Макс Ферстаппен помог Red Bull установить на Гран При Венгрии рекорд
24 июля 2023
Очередная безоговорочная победа Макса Ферстаппена бьет рекорды Формулы-1
Александр Климнов, фото f1news.ru
Гонки Формулы-1 дебютировали в Венгрии в 1986-м, причем, этот этап мог бы пройти и в СССР. В те времена Берни Экклстоун хотел непременно провести гонку за «железным занавесом», рассматривая в качестве кандидатов Советский Союз (СССР), Китай (КНР) и Югославию (СФРЮ). Однако прочность «занавеса» оказалась выше даже его всемирной настойчивости, так что Экклстоуну пришлось остановить выбор на «самом веселом бараке соцлагеря», как неофициально называли тогда Венгерскую народную республику (ВНР), чему, впрочем, в немалой степени помогла и развернувшаяся в СССР «Перестройка».
Промоутером венгерского этапа стал Тамаш Франк, с которым Берни долгие годы был дружен, пока летом 2012-го Тамаш не ушел из жизни. В результате 10 сентября 1985 года был подписан контракт, через три недели началось строительство, а 10 августа 1986-го на Хунгароринге прошел дебютный этап Формулы-1.
Ну а сегодня венгерский этап можно смело называть историческим, так Хунгароринг стал самой старой трассой в календаре этого сезона, построенной специально для Формулы-1. Это одна из немногих трасс, всегда присутствовавших в календаре с момента своего открытия.
В 2021-м контракт на проведение Гран При Венгрии был продлен до 2037 года. На Хунгароринге будут возведены новые трибуны вдоль главной прямой и полностью реконструирован паддок.
По средней скорости Хунгароринг превосходит только Монако – это очень медленная трасса, где непросто найти верные настройки. Обгонять сложно, хотя широкие зоны безопасности позволяют рисковать, а две зависимые зоны DRS облегчают борьбу за позиции.
Машины настраиваются на максимальную прижимную силу, аэродинамические настройки схожи с теми, что используются в Барселоне или Монако. Подвеска должна быть достаточно мягкой и обеспечивать стабильный контакт с трассой. Крайне важно заставить шины работать, избежав проблем с перегревом на дистанции.
Шестой раз в сезоне в Pirelli привезли на этап «мягкую» тройку составов – С3, С4 и С5 с маркировкой Hard, Medium и Soft. Это же сочетание составов недавно использовалось в Австрии, но формат квалификации изменится.
В первой сессии квалификации гонщики могли выезжать только на Hard, во второй – только на Medium, а в третьей – только на Soft. Это позволило сократить количество комплектов, которые шинники привозят на этап каждому гонщику, до одиннадцати вместо привычных тринадцати, сделав шаг в сторону большей экологичности и снижения затрат.
Суммарно на квалификацию и гонку каждый гонщик получит семь комплектов сликов. Один комплект Hard и один комплект Medium необходимо сохранить для Гран При. Что касается оставшихся четырех комплектов, то по одному пришлось вернуть после первой и второй тренировок, и два комплекта – после третьей сессии свободных заездов.
Число комплектов промежуточных и дождевых шин на этапе в Венгрии осталось неизменным – четыре и три соответственно.
Двенадцать из 14-ти поворотов трассы проходятся на скорости в районе 200 км/ч, что требует оптимального аэродинамического баланса и хорошего механического сцепления с трассой. Мощность двигателя и эффективность систем рекуперации здесь не так важны, как на многих других трассах.
Высоки требования к физическим кондициям гонщиков, которые почти все время находятся в зонах торможений и в поворотах, не имея возможности отдохнуть, кроме главной прямой. Торможения не слишком сильные, но износ тормозов высокий из-за того, что они не успевают остыть.
Обычно венгерский уик-энд сопровождает жаркая и солнечная погода. Хунгароринг не так часто используется для гонок, поэтому в пятницу состояние трассы оставляет желать лучшего (наносит песок с соседних холмов), а для работы с резиной больше подходит субботняя тренировка.
На Хунгароринге важно хорошо стартовать, поскольку в медленных втором и третьем повороте пелотон обычно растягивается. При этом прямая до первого поворота достаточно длинная – 400 метров от поула до точки торможения.
В 2023-м венгерский этап оказался на последним перед обязательным летним перерывом – отпуска всем пришлось отложить еще на неделю (из-за переноса на лето Гран При Бельгии для того чтобы избежать традиционных для Спа затяжных дождей – авт.), но остальные традиции были соблюдены – на Хунгароринге было жарко, пыльно и весело.
На расстановку сил выбор резины почти не повлиял – тенденции недавних гонок, где гонщики McLaren стабильно опережали Ferrari, сохранились.
В пятницу в первой сессии шел дождь, а во второй протокол возглавил Шарль Леклер. В субботу утром Льюис Хэмилтон возглавил протокол третьей тренировки, а потом под клетчатым флагом завоевал первый с Гран При Саудовской Аравии 2021 года, 104-й в карьере и уже девятый на Хунгароринге поул, что стало абсолютным рекордом для любого гонщика на одной трассе за всю историю Формулы-1. Кроме того, он 175-й раз за карьеру стартовал с первого ряда.
Поул в Венгрии – четвертый подряд для Mercedes.
Макс Ферстаппен квалифицировался вторым и стартовал с первого ряда в 51-й раз.
