В российском автопроме появится собственный бренд производителя АКБ и накопителей – РЭНЕРА

В российском автопроме появится собственный бренд производителя АКБ и накопителей – РЭНЕРА

17 сентября 2021


«Росатом» запустит к 2026 году в Калининградской области на площадке Балтийской АЭС гигафабрику по выпуску аккумуляторов и конденсаторов-накопителей для 45 тыс. BEV


На этой неделе подписано соглашение о производстве литий-ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления энергии между ООО «РЭНЕРА» («Росатом — Энергоаккумулирующие решения»), входящем в топливную компанию «Росатома» ТВЭЛ, и правительством Калининградской области.
1.jpg

Гендиректор РЭНЕРА Эмин Аскеров и губернатор Калининградской области Антон Алиханов дают интервью СМИ после подписания соглашения о реализации инвестиционного проекта

Технологическим партнером выступает южнокорейский производитель литий-ионных батарей Enertech International Inc., в число совладельцев которого РЭНЕРА вошла в 2021 году с долей в 49%. Объем финансирования не раскрывается, но в ТВЭЛ указывают, что, исходя из мировой практики, строительство 1 ГВт·ч производственных мощностей оценено в ~$100 млн. Более 60% капиталовложений планируется профинансировать из инвестиционного ресурса «Росатома» и средств партнера.

В ТВЭЛ сообщают, что первая российская гигафабрика, будет построена к 2026 году в 10 км от границы с Литвой на площадке Балтийской АЭС (ранее на ней планировалось сооружение двух реакторов ВВЭР-1200, однако, строительство было заморожено еще на стадии начала заливки бетона). В «Росатоме» также отметили, что ключевыми факторами в пользу выбора Калининградской области под площадку для строительства стали как возможность круглогодичного ведения строительных работ, так и уровень готовности территории и транспортная доступность.

Полная производственная мощность завода составит не менее 3 ГВт·ч в год (по суммарной емкости годового выпуска АКБ). При этом гендиректор РЭНЕРА Эмин Аскеров отмечает, что: «Сигналы, которые мы получаем от российского рынка, свидетельствуют, что запланированный нами год назад объем производства может оказаться недостаточными. Чтобы реализовать план развития электротранспорта, мы рассматриваем сценарий увеличения производственной мощности завода до 12 ГВт·ч».

По прогнозам Bloomberg, спрос на литий-ионные батареи к 2031 году вырастет в 10 раз и превысит 2 ТВт·ч. Доля России на мировом рынке накопителей должна к тому времени составить 1%.
ARGO.jpg
Импортозамещение уже началось, так в сентябре РЭНЕРА подписал соглашение с «АРМЗ Горные машины» об оснащении накопителями погрузочно-доставочных машин ARGO. До этого накопители для них поставлял французский партнер компании – Aramine.

Недавно РЭНЕРА представил новую продуктовую линейку: тяговую батарею для тяжелых грузовиков со сверхбыстрой зарядкой и накопитель для легковых электромобилей. Эмин Аскеров недавно рассказал, что: «В этом году подписано соглашение с КАМАЗом и «Россетями» о разработке комплексного решения по электротранспорту, зарядной инфраструктуре и сервису. Главная идея – сделать электротранспорт более доступным: городу не нужно инвестировать в электротехнику и инфраструктуру, а можно платить сразу за так называемый зеленый километр, стоимость которого рассчитывается из пробега электротранспорта и затрат на его обслуживание на протяжении всего жизненного цикла.
В сентябре запускаем пилотный проект в Белгороде, а в следующем году хотим опробовать там несколько десятков электробусов.
Ведем переговоры о поставках КАМАЗу, ПК «Транспортные системы» (ПКТС), «Транс-Альфа», которые выпускают электробусы, электромобили коммерческого и личного пользования. Изначально мы смотрели на зарубежный рынок как на приоритетный, но при глубоком анализе оказалось, что потенциальный рынок сбыта в России даже превышает наши планируемые объемы. Конечно, мы будем работать и с иностранными заказчиками. Интерес проявили Volkswagen и Volvo, сборка их автомобилей производится в нашей стране, и они хотят соответствовать требованиям локализации. Если они включат наши батареи в конструктив своих машин, то мы попадем в цепочку их поставщиков.
Основное направление работы с зарубежными игроками – формирование совместных предприятий, такие переговоры, например, ведутся с Индией».

