Японский журналист рассуждает о прошлом, настоящем и будущем российского автопрома
Александр Климнов, фото автора, И.Антонова, dvizhok.su, КАМАЗ
Японское автомобильное издание Autocar Japan не скрывает разочарования потерей из-за санкций для Страны восходящего солнца огромного российского авторынка. Речь идет о сотнях тысяч машин, которые так и не достанутся российским потребителям. Автор статьи Кумико Като (Kumiko Kato) восклицает: «Остается только надеяться, что украинский конфликт разрешится, и японский автопром как можно быстрее вернется в Россию!».
В рамках экономических санкций против России за военную спецоперацию на Украине, ряд японских и европейских автопроизводителей объявили о приостановке продаж в РФ новых автомобилей, а также остановили поставки комплектующих и запчастей в период с конца февраля до начала марта нынешнего года.
Данные экономические санкции продолжаются и по прошествии трех месяцев спецоперации, причем, ситуация такова, что продажи новых автомобилей японских брендов в России сворачиваются как только они заканчиваются на складе.
В статье рассматривается сколько и каких японских автомобилей производилось и продавалось в России в 2021 году (по материалам ежемесячных отчетов FOURIN Inc. – японской информационно-консалтинговой компании, специализирующейся на мониторингах и отслеживании мирового автопроизводства).
Автомобили [легковые] в России собирали четыре японских компании – Nissan, Toyota, Mitsubishi и Mazda.
Бывший столичный «Рено Россия» (а еще ранее «Автофрамос») – кроме моделей Renault собирал также кроссовер Nissan Terrano. В 2021 году данной модели было произведено (данные АСМ-холдинга) 8199, а продано 8903 ед.
Калужское СП «ПСМА Рус» – совместное предприятие Mitsubishi с PSA (ныне Stellanttis) производит кроссовер Mitsubishi Outlander и внедорожник Pajero Sport, которых в 2021-м продано 21 429 ед.
Филиал «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге (фото на заставке) производил модели Camry и RAV4. В прошлом году было продано 8813 автомобилей этого бренда питерской сборки.
Завод «Ниссан Мэнуфекчуринг Рус» под Санкт-Петербургом производил кроссоверы X-Trail, Murano и Qashqai. Их продано 52 073 ед.
Владивостокское СП «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» производит модели Mazda 6, CX-5, CX-9 и CX-30. Каковых продано 28 782 ед.
Все эти автомобили, произведены в России. Кроме того, из Японии в 2021 году было импортировано около 110 тысяч легковых и грузовых автомобилей японского производства.
Сверх этого, ежегодно из Японии в Россию импортируется около 160 тысяч подержанных автомобилей. Россия – страна номер один в мире по импорту подержанных автомобилей из Японии (по их импорту согласно данным «Автостат Инфо» среди российских регионов вполне логично лидирует сопредельный с Японией Дальневосточный ФО, который наращивает импорт подержанных праворульных «японок» с 2019 года – авт.).
Что касается подержанных автомобилей, то в марте их экспорт в РФ был приостановлен на несколько недель, однако, уже в конце марта он возобновился. Для экспорта в Россию разрешены подержанные автомобили, стоимость которых на японском рынке не превышает 6 млн иен (~$50 тыс.).
В настоящее время автомобильный бизнес между Японией и Россией ограничивается только ввозом в последнюю подержанных автомобилей, (хотя, надо признать, что с учетом знаменитого качества японских моделей для своего внутреннего рынка, это и не такой уж плохой обмен для российских клиентов, но, таким образом, российский авторынок фактически возвращается к реалиям 30-летней давности – авт.).
Почему начато производство «автомобилей старых спецификаций»?
Экономические санкции против России привели к тому, что в настоящее время практически прекратился импорт готовых [новых] автомобилей в Россию и локальное производство «российских иномарок». Более того, в Россию перестали поступать также запчасти к моделям многих японских и европейских производителей. Поэтому производство новых автомобилей российскими производителями стало крайне затруднительным.
В связи с этим российские автопроизводители собираются пойти на то, чтобы производить у себя в стране «упрощенные» модели без многочисленных подушек безопасности, системы ABS, оборудования для полной очистки выхлопных газов и т.д.
Но хотя некоторые (например, небезызвестная Ксения Собчак – авт.) и называют эти будущие модели «олдтаймерами», это не копия древних образцов. У них будет совершенно новый экстерьер, хотя внутреннее оборудование может соответствовать старым спецификациям 1990-х.
Что будет с «экологическим стандартом» в России?
В настоящее время стандартом в России и минимальным стандартом для экспортных поставок автомобилей ее производства Евро-5.
Поговаривают, что российские власти подумывают о снижении этого стандарта внутри страны (без экспорта) в условиях тех трудностей, которые автопром России испытывает в получении современных двигателей и комплектующих для их производства.
Насколько высока решимость российского правительства к снижению экологического стандарта?
Для примера японский автор обратился за информацией к крупнейшему российскому производителю грузовиков – компании «КАМАЗ».
С вводом санкций предприятие оказалось в достаточно сложном положении, поскольку до этого двигатели Cummins для него поставлялись из США, а коробка передач ZF – из Германии (на самом деле эти агрегаты собирались соответствующими СП в Набережных Челнах, правда, сути это не меняет – авт.).
После начала спецоперации на Украине уже в первой декаде марта руководство предприятия объявило, что в связи с прекращением поставки этих узлов с Запада, часть производства основной большегрузной модели завода – серии К3, будет осуществляться по «упрощенной схеме». Более того, пошел слух о том, что предприятие вообще вернется к изначальной оригинальной «старой» модели грузовика (т.е. КАМАЗ-5320, но это уже фейк, так как актуальная модель обозначается отраслевым индексом КАМАЗ-65115 – авт.).
