На Гран При Монако Формулы-1 не было равных Максу Ферстаппену
29 мая 2023
Голландский пилот взял на Гран При Монако победный дубль и лидирование со старта до финиша
Александр Климнов, фото f1news.ru
В календаре нет более странного и противоречивого этапа, но победить в Монако мечтает каждый гонщик. Малейшая ошибка приводит к сходу, мощность мотора и эффективность аэродинамики почти не влияют на результат, обгонять негде (как летать на вертолете по комнате – как говорили пилоты еще в 1990-х – авт.) – полный набор характеристик, противоположных требованиям современной Формулы-1.
Организатор этапа – Автомобильный клуб Монако, прежде единственный, не платил за проведение гонки, но подписанный Берни Экклстоуном контракт закончился, и сейчас организаторы платят за участие. Лишился этап и эксклюзивных прав на самостоятельную телетрансляцию – теперь все по общим правилам.
Формула-1 пришла на землю княжества в год своего рождения.
Этап 1950 года закончился победой Хуана-Мануэля Фанхио, проехавшего дистанцию гонки за 3 часа и 13 минут со средней скоростью 98,7 км/ч. Уже тогда говорили, что трасса слишком опасна, в 1952 году на тренировке погиб итальянец Луиджи Фаджиоли, и городской автодром на несколько лет покинул календарь, но Формуле-1 нужна была своя жемчужина, в 1955-м трасса в Монако вернулась – и уже навсегда.
За шесть десятилетий здесь произошло немало аварий, но в гонках чемпионата мира погиб лишь один пилот, итальянец Лоренцо Бандини, а еще двое вылетели в воду Средиземного моря. Фактически, Гран При Монако – один из самых безопасных этапов в календаре.
Это самая медленная трасса в календаре, разница между лучшим и провальным кругом очень невелика – приходится рисковать. В Монако практически невозможно обгонять, исход гонки во многом зависит от квалификации и первого поворота.
На этой трассе очень важна хорошая стартовая позиция, часто говорят, что эта гонка выигрывается в субботу.
После отмены Гран При Эмилии-Романьи из-за наводнения этап в Монако открывал европейскую часть сезона, в результате получилось, что он стал пятым подряд этапом на городской трассе – самым старым в календаре.
КВАЛИФИКАЦИЯ
Многие считали, что именно Монако может прервать победную серию Red Bull Racing – в пяти первых Гран При команда одержала пять побед.
Однако и тренировки и квалификация, которая получилась напряженной и очень интересной, никак не отразилась на лидерстве Макса Ферстаппена.
В Pirelli привезли на этап самые мягкие составы – С3, C4 и C5 в роли Hard, Medium и Soft. Чжоу стартовал на Soft, Алонсо, Сайнс, Леклер, Гасли, Расселл, Пиастри, Стролл, Боттас и Магнуссен на Hard, остальные на Medium.
Современные машины не подходят трассе в Монако от слова совсем. Слишком широкие и тяжелые болиды, да еще с жесткой подвеской, не способной компенсировать многочисленные кочки. Все сессии прерывались красными флагами, причем в аварии попадали даже наиболее опытные гонщики. Так, Хэмилтон врезался в стену на тренировке, а Перес разбил машину в первой части квалификации.
Шарль Леклер заблокировал Ландо Норриса, сбросив скорость в туннеле, и потерял три места на старте по решению стюардов.
С первого ряда стартового поля гонку начинали Ферстаппен и Алонсо, со второго – Окон и Сайнс, с третьего – Хэмилтон и Леклер.
Кстати, выиграв квалификацию в Монако, Ферстаппен завоевал свой первый поул на этой легендарной гонке, третий в сезоне и 23-й в карьере. Макс опередил Фернандо Алонсо по числу поулов за карьеру. Из действующих пилотов по этому показателю он теперь уступает только Льюису Хэмилтону (103 поула).
Фернандо Алонсо квалифицировался вторым, уступив Максу всего 0,084 секунды – это наименьшая разница между поулом и вторым местом в сезоне. Шестой раз в шести Гран При испанец опередил напарника по команде.
Второй раз за сезон Шарль Леклер квалифицировался третьим, четвертый раз в этом году опередив напарника по команде.
ГОНКА
На старте Ферстаппен сохранил лидерство. Стролл столкнулся с Элбоном, потеряв несколько мест. Хюлкенберг задел машину Сарджента – и получил пятисекундный штраф.
Хюлкенберг, Чжоу и Перес свернули в боксы, сменив шины – все перешли на Hard до финиша.
