Ярославский моторный завод успешно развивает программу импортозамещения
22 ноября 2023
ЯМЗ внедряет новые дизельные моторы серий «535», «537» и «770/780» с уровнем локализации выше 90%
Александр Климнов, фото производителя, дзен.ру, glav.su
Ярославский моторный завод развивает программу импортозамещения. Так на прошедшей в сентябре выставке Comtrans'23 ярославцы показали свои новые турбодизели и газовый мотор (на водороде). Новые двигатели ЯМЗ-535, ЯМЗ-537, ЯМЗ-770 отличаются не только увеличенным рабочим объемом и современными характеристиками, но и уровнем локализации, превышающим 90%, причем, даже турбокомпрессоры для них делает российское НПО «Турботехника».
ЯМЗ-535 – импортозамещающая «четверка»
Отличие ЯМЗ-535 от прежнего семейства рядных моторов ЯМЗ-534 – в новом усиленном чугунном четырехцилиндровом блок блоке цилиндров с увеличенным до 5,1 литра рабочим объемом (с рабочим объемом одного цилиндра 1275 см³). В цилиндрах здесь применены гильзы «мокрого» типа, которые можно менять при износе, а также оригинальный кованый стальной коленвал с увеличенным радиусом кривошипа. Коленвал динамически сбалансирован, так как представляет единое целое с противовесами, а его шейки закалены методом ТВЧ.
Топливная аппаратура у ЯМЗ-535 полностью оригинальная. Инженерам удалось уйти от топливных систем фирмы Bosch и внедрить отечественную топливную систему разработки ЯЗДА и АЗПИ, которая на практике показала себя не хуже немецкой. Для управления ТНВД применена ЭБУ марки «Итэлма».
Топливная аппаратура ЯЗДА – тот же самый Common Rail, с теми же высокими показателями мощности и экономичности. К тому же, ЯЗДА обеспечивает экологичность не хуже, чем система Bosch. Моторы ЯМЗ с топливной системой ЯЗДА с системой очистки отработавших газов SCR позволяют легко вписаться в экологические нормы Евро-5, а при надобности могут выполнять и Евро-6, что означает их достаточно серьезный экспортный потенциал.
Что же касается отдачи, то ЯМЗ-535 выдает 240 л.с. и 900 Н·м в дизельной версии и 210 л.с. и 780 Н·м в газовой. В перспективе диапазон мощностей будет составлять 190–240 л.с.
Про расход топлива пока ничего не известно, но вероятнее всего, новый двигатель будет расходовать несколько меньше, чем его предшественники, так как КПД двигателя немного увеличится из-за новых поршней и возросшего давления наддува.
Предусмотрены две версии исполнения моторов ЯМЗ-535 – дизельная и газовая (в том числе и на водороде).
Дизельная версия предназначена для среднетоннажных грузовиков МАЗ-4380 и УРАЛ-80, «Валдай NEXT 12» (с кабиной Foton), автобусов ПАЗ «Citymax 9» и ЛиАЗ-4292 «Курсор», а также экскаваторов ЭксМаш Е-225 / Е-245.
Кроме того, ЯМЗ-535 может появиться на современных российских внедорожниках, например, на пикапе АГ34 (фото ниже) и на внедорожнике «Стрела» (фото выше), в том числе и на их военных версиях.
Газовая версия ЯМЗ-535 CNG LB будет устанавливаться на самый тяжелый грузовик серии «ГАЗон NEXT 10t», автобусы ПАЗ «Citymax 9», ПАЗ «Вектор NEXT» и ЛиАЗ-4292 «Курсор».
Запуск серийного производства нового дизельного мотора серии ЯМЗ-535, запланирован на конец 2023 года.
ЯМЗ-537 – импортозамещающая «шестерка»
Рядный шестицилиндровый турбодизель ЯМЗ-537 с рабочим объемом 7,7 л (объем одного цилиндра – 1283 см3) так же получил новый блок цилиндров и новую цилиндропоршневую группу.
