RAMR предрек рынку грузовиков стагнацию до 2024 года
RAMR предрек рынку грузовиков стагнацию до 2024 года
21.03.2019
В 2019 году рынок грузовиков упадет на 3,8%
Александр Климнов, графики RAMR
Доклад Генерального директора агентства Russian Automotive Market Research (RAMR) Татьяны Арабаджи на РАФ-2019, проходившем 19-20 марта, на специальной сессии посвященной коммерческим автомобилям (HCV и LCV) и специальной (прицепной) технике, взвешенно осветил итоги 2018 года по продажам новых и подержанных грузовиков, а также рассмотрел производство грузовиков всех категорий. Были даны прогнозы продаж и производства грузовой автотехники на 2019 год, а также и на более длительный период до 2024 года. Причем, предполагаемые RAMR цифры сравнивались с показателем последнего благополучного 2013 года.
По словам Т.Арабаджи спад на рынке грузовиков (MCV и HCV) в 2019 году просто неизбежен, так как этому «способствуют» все макроэкономические факторы, включая замедление роста экономики, завершение в 2018-м крупных строительных проектов (Крымский мост и ЧМ-2018 по футболу) при отсутствии аналогичных по масштабу национальных проектов в 2019-м и в последующие годы, соответственно, сокращение объемов строительства как такового, промпроизводства и, отсюда и объема грузовых автоперевозок. Кроме того, в 2019 году резко сокращен объем госдотаций на лизинг, автокредиты, закупки газомоторной автотехники и свернут ряд других программам стимулирования автомобильного рынка (завершены программы «фермерский автомобиль», «новый седельный тягач» и т.д.). Достаточно большим шоком начала 2019 года стало повышение НДС и утилизационного сбора, которые вполне перевесили сокращение импортных пошлин осенью прошлого года (согласно соглашению с ВТО). Кстати, угроза роста цен из-за нового НДС поддержала продажи прошлого года, полностью выбрав отложенный спрос и уменьшив потенциал рынка новых грузовиков, по крайней мере, в первой половине нынешнего года.
Так, спад на рынке новых грузовиков в 2019 году прогнозируется RAMR на уровне 3,8% (к 2018 году) до 78,42 тыс. по базовому сценарию. А, вот 2024 год к 2013-му дает уже не спад, а качественный обвал на 25,2%, т.е. на четверть с лишним – и это долговременная, даже скорее коренная тенденция на российском рынке новых грузовиков.
Кстати, соотношение продаж новых грузовиков к подержанным машинам, в 2018-м уменьшилось до 1:3,2 против 1:3,5 годом ранее. Соотношение продаж новых отечественных грузовиков к импортным выглядит как 3:1 (75,1% отечественного производства, против 73,9% в 2017-м). При этом доля российских брендов в производстве составила 78,4% против 76,6% годом ранее – фактически исключительно за счет государственных программ поддержки лизинга и кредитования.
Интересно, что даже на фоне кризиса некоторые грузовые бренды смогли заметно нарастить свою долю на рынке и особенно это удалось ISUZU.
По полной массе производство грузовиков распределилось так: львиная доля (свыше 47%) пришлась на категорию 16–24 т, хотя здесь и было некоторое снижение, а прочие категории крутились вокруг планки в 15%. Причем, наиболее падение в последние два года испытали сегменты полной массой до 8 т и 24–32 т. Несколько вырос только сегмент 8–16 т.
По ценовым сегментам рынок распределился так: бюджетные (low-cost), преимущественно отечественные и китайские марки заняли 55,8% рынка (чуть меньше, чем в 2017-м), среднеценовые (например, Isuzu, Ford Cargo и Hyundai Truck) – 9,3% (рост к 2017-му), а премиальные (читай Большая европейская семерка) – 34,9% (минимальный спад).
Соответственно производство грузовиков следует в фарватере их рынка, т.е. даже при оптимистическом сценарии стагнирует, а при базовом или, тем более, пессимистическом – падает с разной степенью интенсивности, и этот понижательный тренд реализуется даже при сохранении на весь прогнозируемый период более-менее стабильной цены российской нефти марки Urals, а также, соответственно, курса рубля к доллару. Из этого следует, что те объемы производства, которые недовыпустит отечественный автопром – немедленно будут компенсированы импортными поставками.
Корпоративные продажи грузовиков выросли в 2018-м на 3,5%, однако, при резком падении их удельной доли.
Доля лизинговых продаж у грузовых брендов в 2018 году достаточно высока. При этом в целом по рынку доля новых грузовиков проданных по лизингу в 2018 году упала с 30,5% до 26% (18,9 тыс.).
Уникальные данные RAMR предоставил по парку грузовиков. Так в 2016–2019 гг. рост парка составит 13,4%. Львиная доля парка приходится на отечественные марки – 67,7%, на европейские – 13,6%, на белорусские – 8,3% и 3,8% – на японские. Китайцы заняли лишь 2,1% парка, а корейцы – 1,6%. В 2019 году доля грузовиков в парке в возрасте свыше 20 лет составит не менее 54,2%, что формально говорит об огромном потенциале для рынка новых грузовиков, но фактически все упирается в макроэкономику и без государственных программ стимулирования спроса и производства никаких серьезных подвижек не произойдет.
Во второй части обзора будет рассказано об аналогичном положении на рынке легкой коммерческой техники. Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Компания «Русбизнесавто» нивелирует негативные последствия для бизнеса клиентов из-за отзывов «Росстандартом» ОТТС ряда грузовых моделей китайских марок