Победа в Монреале сравняла Макса Ферстаппена с Айртоном Сенной
19 июня 2023
Выиграв Гран При Канады, голландец Макс Ферстаппен сравнялся с легендарным бразильцем Айртоном Сенной по победам
Александр Климнов, фото f1news.ru
Канадский этап Формулы-1 на автодроме на искусственном острове Ile Notre Dame в Монреале любим всеми: гонщиками, зрителями словно оживает в дни Гран При, интегрируя этап в себя, становясь частью его атмосферы, превращаясь в один большой уютный автодром.
Формула-1 пришла в Канаду еще в середине 1960-х. Первые четыре года национальный Гран При по очереди принимали Мон-Тремблан и Моспорт, потом этап обосновался в Моспорте, так как другая трасса оказалась слишком опасной.
В 1977-м французские канадцы, впечатленные успехом соотечественника Жиля Вильнева, озвучили идею строительства автодрома в Квебеке, однако, начинать с нуля было долго и дорого, поэтому за основу автодрома был взят искусственный остров Ile Notre Dame, построенный к международной выставке Экспо-67 (часть сооружений использовалась во время Олимпиады-76). Городские власти нашли $2 млн, связали между собой участки прямых, и к Гран При Канады 1978 года 4,5-километровая трасса была готова.
Первым победителем этапа стал как раз Жиль Вильнев, проехавший за рулем Ferrari 312T3 семь десятков кругов за 1:57'49. В 1982 году, после того, как Жиль погиб в квалификации перед гонкой в голландском Зольдере, автодром был переименован в его честь.
История канадской гонки полна трагедий и триумфов. Здесь почти невозможно угадать победителя, часто на верхнюю ступеньку подиума поднимается пилот, не претендующий на титул, а лидерам чемпионата не всегда везет...
Канадская трасса требовательна к тормозам, моторам и настройкам подвески, хотя и не столь требовательна к аэродинамике – это второй автодром (после Баку), где нужна относительно небольшая прижимная сила. Отсутствие одних проблем рождает другие, найти оптимальный баланс и настройки непросто, так что на тренировках трасса не пустует.
Подвеска должна быть одновременно достаточно мягкой, позволяя эффективно атаковать поребрики, но и жесткой для быстрой смены направления движения в шиканах. Поиск компромисса занимает массу времени, к тому же ситуацию сложно точно воспроизвести на симуляторе, поскольку из-за зимних морозов характеристики асфальта каждый год меняются.
Неровный асфальт способствует проявлению эффекта «дельфинирования» (продольной раскачки) болидов у тех команд, кто этому подвержен.
На относительно коротких прямых тормоза не успевают остыть, а серьезных торможений на круге сразу четыре – прямые разорваны шиканами, так что тормозам и коробкам передач приходится непросто.
Поул на монреальской трассе играет не столь большую роль по сравнению с другими этапами. Вероятность выезда автомобиля безопасности высока – 80%. Высокий расход топлива вынуждает гонщиков дозированно атаковать на дистанции.
По действующему контракту автодром имени Жиля Вильнёва должен принимать Гран При до 2029 года включительно, но гонки пройдут и в 2030-м, и в 2031-м – в зачет двух лет, когда этап не проводился из-за пандемии Covid-19.
Канадский этап любят все. Двух мнений быть не может. Гонщики, болельщики, зрители. Монреаль словно оживает в дни Гран При, интегрируя этап в себя, становясь частью его атмосферы, превращаясь в один большой уютный автодром.
По действующему контракту автодром имени Жиля Вильнёва должен принимать Гран При до 2029 года включительно, но гонки пройдут и в 2030-м, и в 2031-м – вместо двух лет, когда этап не состоялся из-за пандемии Covid-19.
После канадского этапа состоится серия из семи европейских этапов, которые окончательно решат судьбу чемпионского титула, если не произойдет никаких форс-мажоров. Впрочем, сомнений, что титул будет завоеван Максом Ферстаппеном досрочно, сомнений нет. Вопрос заключается только в дате и месте.
Все пилоты и эксперты поголовно признают, что догнать Макса и Red Bull в нынешнем этом сезоне нереально, и соперники уже постепенно переключаются на технику 2024 года. Твак, что пока Макс Ферстаппен будет побеждать, прочие команды обкатают на европейских Гран При новинки для следующего сезона, параллельно решая текущие турнирные задачи.
Канадский Гран При отличается крайне переменчивой погодой. В пятницу было сухо, квалификация прошла под дождем, а в воскресенье обошлось без осадков.
Первая тренировка в FIA была сокращена из-за потери связи с установленными на трассе камерами, так как проблему быстро не удалось решить. В итоге пришлось было увеличить продолжительность второй тренировки с часа до полутора, но сессия дважды прерывалась красными флагами, а потом и дождем. Протокол возглавил Льюис Хэмилтон.