Газовая версия двигателя (степень сжатия топливной смеси снижена до 11:1 против 17,5:1 у дизельной версии) получил также новую систему зажигания и системой распределенного впрыска газа с электронным управлением (ЭБУ ИТЭЛМА).
Мощность ЯМЗ-537 в зависимости от модификации составляет от 345 л.с. до 360 л.с. и до 1500 Н·м максимального крутящего момента.
Газовый двигатель ЯМЗ-537 CNG предназначен для использования в городских автобусах большого и особо большого классов. Новый мотор весьма экономичен, достаточно тяговит и соответствует высокими экологическими показателями стандарта Евро-6.
ЯМЗ-770 / ЯМЗ-780 – новый флагман ярославских рядных турбодизелей
Наиболее тяжелым в новой гамме ярославских рядных турбодизелей стал ЯМЗ-770 рабочим объемом 12,4 л, который также легко вписывается в экологический стандарт Евро-5, а в будущем и в Евро-6.
Мощность двигателя в зависимости от модификации двигателя (степень сжатия 17,5:1) составляет 350–620 л.с., а максимальный крутящий момент 1700–2500 Н·м.
В конструкции самой мощной 620-сильной версии использованы кованые поршни и система наддува с двумя турбокомпрессорами, что выдвигает данный мотор в прямые конкуренты китайским, французским и немецким аналогам.
Применяться ЯМЗ-770 станет на тяжелых грузовиках «Урал», автобусах ЛиАЗ большого и особо большого классов, на сельскохозяйственной (тракторы и комбайны), а так же строительной, дорожно-строительной и карьерной промышленной технике.
В производстве ЯМЗ-770 появится не ранее конца 2024 года.
На базе «770-ки» также разрабатывается многотопливный турбодизель ЯМЗ-780 (750 л.с., 2550 Н·м), предназначенный для военной техники.
Новая коробка передач ЯМЗ-1309
Кроме новые турбодизельных двигателей ЯМЗ запускает в серию и новую механическую 9-ступенчатую МКП ЯМЗ-1309, которая предназначена для моторов ЯМЗ-535 и ЯМЗ-537 CNG.
Новая коробка передач способна выдерживать до 1372 Н·м максимального крутящего момента, что позволит ей с большим запасом прочности работать на данных двигателях. Масса новой МКП равна всего 332 кг, что для грузовой МКП достаточно мало.
Более того, на ЯМЗ позаботились и о эксплуатационных характеристиках новой коробки, так усилия переключения переключения передач на рычаге снижены в два раза, а уровень шума при работе трансмиссии не превышает 88 дБА.
Только на данной МКП на ЯМЗ останавливаться не планируют и уже занимаются разработкой коробки передач ЯМЗ-1509 (МКМ=1500 Н·м) для еще более мощных моторов.
У ЯМЗ даже в нынешних тяжелых санкционных условиях получается разрабатывать и производить новые современные моторы
Ярославский моторный завод уже свыше 10 лет относится к самым современным производителям турбодизелей не только в нашей стране, но и во всей Восточной Европе.
Кстати, на мощностях ЯМЗ в разное время производились (собирались) лицензионные турбодизели Mercedes-Benz OM 646 для LCV серии Sprinter Classic (W909), а так же компоненты для лицензионного тяжелого турбодизеля серии ЯМЗ-650 (в «девичестве» французский Renault dCi11 – авт.). Кроме того, немецкая фирма Fritz Winter, которая выступает поставщиком деталей для BMW, Mercedes-Benz и Volvo, заказывала литье именно у ЯМЗ.
P.S. Таким образом, ЯМЗ уже достаточно давно располагало самыми современными технологиями производства европейских турбодизелей, многие детали для которых производились (включая отливки блоков) непосредственно на его
мощностях. Естественно, что завод применял их и на собственных двигателях. Так, что сравнительно высокий уровень локализации большинства технологий внутри страны позволил ЯМЗ даже в период санкций разрабатывать и производить новые
двигатели.