В Китае беспилотное аэротакси Fengfei Aviation Shengshilong совершило первый перелет над Большим заливом
29 февраля 2024
Китайский eVTOL Fengfei Aviation Shengshilong совершил первый полет между городами Шэньчжэнь и Чжухай и Большим заливом
Александр Климнов, фото Fengfei Airlines
В Китае беспилотное аэротакси Shengshilong типа eVTOL (электрический самолет вертикального взлета и посадки) совершило первый перелет между городами Шэньчжэнь и Чжухай.
Как пишет китайский паблик STCN, расстояние между вертодромом Шэньчжэнь Шекоу (где базируются 5 аэротакси Shengshilong)
и пристанью порта Чжухай Цзючжоу по прямой составляет 55 км, но поездка на автомобиле между этими пунктами только в одну сторону занимает 2,5–3 часа.
Полет через Жемчужную реку и Большой залив состоялся 27 февраля и продлился около 20 минут.
Известные как «воздушные такси» и «летающие автомобили», летательные аппараты типа eVTOL взлетают вертикально как вертолеты, без необходимости использования традиционных аэропортов и взлетно-посадочных полос, и переключаются в режим полета с неподвижным крылом в воздухе, двигаясь на высоких скоростях, как традиционные самолеты.
Уточняется, что 2-тонный электрический eVTOL «Shengshilong» разработки шанхайского стартапа Fengfei Aviation Technology, совершивший полет, развивает крейсерскую скорость 200 км/ч, а максимальная дальность его полета составляет 250 км.
За эксплуатацию маршрута eVTOL отвечает крупнейший оператор вертолетов в Южном Китае компания Eastern General Aviation (EGA), который заявил, что будет использовать аэротакси Fengfei Aviation Shengshilong для перевозок через залив между Шэньчжэнем и Чжухаем по цене ориентировочно в 200-300 юаней с человека после начала регулярной и широкомасштабной эксплуатации. Первоначально же стоимость билета составит около 1000 юаней.
Кроме того, планируется, что в будущем в районе Большого залива (Гуандун-Гонконг-Макао) будут открыты сотни маршрутов и тысячи точек взлета и посадки такого аэротакси.
В организации первого полета аэротакси Shengshilong приняли участие технологические компании eVTOL, операторы воздушного движения, поставщики инфраструктуры и услуг, департаменты государственного управления, департаменты управления воздушным пространством, органы гражданской авиации и другие стороны.
Генеральный секретарь Южно-Китайского региона Комитета по низковысотному транспорту Китайской ассоциации связи Лю Либо считает: «В управлении воздушным пространством малых и сверхмалых высот в мире еще нет зрелой автономной системы управления, а осуществление полетов требует большей координации отрасли».
С точки зрения инсайдеров отрасли, коммерциализация eVTOL включает в себя новые технологические исследования и разработки, аппаратную инфраструктуру, экосистему, политику и регулирование и т.д., но после того как технология созреет, тот город, который первым применит такие БПЛА завоюет пальму первенства и получит многочисленные дивиденды.
Ранее, в декабре прошлого года, первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов заявил, что 2023 год стал знаковым для России в развитии беспилотного транспорта на земле, в воздухе и на воде. Он также сообщил, что в 2023-м началась экспериментальная коммерческая эксплуатация беспилотных автомобилей такси российской разработки.
Летом того же года Reuters писало, что во Франции намерены запустить аэротакси Voloсity (разработки немецкой компании Volocopter) к Олимпиаде 2024 года.
Аппарат типа eVTOL, представленный на Парижском авиасалоне в Ле-Бурже, развивает скорость до 110 км/ч, а дальность его полета составляет 35 км. Аэротакси может приземляться на пространство диаметром 15 м, что позволяет передвигаться на таком виде транспорта в том числе и в городе.
P.S. Тема БПЛА типа eVTOL на сегодня, похоже, стала основным трендом в развитии давней темы «летающих автомобилей-такси» и то что Поднебесная стремится застолбить здесь место под солнцем также вполне логично – конкурировать с производителями «настоящих» самолетов и вертолетов ей сложно, а вот на новом рынке вполне можно успешно продвинуться как это сейчас происходит с китайскими электромобилями.
P.P.S. У нас в стране тоже ведутся аналогичные амбициозныеразработки, но их финансирование, конечно, гораздо скромнее, чем в Китае.