На 11-м круге Сайнс атаковал Окона перед шиканой, произошел контакт, Карлос сломал переднее антикрыло, но в боксы не свернул, продолжив движение. Фрагмент антикрыла отвалился на трассе, но его быстро убрали.
На 17-м круге Сайнса предупредили черно-белым флагом за инцидент с Оконом.
Сарджент собрал за собой группу гонщиков, попыток атаки долго никто не предпринимал – первым его опередил Магнуссен в пятом повороте, следом его прошли Стролл и Перес.
На 25-м круге Лидирующий Ферстаппен догнал большую группу гонщиков, собравшихся за де Вризом, которую замыкал Перес. Серхио пропустил напарника, обгон остальных потребовал времени – сначала Алонсо смог сократить отставание, потом Макс опередил эту группу и вновь стал отрываться.
Перес допустил контакт с Магнуссеном, повредил переднее антикрыло.
На 36-м круге Перес получил новый носовой обтекатель.
На 52 круге начался дождь. Сайнс атаковал Окона, но срезал шикану и вернул позицию.
Трасса становилась все более скользкой. На 55-м круге Ферстаппен, Пиастри и Норрис перешли на промежуточную резину. Алонсо снова свернул в боксы, на этот раз получив промежуточные шины. Леклер и Сайнс тоже сменили резину.
На 57-м круге Сайнс после разворота вылетел в зону безопасности, но продолжил движение.
Стролл зацепил барьер и сошел с дистанции со сломанной подвеской.
На 58-м круге Магнуссен оставался на сликах, максимально сбросил скорость, пропуская остальных, в Rascasse врезался в барьер, но все же доехал до боксов, получив резину для сильного дождя и новый носовой обтекатель.
На 59-м круге Сарджент врезался в барьер в шпильке, но продолжил движение.
Перес перешел с промежуточной на дождевую резину.
Расселл получил пятисекундный штраф за небезопасное возвращение на трассу - он задним ходом выезжал из зоны безопасности, и в него едва не врезался Перес.
На 60-м круге Магнуссен вылетел в зону безопасности первого поворота, но после паузы продолжил движение.
На 61-м круге Хюлкенберг перешел на дождевые шины и получил 10-секундный штраф за то, что неправильно отбыл пятисекундный штраф за инцидент на первом круге.
На 71-м круге Ферстаппен коснулся барьера без последствий для машины.
На 73-м круге Перес сменил шины, получив промежуточную резину.
На 76-м круге Магнуссен остановил машину в боксах и сошёл с дистанции.
Второй раз за карьеру выиграв Гран При Монако, Макс Ферстаппен одержал четвертую победу в сезоне и 39-ю в карьере, опередив Себастьяна Феттеля по числу побед за Red Bull (38).
По ходу Гран При Монако Ферстаппен превзошел рубеж 2000 кругов лидирования за карьеру (теперь 2077 кругов). Из действующих пилотов впереди него только Хэмилтон (5447 кругов лидирования).
По числу кругов лидирования (5672) Red Bull опередила Lotus (5624), поднявшись на пятую строчку по этому показателю.
Фернандо Алонсо финишировал вторым, повторив свой лучший результат после Венгрии’14, где он тоже был вторым. Это 103-й подиум в карьере испанца, по этому показателю он сравнялся с Кими Райкконеном на пятой строчке в общем рейтинге.
Финишировав третьим, Эстебан Окон в третий раз за карьеру поднялся на подиум. Окон стал первым французом на подиуме в Монако после Оливье Паниса, выигравшего гонку в Княжестве в 1996-м (во время дождя – авт.).
Первая тройка финишировала в том же порядке, в котором стартовала.
Четвертое место Льюиса Хэмилтона – его лучший результат в Монако в этом десятилетии.
Впервые в сезоне и 62-й раз за карьеру Хэмилтон оставил за собой лучший круг гонки. Это 50-й лучший круг Хэмилтона в составе Mercedes.
Джордж Расселл финишировал пятым, что позволило Mercedes добиться лучшего результата в сезоне – 23 очка за этап.
Уже на следующей неделе пройдет Гран При Испании в Барселоне.
P.S. Макс Ферстаппен уже в который раз показал свое тотальное превосходство, в данном случае на самой неподходящей для себя трассе, а вот его напарнику Серхио Пересу пришлось оправдлываться перед командой и за проваленную квалификацимю и за очковую баранку в гонке. Так что, очевидно, что желаемая многими борьба между двумя пилотами Red Bull – лишь видимость, а реально Макс семимильными шагами идет к третьему чемпионскому титулу.