Г-н Като, констатирует, что ответ на его запрос с КАМАЗа пришел на удивление быстро.
Пресс-служба КАМАЗа написала: «К сожалению, ваша информация (о возвращении к производству оригинальной «старой» модели грузовика) не соответствует действительности. Предприятие продолжит выпуск последних моделей К3, К4 и К5 и не думает о восстановлении производства старых моделей».
Но добавила: «Однако из-за нехватки запчастей мы планируем выпускать часть грузовиков поколения К3 под экологический стандарт Евро-3. Автопроизводители по всему миру испытывают проблемы с нехваткой запчастей и комплектующих. На нашем сайте всегда доступна дополнительная информация о нашей деятельности».
Японский автор констатирует, что слухи о возврате, например, КАМАЗа к экологическому стандарту Евро-3, все-таки, оказались правдой (АВТОВАЗ, кстати, вообще, возобновил производство легковушки «Лада Гранта Классик» в экостандарте Евро-2 – авт.).
Символ бывшего Советского Союза «Москвич» возрождается!
Недавно из России поступили сногсшибательные новости: речь идет о намерении российской автопромышленности возродить историческую российскую автомобильную марку «Москвич».
Более того, основные заводы, принадлежащие Renault Group (и прежде всего, знаменитый московский завод «Москвич», ранее АЗЛК), будут национализированы, их персонал будет сохранен, а права субподрядчиков будут защищены.
Москвич по-русски означает «житель Москвы» (или, как иногда это интерпретируют, «Московский малыш») и является историческим автомобильным брендом, символизирующим бывший Советский Союз. Завод был основан в 1947 году в городе Москве. Основу его станочного парка и конвейера составила реквизированная после войны в Германии техника немецкого автогиганта Opel. За время своего существования завод произвел миллионы легковых малолитражных автомобилей,но был обанкрочен в 2002 году, после чего был выкуплен [только территория – авт.] автогигантом Renault Group и начал производить популярные модели этого автопроизводителя, которые миллионами разошлись по России.
Кумико Като побеседовал об этих новостях с господином К., который долго проработал в японской автопромышленности и еще с конца 1970-х начал работать в представительствах японских автогигантов в СССР.
Господин К. известен тем, что, начиная с 1980-х организовал экспорт из СССР в Японию через «Объединение японских импортеров иностранных автомобилей (FAIA) автомобилей АВТОВАЗа LadaNiva (ВАЗ-2121 «Нива» – и это была единственная советская модель, официально ввозившаяся в Японию – авт.).
Он рассказал: «Впервые я приехал в СССР в начале 1970-х. С 1979 года занялся экспортом в Японию моделей Lada Niva. Мне удалось продать на родине многие сотни этих машин. Но с развалом Советского Союза этот бизнес пошел на спад, и в 1989 году я покинул тогдашний СССР.
Модельный ряд советских автомобилей 1970-х включал в себя представительские ЗИЛы (для руководителей КПСС и государственных деятелей) и «Чайки» (ГАЗ-13 и ГАЗ-14), среднелитражные «Волги» (ГАЗ-24),
а также микролитражные «Запорожцы» (ЗАЗ-968/968А/968М) с задним расположением двигателя с воздушным охлаждением.
«Волги» составляли основу парка советских такси.
В 1970-х в СССР появились новые современные малолитражки «Жигули» (ВАЗ-2101 и прочие), выпускавшиеся огромными тиражами на заводе [ВАЗ] в Тольятти, построенном при сотрудничестве с итальянским концерном FIAT. Это была очень популярная машина».
Он добавил: «Когда я только приехал на работу в СССР, я сам ездил в свой офис на «Волге» – автомашине среднего литража без гидроусилителя и с тяжелым и неудобным рулем. Указатель уровня топлива был поплавковым и неточным, клиренс у автомобиля был очень большим, бампер был очень крепким, и вообще машина была похожа на танк. На ней можно было атаковать столбы уличных фонарей, а она этого даже не почувствовала бы.
Когда меня направили в командировку в СССР во второй раз, я уже ездил на маленьком симпатичном седане под названием «Лада» или «Жигули». Это уже был более западный автомобиль, но, все-таки, до них не дотягивал. Хорошо помню большие проблемы с зазорами в панели приборов. Помню также, что никаких систем для хоть какой-то очистки выхлопных газов у тех машин не было.
Возможное решение правительства России временно разрешить производство по сниженному евро-стандарту будет означать, что они смогут использоваться только на территории России. При таком условии это в общем-то дело России.
Есть непроверенные данные, что в России на середину мая было произведено уже около 5000 автомобилей пониженного евро-стандарта. Причина – нехватка электроники, например, производства компании Bosch».
Кумико Като пишет: «Итак, в России может сложиться ситуация, когда на внешне современных моделях машин «начинка» станет соответствовать чуть ли не советским временам. Как бы там ни было, это будут любопытные версии.
Но если говорить серьезно, то будем надеяться, что в России и на Украине наступит мир, и иностранные автопроизводители, как и прежде, возобновят свое производство в России.
Остается только уповать на то, чтобы этот день наступил как можно быстрее».
P.S. На Западе (в широком смысле этого слова к нему относится и Япония) есть не только массовая русофобская истерия, но и здравые умы, которые прекрасно видят, где политиканство и претензии на истину в последней инстанции, а где – подлинные национальные экономические интересы…
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка