В 2019 году рынок LCV и пикапов сократится на 1,9%
Александр Климнов, фото RAMR
Во второй части доклада Генерального директора агентства Russian Automotive Market Research (RAMR) Татьяны Арабаджи на РАФ-2019, проходившем 19-20 марта, на специальной сессии посвященной коммерческим автомобилям (LCV и HCV) и специальной (прицепной) технике, были освещены итоги 2018 года в сегментах легкой коммерческой техники (LCV) и пикапов, Были рассмотрены результаты 2018 года по продажам на рынках новых и подержанных LCV, а также даны прогнозы на 2019 год и на более длительный период до 2024 года. RAMR также сравнил развитие рынка с показателем последнего благополучного 2013 года.
По словам Т.Арабаджи спад на рынке LCV как и более тяжелых грузовиков в 2019 году просто неизбежен из-за действия целого ряда макроэкономических факторов, связанных с замедлением роста экономики, продолжающимся падением доходов населения и товарооборота, соответственно, снижению автоперевозок как таковых. Кроме того, в 2019 году государсчтво резко сократило и перечень и объем дотаций на лизинг, автокредиты, закупки газомоторной автотехники, а также завершило ряд программам стимулирования автомобильного рынка, например, «фермерский автомобиль», «первый автомобиль», «обновление парка карет скорой помощи» и т.д. Свою роль сыграло и повышение с 2019 года НДС и утилизационного сбора, которые простимулировали (как и относительное снижение таможенных пошлин согласно договору с ВТО) продажи в осенний период. Однако это же привело к просадке рынка в начале 2019 года.
Так, спад на рынке новых LCV и пикапов в 2019 году прогнозируется RAMR на уровне 1,9% (к 2018 году) до 118,5 тыс. по базовому сценарию. Соответственно 2024 год к 2013-му может дать обвал на 37,7% даже по оптимистическому сценарию, но по пессимистическому падение составит все 73% до чуть более 100 тыс. и эта тенденция даже более негативная, чем на рынке более тяжелых грузовиков.
Кстати, соотношение продаж новых LCV к подержанным машинам, в 2018-м уменьшилось до 1:3,6 против 1:3,7 годом ранее
Спад производства LCV в 2019-м будет на уровне 2%, но 2024 год к 2013-му дает провал на 20,4% и даже 34,3% по пессимистическому сценарию
Соотношение продаж новых отечественных LCV к импортным выглядит как 3:1 (74,6% отечественного производства, против 79,6% в 2017-м). При этом доля российских брендов в производстве составила 78,4% против 76,6% годом ранее – фактически исключительно за счет государственных программ поддержки лизинга и кредитования.
Интересно, что даже на фоне кризиса некоторые бренды смогли заметно нарастить свою долю на рынке LCV и особенно это удалось LADA и Mercedes-Benz
Львиная доля рынка LCV (67,%) приходится на бюджетный сегмент (все отечественные модели), еще 6,5% на среднеценовой сегмент (корейский Hyundai и т.д.) и 26% на премиальный сегмент европейских брендов
Данные RAMR по парку LCV и пикапов следующие: в 2016–2019 гг. рост парка составит 2,8%. Львиная доля парка в 2019-м придется на отечественные марки – 61,8%, на европейские – 17%, на японские – 11,7%, на американские – 4,8%, на корейские – 3,2%. Китайцы вошли в прочие 1,5% парка. В 2019 году доля LCV и пикапов в парке в возрасте свыше 20 лет составит не менее 25,5%, что также говорит о большом потенциале для рынка новых LCV, но рост может дать только реальный рост экономики, так что без государственных программ стимулирования спроса и производства и данный сегмент никуда не двинется.
Цены на новые и подержанные LCV в 2018 году росли опережающими темпами
Корпоративные продажи LCV в 2018-м несколько выросли (+1,5%) до 78,4 тыс.
В лизинг лучше всех продавали свои LCV Citroen и Peugeot (оба свыше 30% от всех продаж), а доля лизинговых продаж удельно сократилась на 6,1%
В третьей части будет рассказано об отчете на рынке коммерческой техники компании DaimlerKAMAZ. Следите за новостями на портале www.rim3.ru<