В третьей тренировке шел дождь, периодически продолжавшийся и в квалификации, которую выиграл Ферстаппен. Не обошлось без ошибок и сразу четырех штрафов – Хюлкенберг, Цунода, Стролл и Сайнс потеряли по три места на старте.
Кстати, выиграв квалификацию в Монреале, Макс Ферстаппен завоевал 25-й поул в карьере и пятый в сезоне.
Нико Хюлкенберг квалифицировался вторым, добившись лучшего результата с Бразилии’10, но был оштрафован и стартовал только пятым.
Фернандо Алонсо квалифицировался третьим, но из-за штрафа Хюлкенберга четвертый раз в сезоне и 42-й раз за карьеру начал гонку с первого ряда стартового поля. Столько же стартов с первого ряда было у Джеки Стюарта и Грэма Хилла.
Льюис Хэмилтон второй раз в сезоне стартовал третьим.
В Pirelli привезли на этап самые мягкие шины – С3, C4 и C5 в роли Hard, Medium и Soft. Гасли стартовал на Soft, Перес Магнуссен и Боттас на Hard, остальные выбрали Medium.
На старте Ферстаппен сохранил лидерство, Хэмилтон опередил Алонсо, поднявшись на второе место. Пиастри обогнал Норриса. В борьбе с Пересом Сайнс выехал за пределы трассы и уступил позицию, но на торможении перед финальной шиканой её вернул. Цунода свернул в боксы.
На 2-м круге Алонсо задел барьер в четвертом повороте задним правым колесом, но продолжил движение.
На седьмом круге инженер попросил Сарджента остановиться на трассе – и он остановил машину в шестом повороте. Дирекция гонки на минуту объявила режим виртуального автомобиля безопасности, чтобы ее эвакуировать – и борьба продолжилась.
Пиастри опередил Хюлкенберга в борьбе за шестое место, Стролл – Гасли в борьбе за 13-е – и Пьер свернул в боксы.
На 12-м круге выехал автомобиль безопасности – Джордж Расселл разбил машину, врезавшись в стену после атаки поребрика в девятом повороте, и медленно вернулся в боксы, после чего продолжил гонку.
Гонщики свернули в боксы, сменив шины. Норрис и Элбон едва не столкнулись на пит-лейн. Похожий инцидент на пит-лейн между Алонсо и Хэмилтоном стюарды взяли на заметку, но не стали никого наказывать.
На 17 круге объявили рестарт. Ферстаппен сохранил лидерство и быстро оторвался.
На 23-м круге Алонсо зрелищно опередил Хэмилтона в борьбе за второе место.
В борьбе за позицию Де Вриз и Магнуссен «отжали» друг друга и вылетели в карман безопасности, потеряв много времени и откатившись назад. Норрис получил пятисекундный штраф за неспортивное поведение за автомобилем безопасности.
На 41-м круге Хэмилтон провел пит-стоп, на 42-м – Алонсо, на 43-м – Ферстаппен. Первая тройка сохранила позиции.
Алонсо ошибся на торможении и чуть сбавил темп по просьбе команды, Хэмилтон атаковал, сокращая отставание, но позже и Алонсо прибавил, контролируя отрыв.
На 55-м круге Расселл по команде инженера свернул в боксы и сошел с дистанции из-за слишком высокого износа тормозов.
За круг до финиша Перес получил новый комплект шин Soft и оставил за собой лучший круг гонки.
Макс Ферстаппен выиграл Гран При Канады, одержав 41-ю победу в карьере, сравнявшись по этому показателю с Айртоном Сенной, и шестую в сезоне. Ферстаппен лидировал в 27-й гонке подряд – это лучшее достижение для действующих гонщиков.
Эта победа стала сотой для команды Red Bull Racing и восьмой подряд в начале сезона – повторение начала сезона Mercedes в 2019-м. До рекорда McLaren – 11 побед подряд в начале 1988 года еще три победы.
Фернандо Алонсо финишировал вторым. За рулем Aston Martin Фернандо заработал шесть подиумов в восьми первых Гран При сезона – в два раза больше, чем в семи предыдущих сезонах вместе взятых.
Льюис Хэмилтон поднялся на третью ступеньку подиума – в десятый раз за карьеру поднявшись на подиум в Монреале.
Седьмое место Алекса Элбона – лучший результат Williams после Бельгии’21. Команда второй раз в сезоне заработала очки и ушла с последнего места в Кубке конструкторов.
Финишировав десятым, Валттери Боттас заработал очки в восьми последних Гран При Канады подряд.
Через две недели борьба продолжится в Шпильберге.
P.S. Очередной этап Макс Ферстаппен провел в памятном стиле 7-кратного чемпиона Михаэля Шумахера – победа в квалификации и отрыв прямо со старта от пелотона (в этот раз не слишком большой, но вполне убедительный) и лидирование со старта до финиша, хотя очередной «большой шлем» собрать не получилось из-за потери быстрейшего круга, который чуть не ушел к Хэмилтону и «Мерседесу», но в итоге достался напарнику по команде Пересу.