Австралии «на ковер», а после полного расследования им еще предстоят штрафы за свое нерадение.
Реально каждая остановка гонки вызвала вопросы к FIA – зачем останавливать гонку для того, чтобы убрать гравий или часть лопнувшей покрышки, если уже много лет действует режим движения за пейс-каром? Ну а уж штраф Сайнса и подавно скандал – потерять завоеванное в борьбе 4-е место за обычный гоночный эпизод, при том, что судьи закрыли глаза на множество аналогичных инцидентов – такое кого угодно выбьет из колеи.