В РЭНЕРА предполагается, что к 2030 году основная часть спроса на ее продукцию (до 95%) будет приходиться на тяговые АКБ для легковых (BEV – авт.) и легких коммерческих (LCEV) электромобилей, а остальная часть придется на АКБ для электробусов, а также средних и тяжелых электрогрузовиков.

В ТВЭЛ не называют партнеров в автопроме, но говорят, что ведут переговоры со всеми ключевыми участниками рынка — «как с теми, кто прямо указан в концепции развития электротранспорта РФ, так и с рядом других автопроизводителей, планирующих выйти на рынок, названия которых, к сожалению, не можем разглашать в связи с подписанными соглашениями о неразглашении».

В рамках недавно принятой «Концепции по развитию электрического транспорта к 2030 году» упоминаются действующие проекты по электробусам Группы ГАЗ («ГАЗель e-NN», которая уже вышла на маршрут в Нижнем Новгороде),
3.jpg
Группы КАМАЗ (КАМАЗ-6282 и КАМАЗ-6292) и компании Volgabus (Ситиритм 12 ELF), а также только запланированные к выпуску легковые городские электромобили. Например, проект электроситикара КАМАЗа «Кама-1», запуск серийного производства которого намечен ориентировочно на 2024 год, а также на создаваемое (пока еще вопрос не до конца улажен – авт.) на мощностях в Тольятти серийное производство электроситикаров под суббрендом Zetta. Единственный проект по производству электромобилей непосредственно в самой Калининградской области, исходя из «Концепции» – это запуск с 2023 года сборки легковых BEV на местном «Автоторе» под брендами Hyundai и KIA. Впрочем, корейский концерн HMC данных планов не только не подтверждает, но даже наоборот – утверждает, что сначала в России необходимо создать достаточно существенный по объему рынок электромобилей, чтобы их можно было производить рентабельно. На «Автоторе» же подтверждают планы организовать производство электромобилей, причем: «Возможно, нескольких моделей в тесном сотрудничестве с действующими партнерами, опираясь на обозначенные сроки и глубину технологии производства и руководствуясь предложенным подходом к определению «российского электромобиля». Представитель «Автотора» также подтверждает факт переговоров с «Росатомом» по данному вопросу и заинтересованность в проекте.

Эксперты отмечают, что льготные условия для ведения автобизнеса в Калининградской области могут компенсировать такое удаленное расположение анклава от основной территории страны, а также отмечают его достаточно удобную логистику по Балтийскому морю.

Прочие автокластеры в европейской части РФ расположены в Калужской (ПСМА и Volkswagen Group), Ленинградской (Hyundai и KIA, Nissan, Toyota), Московской (Mercedes-Benz) и Тульской (Haval) областях, а также в Москве («Рено Россия»), Нижнем Новгороде (контрактная сборка на АЗ ГАЗ для Volkswagen Group), Тольятти и Ижевске (АВТОВАЗ), а также ОЭЗ «Алабуга» («Соллерс-Форд») и Ульяновске (УАЗ). И, в принципе, все они так или иначе заинтересованы в поставках литий-ионных тяговых аккумуляторных батарей именно российского производства, так как с учетом высокой доли стоимости АКБ в конечной цене BEV, это сильно помогло бы процессу их локализации.

На КАМАЗе не отрицают, что «вели и ведут переговоры с «Росатомом» по потенциальному сотрудничеству в этой области». Концерн заинтересован в покупке тяговых батарей производства этой гигнафакбрики, «как и с любой другой российской площадки, готовой поставлять батареи при соблюдении параметров “цена-качество”». В Группе ГАЗ также подтвердают, что вели переговоры, отмечая, что «заинтересованность есть».
Реализация проекта способна дать мощный импульс для социально-экономического развития удаленных территорий Калининградской области, полагает губернатор региона Антон Алиханов.

Эксперт Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что 3 ГВт·ч – это производство примерно обеспечивающее АКБ для 45 тыс. электромобилей, а перспективные 12 ГВт·ч – ~170 тыс. Г-н Бабанский считает, что со стратегической точки зрения доступа к экспортным рынкам расположение завода в Калининградской области – правильное, так как «исключительно российским спросом загрузить завод в обозримой перспективе – сложная задача». Согласно «Концепции», в 2026 году в России должна производиться 71 тыс. электромобилей, а к 2030 году – 217 тыс. Эксперт заключает, что: «Учитывая масштабы строящихся заводов и критическую значимость “эффекта масштаба” для литий-ионных аккумуляторов, также стратегически правильно целиться в 12 ГВт·ч».

Прочие эксперты по автопрому также отмечают экспортный потенциал гигафабрики, но в то же время указывают, что европейские автоконцерны нацелены на создание собственных производств батарей, по примеру Tesla Inc. и Volkswagen Group. Впрочем, они вполне допускают, что кто-то из других игроков европейского автопрома может пойти на покупку у стороннего производителя.

P.S. То, что российскому автопрому (включая и производителей «российских иномарок») в ближайшем будущем понадобятся литиевые аккумуляторные батареи и накопители (конденсаторы) отечественного производства – очевидно и несомненно, а вот потенциал экспорта таких тяговых АКБ непосредственно в Европу будет напрямую зависеть от сертификации гигафабрики по «углеродному следу» по стандартам ЕС, а также выходу на конкурентоспособное соотношение «цена+качество», т.е. в данном случае долговечность и экологичность производимых АКБ. Но как говорит китайская пословица: «Путь в десять тысяч ли начинается с первого шага».

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

На ВАЗе дан старт производства LADA Aura

На ВАЗе дан старт производства LADA Aura

Президент РФ Владимир Путин дал высокую оценку как LADA Aura, так и работе АВТОВАЗа

09.10.2024

УАЗ повысит локализацию малотоннажника Sollers Argo сваркой рам

УАЗ повысит локализацию малотоннажника Sollers Argo сваркой рам

Это позволит увеличить объем выпуска коммерческих автомобилей

02.10.2024

Не стало отца классического дизайна «Мерседесов» Бруно Сакко

Не стало отца классического дизайна «Мерседесов» Бруно Сакко

Скончался 90-летний создатель классического дизайна автомобилей Mercedes-Benz конца 20-го века итальянский дизайнер Бруно Сакко

30.09.2024

Суд приказал Карлосу Гону вернуть «Ниссану» 37-метровую яхту и $32 млн

Суд приказал Карлосу Гону вернуть «Ниссану» 37-метровую яхту и $32 млн

Высокий суд Британских Виргинских островов присудил Карлосу Гону вернуть 37-метровую яхту компании Nissan Motor и заплатить 32-миллионную неустойку

26.09.2024

КАМАЗ произвел 2,5-миллионный грузовик

КАМАЗ произвел 2,5-миллионный грузовик

Сегодня сошел с конвейера КАМАЗ под номером 2 500 000

25.09.2024

УАЗ начал внедрение экзоскелетов на конвейере

УАЗ начал внедрение экзоскелетов на конвейере

УАЗ облегчил жизнь рабочих экзоскелетами

19.09.2024

ВАЗ объяснил причины снижения уровня локализации автомобилей LADA в 2024 году

ВАЗ объяснил причины снижения уровня локализации автомобилей LADA в 2024 году

LADA снизила уровень локализации с 5471 до 5002 баллов всего за несколько месяцев

18.09.2024

Возврат к списку