Гуаньюй Чжоу добился лучшего результата в карьере. Прежде он ни разу не выходил в финал квалификации. На Alfa Romeo с клиентским мотором Ferrari он опередил обоих основных гонщиков заводской команды.
Фернандо Алонсо квалифицировался восьмым, оставшись единственным гонщиком, кому удалось на всех этапах этого сезона пройти в финал квалификации.
Перес и Расселл выбрали Hard на первый отрезок гонки. Сайнс, Стролл, Гасли и Цунода стартовали на Soft, остальные, в том числе вся первая восьмерка – на Medium. Продолжительность отрезка определял износ задних шин.
На старте Ферстаппен и оба гонщика McLaren опередили Хэмилтона. Чжоу не среагировал на старте, потерял несколько мест и врезался в Риккардо, Даниэль – в Окона, а Окон в Гасли.
Пьер свернул в боксы и сошел с дистанции. Окон кругом спустя тоже заехал на пит-лейн и тоже сошел – двойной сход в Alpine после первого круга.
На 25-м круге Хэмилтон на свежей резине опередил Рассела по команде из боксов, за один круг оторвавшись на 2,5 секунды.
На 27-м круге Перес опередил Сайнса в борьбе за шестое место, а на 28-м – Расселла, в борьбе за пятое.
На 29-м круге Стролл по просьбе команды пропустил Алонсо.
На 47-м круге Леклер получил пятисекундный штраф за превышение скорости на пит-лейн.
Перес обогнал Пиастри в первом повороте в борьбе за четвертое место.
На 50-м круге Хэмилтон сменил резину, на 51-м – Ферстаппен.
На 57-м круге Хэмилтон обогнал Пиастри в борьбе за четвертое место.
На 69-м круге Сарджента развернуло в шикане, но желтые флаги сразу убрали, а Логан свернул в боксы, где сошел с дистанции.
Макс Ферстаппен выиграл Гран При Венгрии, одержав девятую победу в сезоне и 44-ю в карьере, заодно став пятым гонщиком в истории, выигравшим семь гонок подряд (после Альберто Аскари, Михаэля Шумахера, Себастьяна Феттеля и Нико Росберга). У Феттеля в этом списке наибольшее число побед подряд – девять в 2013-м, и тоже на машине Red Bull, разработанной Эдрианом Ньюи. В 11-й раз в карьере Ферстаппен лидировал от старта до финиша, сравнявшись по этому показателю с Джеки Стюартом и Михаэлем Шумахером. Теперь он уступает в этом рейтинге лишь Джиму Кларку (13), Себастьяну Феттелю (15), Айртону Сенне (19) и Льюису Хэмилтону (23). Преимущество Ферстаппена на финише в 33,731 секунды стало самым большим после победы Льюиса Хэмилтона на Гран При России 2021 года (53,271 секунды).
Победа в Венгрии стала 12-й подряд победой Red Bull – это новый рекорд в истории Формулы-1, превзойдя серию McLaren из 11 побед подряд в 1988-м. При этом, в Red Bull повторили еще один рекорд McLaren, выиграв 11 первых Гран При с начала сезона.
Говоря об этой победе, руководитель команды Кристиан Хорнер воздал должное своим сотрудникам, ведь Red Bull Racing может досрочно выиграть Кубок конструкторов сразу после летнего перерыва – уже на Гран При Италии в Монце.
Он сказал: «В этот уик-энд мы вошли в историю. Это особенное достижение для всей нашей команды. Установить новый рекорд из 12 подряд побед в Гран При, побить рекорд McLaren 1988 года, когда там выступали Айртон Сенна и Ален Прост под руководством Рона Денниса – это что-то невероятное. То, что у нас уже никто не отнимет.
Как долго будет продолжаться победная серия? Кто знает. На этой неделе нас ждет новое испытание – уик-энд в Спа в формате с субботним спринтом при переменчивой погоде. Там всякое может случиться. Мы движемся вперед от этапа к этапу, стремясь в каждый гоночный уик-энд добиться максимально возможного результата».
Ландо Норрис поднялся на вторую ступеньку подиума, повторив свой лучший результат двухнедельной давности и в третий раз повторив свой лучший результат в карьере. Это первый подиум McLaren на Хунгароринге после победы Льюиса Хэмилтона в 2012 году.
Серхио Перес поднялся на третью ступеньку подиума, впервые в карьере в Хунгароринге.
Финишировав четвертым, Льюис Хэмилтон шестой раз за последние девять гонок оказался в четверке лучших, но впервые с 2017 года не поднялся на подиум на венгерской трассе.
Хотя Фернандо Алонсо по-прежнему и 3-й в зачете пилотов, его Aston Martin уже совсем не так резв как в начале сезона, так что испанцу вряд ли удастся сохранить свою позицию под напором Хэмилтона
Девятое место – худший результат Фернандо Алонсо на Хунгароринге с 2009 года.
Во второй гонке подряд обе машины Alpine не смогли финишировать.
P.S. Макс Ферспаппен победил в Венгрии в памятном «шумахеровском» стиле, т.е. уехал со старта от всего пелотона и сохранял комфортное лидерство до финиша, предоставив всем прочим соперникам глотать пыль и разбираться между собой, о чем говорит и его огромный отрыв от финишировавшего вторым Норриса. Ну а прогресс McLaren также сработал на его и Red Bull досрочное чемпионство, так как эта команда отбирает очки у более близких соперников.